Слайд 1Развитие
познавтельных УУД на уроках биологии
Учитель биологии
МБОУ СШ п. Дружба
Федькина Софья
Евгеньевна
Слайд 2Что такое универсальные учебные действия (УУД)?
УУД– это обобщенные действия,
порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению
Слайд 4Функции УУД
обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить
перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Слайд 6Познавательные УУД
Общеучебные
Логические,включая
знаково-символические
Проблемно-поисковые
Слайд 7Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий
Слайд 8Задания, формирующие логические УУД:
Метод аналогии
Подберите подходящие по смыслу слова:
Например, корень
– питание – корневые волоски – вода – минеральные вещества
Обобщение
Что общего между липидами, белками и углеводами?
Построение логических цепочек
Составьте порядок слов:
Эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, организм
Плод, почка, семя, цветок
Разделение на группы
Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей:
Дождевой червь, клевер, заяц, голубь, мукор
Познавательные задачи
Для цветков растений характерны различные окраски, но замечено, что цветки растений, цветущих вечером и ночью, имеют чаще венчик белого и желтого цветов. Почему?
Слайд 9Поиск лишнего
Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия четырех
костей скелета человека и выпишите их в ряд. Среди выписанных костей исключите одну лишнюю. На основании какого признака вы её выделили
Слайд 10Поиск лишнего
Что является лишним в данном перечне:
бобр,
крыса, сурок, заяц-русак
Слайд 11Задания,формирующие знаково –символические УУД
схематизация
Зашифруй понятие темы в символы
Составь систему понятий
в тетради в виде схемы
Представь фрагмент текста форме таблицы
моделирование
Слайд 12 Заполните схему
Жизненный цикл клетки
Митотический цикл
?
?
Митоз
?
?
Слайд 13Составление понятий-схем
Задание № 1 Нарисуйте схему строения анализатора. (схема должна быть
настолько абстрактной, что бы под нее подходил любой анализатор). Не забудьте об органах чувств.
Задание № 2 Подготовьте схематические (в виде рисунка) конспекты ответов на вопросы:
Как вы представляете себе обмен веществ и энергии?
Что такое дыхание?
При необходимости подпишите детали своих схем
Слайд 14Моделирование
При изучении тем «Строение клетки», «Органы цветковых растений», «Простейшие» учащимся предлагается
изготовить модели, используя любой удобный материал (пластилин, аппликация, вышивка и т.д.)
Слайд 15Задания на формирование прблемно-поисковых УУД
- постановка проблемного вопроса
Например:
Щенка кормили молоком. Будет
ли у него выделяться слюна, если ему покажут мясо
- сообщение фактов, выдвижение гипотез
Например:
Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других групп птиц, но через некоторое время их численность резко сократилась. Объясните причины данного факта.
Слайд 17Разнообразные приемы работы с текстом учебника играют важнейшую роль в формировании
познавательных УУД:
- найти место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке
сравни объекты, карточки с рисунками, найти общее и различия.
составь текст с биологическими ошибками
расскажи по опорным словам (разверни информацию);
заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы;
Пример: Клетка заполнена полужидкой …, в которой находятся …, …., … и другие внутриклеточные образования.
- составь синквейн (один из приемов сворачивания материала), что требует осуществлять системный подход к обработке материала;
Слайд 18Найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке
Слайд 19Найдите по рисункам учебника сходства и различия
Рассмотрите строение животной
и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении
Слайд 20Прочтите текст учебника и заполните пустые графы в таблице
Слайд 21Прочтите текст учебника и заполните пустые графы в таблице
Заполните таблицу
«Сходства и различия в строении человека и человекообразных обезьян»
Слайд 22Заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы
Гены, ответственные
за развитие одного признака (например цвета семян), получили название...............
Если организм содержит два одинаковых аллельных гена (например оба гена зеленого цвета семян, или наоборот, оба гена желтого цвета), то такие организмы называют...........
Если же аллельные гены различны (т.е. один из них определяет желтую, а другой – зеленую окраску семян), то такие организмы называются.............
Слайд 23 Составление синквейнов
Текст которых состоит из пяти строк
и 11 слов:
1 строка – 1 существительное (тема),
2 строка – 2 прилагательных (описание темы ),
3 строка – 3 глагола (описание действий),
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
Слайд 24 Кроссворды
1. Пользуясь текстом учебника, разгадайте кроссворд
Слайд 25Работа с Интернет-ресурсами
По современной специально утвержденной анатомической номенклатуре терминов «именные» названия
(эпонимические термины) не применяются. Но во многих учебниках и популярной литературе они встречаются. Знаете ли вы, чьими именами названы следующие органы, клетки или их части:
Кортиев орган, гаверсова труба, гайморова пазуха, ботталов проток
Клетки Беца, капсула Шумлянского-Боумена, островки Лангерганса, петля Генле, волокна Пуркинье, перехваты Ранвье, аппарат Гольджи
Атлант, аххилово сухожилие, аммонов рог.
Как иначе называются эти образования? Где они находятся?
Слайд 26 Анализ информации
Проанализируйте следующие данные:
В 1911г.
на острова около Аляски было завезено 25 северных оленей. В 1920г. там обитало уже 300 оленей, 1924 – 190, 1930 – 650, 1935 – 1000, 1938 – 2000 оленей. В 1950г. осталось 8 оленей. Составьте график изменения численности оленей по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.
Слайд 27Итак,познавательные универсальные учебные действия:
- обеспечивают учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться».