Слайд 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»г. Балаково
Роль виртуальных
экскурсий в формировании экологического, биологического мышления современного школьника
Учитель высшей категории Алексеева О.А
Слайд 2Понятие «экскурсия»
(от лат. «excursio» - выбегаю)
Слайд 3Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое
познавательное правило:
лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Экскурсии - это форма образовательного процесса, проводимая с познавательной целью при изучении природных объектов в их естественной среде или искусственно созданных условиях.
Виртуальные экскурсии – как самый эффективный и убедительный способ представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия.
Слайд 4Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен:
экскурсии дают подрастающему поколению возможность
для повышения своего интеллектуального уровня,
развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации учебного процесса.
В процессе коллективной экскурсионной деятельности формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную.
Слайд 5
И что делать, если человек всю жизнь мечтал посетить самый большой
в мире аквариум в Барселоне, восхититься красотами Карпат или подводного мира Карибского моря, или своими глазами увидеть динозавров?
Выход из этого положения я и увидела в создании виртуальных экскурсий.
Слайд 6Так что же такое виртуальные экскурсии и почему они приобрели такую
популярность?
Виртуальная экскурсия,
это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, график, текст, ссылки.
Экскурсии обладают интерактивностью
Слайд 9Everyscape — портал, на котором можно найти много малоизвестных музеев
Портал Everyscape
(www.everyscape.com) содержит довольно объемную базу городов и стран, в которых предлагаются виртуальные туры по музеям
Слайд 10Виртуальные музеи
1.Портал «Музей РОССИИ»http://www.museum.ru
2.Государственный Дарвиновский музей
http://www.darwin.museum.ru
3. Московский зоопарк –http:/moscow zoo.ru
4.Великоустюгский музей
заповедник –http:/ustyug-museum.ru
5.Музей человеческого тела- http:/nibler.ru
6.Музей антропологии .Мехико. -http:/musei-online.blogspot.ru
Слайд 11Виртуальные музеи
7.
Виртуальные выставки Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской
академии наук (Кунсткамеры).
http://www.kunstkamera.ru/exhibitions/virtualnye_vystavki/
8.Виртуальные экскурсии Российского Этнографического музея.
http://www.ethnomuseum.ru/virtual_excursion.htm
9.Панорамы острова Кижи.
http://kizhi.karelia.ru/journey/kizhi_panorama/
10. Виртуальные панорамы Археологического музея Горгиппия.
http://www.anapacity.com/virtualnye-panoramy/arheologicheskiy-muzey-gorgippiya.html
11.Экскурсия по Археологическому музею-заповеднику Танаис.
http://pangorod.ru/maps/posmotret-gorod/arheologicheskii-muzei-zapovednik-tanais.html
12.Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. http://elabuga.com/elabuga_tour/html/015.html
Слайд 12Основным преимуществом виртуальных экскурсий
доступность – возможность осмотра объектов или услуг без
больших материальных и временных затрат, возможность осмотра объектов или услуг в любое время, возможность многократного просмотра экскурсий и прилагаемой к ней информации, и наглядность – возможность, по принципу, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Слайд 13Цели и задачи виртуальной экскурсии
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении
детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.
- предоставить площадку для демонстрации опыта проведения виртуальных экскурсий в урочной и внеклассной деятельности, на занятиях
- дать педагогам возможность творчески подойти к созданию мультимедийного учебного продукта через использование различных программ
Слайд 14Виртуальная экскурсия
это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением
реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов
Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Слайд 15Что необходимо учесть при подготовке методического сопровождения к цифровому ресурсу:
1. идея
экскурсии;
2.цели и задачи экскурсии;
3.содержание экскурсии;
4.маршрут и оформление экскурсии;
5. техническая составляющая разработки (навигация, интерактивность в т. ч.);
6.результаты и методические рекомендации по использованию ресурса.
Слайд 16Виртуальная экскурсия позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте.
• Не
покидая учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны.
• За один урок можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ.
• Помогает организовать деятельность по овладению научными знаниями.
• Помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
• Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность
Слайд 17• В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе
которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
• Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.
• Для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира.
Слайд 18Как провести виртуальную образовательную экскурсию?
1.Вступительная беседа, отмечая цели и задачи
путешествия, предлагаю подготовить маршрутные листы, а также направляю внимание на способы навигации по сайту.
2.Во время Интернет- экскурсии можно предложить законспектировать интересные моменты, скопировать нужные материалы в свои папки.
3.Заканчивается экскурсия обязательно итоговой беседой, во время которой мы вместе обобщаем увиденное и услышанное, выделяя важные моменты.
4.В конце урока учащиеся получают творческие задания для закрепления пройденного материала.
Слайд 19Критерии оценки виртуальной экскурсии
1Информация, подобранная для виртуальной экскурсии,
хорошо структурирована, изложена ясно
и последовательно, имеет законченный характер. 0 – 3 балла
2 Информация дополнена своими собственными фотографиями, рисунками, видеофрагментами. 0 – 3 балла
3Экскурсия не перегружена дополнительной информацией.0 – 3 балла
4 Указаны использованные источники. 0 – 3 балла
5Оформление продумано, выдержано в едином стиле, облегчает восприятие информации.0 – 3 балла
6 Для изображений выбран оптимальный способ вставки. 0 – 3 балла
7 Текст виртуальной экскурсии не содержит ошибок. 0 – 3 балла
21 балл
Слайд 20Если нет интернета?
Могут использоваться интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем или
детьми под его руководством.
Достаточно мультимедийного проектора и компьютера в кабинете.
Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста.
Эти виртуальные экскурсии приобретают особую ценность!
Слайд 23Маршрут виртуальной экскурсии- удобный путь следования, способствующий раскрытию темы.
Слайд 24Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности
выдающихся людей.
По тематическому принципу выстраиваются экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы по предмету или области знаний.
Многие обзорные экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.
Слайд 25Вывод:
Виртуальная экскурсия реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода –
получение высокого результата через деятельностьучащихся, принцип познавательной деятельности – через самостоятельную, творческую деятельность до получения нового знания.
Слайд 26Вывод:
В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то,
чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала учащимся развить способность и навыки видеть явления и процессы природы, события из разных областей жизни людей.
Однако это вовсе не означает, что реальные экскурсии должны кануть в лету – необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях, исходя из интересов учащихся и задач обучения.
Слайд 28Методическое обеспечение
Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями в образовательных учреждениях, органах местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. /Авторы-составители Солопова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.- 42 с.
http://www.mediaeducation.ru/publ/jurin-grib1.shtml - _ftnref7#_ftnref7Райков Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. — Петроград, 1922.
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие.– М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. – 160с.
http://www.panotours.ru/ Виртуальные экскурсии и 3d-путешествия
https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=1718&showentry=1165 Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет?
http://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332/ Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&tmpl=com Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий