Презентация, доклад на тему Разработка урока по теме Железы внутренней секреции

Содержание

Железы внутренней секреции и гормоныЗадачи урока:*сформировать новые анатомо-физиологические понятия:о железах внутренней и внешней секреции;гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма;*определить роль гормонов щитовидной, половых, поджелудочной, эпифиза, гипофиза и надпочечников в гуморальной регуляции;*показать значение знаний о

Слайд 1Разработка урока по теме: «Железы
внутренней секреции и гормоны»
Учитель биологии МБОУ «ООШ

№98»
Г. Новокузнецк
Разработка урока по теме: «Железывнутренней секреции и гормоны»Учитель биологии МБОУ «ООШ №98»Г. Новокузнецк

Слайд 2Железы внутренней секреции и гормоны
Задачи урока:
*сформировать новые анатомо-физиологические понятия:
о железах внутренней

и внешней секреции;
гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма;
*определить роль гормонов щитовидной, половых, поджелудочной, эпифиза, гипофиза и надпочечников в гуморальной регуляции;
*показать значение знаний о гормонах в жизни каждого человека в целях сохранения своего здоровья.


Оборудование:

Презентация «Железы внутренней секреции и гормоны»

Железы внутренней секреции и гормоныЗадачи урока:*сформировать новые анатомо-физиологические понятия:о железах внутренней и внешней секреции;гормонах, их свойствах и

Слайд 3Ключевые слова и понятия:
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции; гормон; секрет;

эндокринная система; эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, половые железы; гормон роста; кретинизм; базедова болезнь; слизистый отек; инсулин; сахарный диабет;
Ключевые слова и понятия:Железы внутренней, внешней и смешанной секреции; гормон; секрет; эндокринная система; эпифиз, гипофиз, щитовидная железа,

Слайд 4Методы обучения : рассказ, беседа, самостоятельная работа в парах

Методы обучения : рассказ, беседа, самостоятельная работа в парах

Слайд 5Ход урока
Организационный этап:

Приветствие
Определение отсутствующих
Проверка готовности учащихся к уроку
Организация внимания
2. Этап проверки

домашнего задания: (приложение 1)

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала: (приложение 2)

4. Этап усвоения новых знаний, закрепления новых знаний: (приложение 3)

5. этап информации учащихся о домашнем задании и инструктажа его выполнения: (приложение 4)

6. Рефлексия: (приложение 5)

Ход урокаОрганизационный этап:ПриветствиеОпределение отсутствующихПроверка готовности учащихся к урокуОрганизация внимания2. Этап проверки домашнего задания: (приложение 1)3. Этап подготовки

Слайд 6Жизнедеятельность каждого организма должна находиться в строгом соответствии с условиями окружающей

среды. Для этого каждое существо должно воспринимать сигналы внешней среды (свет, звук, температуру, давление и др.), усваивать, обрабатывать их и правильно на них реагировать. В этом случае весь организм должен выступать как единое целое, органы и системы органов которого работают согласованно, упорядоченно.
Такую согласованность, упорядоченность действий в организме человека выполняют два механизма: нервный и гуморальный. Их действием и влиянием на органы, системы органов осуществляется регуляция всех процессов жизнедеятельности организма, обеспечивается его целостность.

Приложение 1

Жизнедеятельность каждого организма должна находиться в строгом соответствии с условиями окружающей среды. Для этого каждое существо должно

Слайд 7Приложение 1

Приложение 1

Слайд 8Приложение 1

Приложение 1

Слайд 9Приложение 1

Приложение 1

Слайд 10Приложение 1
***Сенсорная система — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных

за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов. Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. С помощью сенсорной системы можно почувствовать такие физические свойства, как температура, вкус, звук или давление.
Приложение 1***Сенсорная система — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из

Слайд 11Приложение 1

Приложение 1

Слайд 12Приложение 1
Подберите пары:
1.Центральная нервная система
2. Периферическая нервная система
3. Вегетативная нервная система
4.

Соматическая нервная система

А- головной и спинной мозг.

Б- нервы.

В- подчинена воле человека.

Г- не подчинена воле человека

Приложение 1Подберите пары:1.Центральная нервная система2. Периферическая нервная система3. Вегетативная нервная система4. Соматическая нервная системаА- головной и спинной

Слайд 13Приложение 2
*Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним

легким, с одной почкой, с половиной печени, но умрет, если удалить маленькую железу- гипофиз, который весит всего 0,5г. Всего желез внутренней секреции (ЖВС) около десяти, их масса около 100г.
*ЖВС вырабатывают особые вещества – гормоны («привожу в движение, пробуждаю» от греческого) в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003г. витамина В, а гормона адреналина в 1000 раз меньше ( 15г. его хватило бы с избытком для всех людей земного шара).
* Гормоны очень активны, они сильно изменяют рост и развитие всего организма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток вызывают болезненные изменения в организме в целом.

Фолликулостимулирующий гормон: субъединицы и функциональные группы окрашены в разные цвета

Приложение 2*Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной

Слайд 14Приложение 2
Гормоны:

Приложение 2Гормоны:

Слайд 15Приложение 2
Профессор Пристонского университета(Калифорния, США) Джейсон Халлиган исследуя способность раковых клеток

бесконечно делиться, сделал сенсационное открытие. Он открыл уникальный гормон, впоследствии получивший название Гормон Питера Пена. В чем его уникальность? Он позволяет сохранять молодость, угнетая элементы, отвечающие за взросление. Джейсон Халлиган выявил этот гормон в организме детей 3-5 лет. Почему он перестает вырабатываться с возрастом? Все дело в разочарованиях - как следствие, появляется скептицизм - у каждого в разной мере- но именно он заставляет организм вырабатывать антитела, которые разрушают Гормон Питера Пена
Приложение 2Профессор Пристонского университета(Калифорния, США) Джейсон Халлиган исследуя способность раковых клеток бесконечно делиться, сделал сенсационное открытие. Он

Слайд 16Приложение 3

Приложение 3

Слайд 17Приложение 3

Приложение 3

Слайд 18Приложение 3
Главные железы внутренней секреции (слева — мужчина, справа — женщина):

1. Эпифиз (относят к диффузной эндокринной системе) 2. Гипофиз 3. Щитовидная железа 4. Тимус 5. Надпочечник 6. Поджелудочная железа 7. Яичник 8. Яичко
Приложение 3Главные железы внутренней секреции (слева — мужчина, справа — женщина): 1. Эпифиз (относят к диффузной эндокринной

Слайд 19ЭПИФИЗ – шишковидная железа или третий глаз?
- Шишковидная железа расположена в

геометрическом центре мозга.
 - Эпифиз обладает удивительной подвижностью. Шишковидная железа способна вращаться... Почти как глазное яблоко в глазнице.
 - Деятельность этой железы во многом стимулируется световыми сигналами, поступающими от глаз.
 - В эпифизе удается обнаружить хрусталик, стекловидное тело, подобие сетчатки со светочувствительными клетками, остаток сосудистой оболочки и глазной нерв. Кроме того, в эпифизе имеются железистые клетки, а у высших животных он переродился в настоящую полноценную железу.
 - Эпифиз вырабатывает мелатонин, регулирующий ритмы сна - бодрствования у человека, а также оказывающий тормозящее влияние на рост и половое созревание человека. Не случайно прорицатели с древности прибегали к помощи детей и девственниц, а многие отшельники давали обет воздержания, чтобы ускорить духовное развитие. Половое воздержание активизирует деятельность эпифиза.
 - В эпифизе содержится так называемый «МОЗГОВОЙ ПЕСОК» (acervulus cerebralis) – минеральные тельца сферической формы размером от долей миллиметра до двух миллиметров. И хотя он имеется у всех людей с момента рождения, зачем он нужен, ученые пока не знают. Но существуют весьма интересные гипотезы. Так, рентгеноструктурный анализ фиксирует в «песчинках» наличие неких кремнийсодержащих кристаллических структур. А опыты выявили необычные информационные свойства «мозгового песка»: похоже, что в его микрокристаллах содержится голографическая информация обо всем человеческом организме.
Это позволило предположить, что «кристаллы» эпифиза являются носителями голограмм и образуют главный центр человеческого организма, задающий ритм его пространственно-временного существования.

Так выглядят в электронном микроскопе загадочные песчинки «мозгового песка» в эпифизе человека (размер каждой – около 0,5 мм

Приложение 3

ЭПИФИЗ – шишковидная железа или третий глаз?- Шишковидная железа расположена в геометрическом центре мозга.  - Эпифиз обладает

Слайд 20Гипофиз располагается в углублении турецкого сед­ла — основной кости черепа. Масса

гипофиза у взрослого не превышает 0,5—0,8 г. В этой железе различают перед­нюю, среднюю и заднюю доли. Строение гипофиза очень сложное; в нем есть разветвленная сеть сосудов. Крайне сложна иннервация гипофиза.
В последние годы доказано, что не только гипофиз, но и примыкающая к нему часть головного мозга гормонально активна. Эта область головного мозга, называемая гипоталамусом, рассматривается теперь как место преобразования нервных импульсов в импульсы, способ­ствующие продукции определенных гормонов в самом гипофизе.
Уже известны многие вещества, продуцируемые нерв­ными ядрами гипоталамической области.

Приложение 3

Гипофиз располагается в углублении турецкого сед­ла — основной кости черепа. Масса гипофиза у взрослого не превышает 0,5—0,8

Слайд 21Гипофиз выделяет в кровь самые различные гормоны. Передняя доля гипофиза выделяет

так называемый гормон роста. Он является одним из основных стимуляторов роста.
В передней доле происходит образование адренокортикотропного гормона (АКТГ). Этот гормон стимулирует секрецию гормонов коры надпочечников. В этой же доле гипофиза образуется фолликулостимулирующий гормон. Он вызывает рост фолликулов в яичнике, способствует выделению женских половых гормонов, а также влияет на образование сперматозоидов в семенниках. Здесь же вырабатывается лютеинизирующий гормон, воздействующий на функцию яичников и семенников, и, наконец, лютеотропный гормон, стимулирующий функцию яичников и молочных желез. В средней доле гипофиза образуется меланостимулирующий гормон, который регулирует отложение пигмента.
Задняя доля гипофиза выделяет в кровь вазопрессин, обладающий выраженным антидиуретическим действием, и окситоцин — гормон, способствующий сокращению матки и влияющий на процессы выделения молока из молочных желез.

Приложение 3

Гипофиз выделяет в кровь самые различные гормоны. Передняя доля гипофиза выделяет так называемый гормон роста. Он является

Слайд 22Гигантизм наблюдается сравнительно редко: в сред­нем на 1000 человек приходится 2—3

случая. В медицин­ской литературе описаны гиганты ростом более 3 м 20 см.
Гигантизм может проявиться в возрасте 9—10 лет или в период полового созревания.
В настоящее время гигантизм лечат рентгенотерапией, применением гормонов, а в некоторых случаях и хирур­гическим вмешательством.
Гигантизм сопровождается, как правило, слабостью, головными болями, часто непропорциональностью сложения (сравнительно небольшая голова и удлиненные нижние конечности).

Приложение 3

Гигантизм наблюдается сравнительно редко: в сред­нем на 1000 человек приходится 2—3 случая. В медицин­ской литературе описаны гиганты

Слайд 23Карликовость — очень древняя аномалия. Упомина­ния о карликах есть в папирусах

Древнего Египта. В древние и средние века карликов держали при дворе королей и принцев. Карлики обычно участвовали в раз­личных дворцовых церемониях, изображались художни­ками и скульпторами, о них писали поэты.
В эпоху Возрождения на многочисленных картинах среди пирующих или охотящихся королей нередко изо­бражались карлики. В наше время положение изменилось. Лица, страдаю­щие гипофизарным нанизмом, проходят курс лечения в детском возрасте. Успешно применяются анаболические стероиды.

Приложение 3

Карликовость — очень древняя аномалия. Упомина­ния о карликах есть в папирусах Древнего Египта. В древние и средние

Слайд 24Kenadie Jourdin Bromley - известная во всем мире как "маленький ангел"

- родилась 13 февраля 2003 года… Её вес при рождении составлял немногим более килограмма... Ее диагноз - врожденный дварфизм. Скорее всего, она больше не будет расти. Нанизм(nanismus; греч. nanos, карлик; синоним - дварфизм,карликовость, наносомия, микросомия) - патологическое состояние, характеризующееся аномальной низкорослостью(ниже 130 см у мужчин и ниже 120 см у женщин). Нанизм - проявление и один из симптомов генетически обусловленных нарушений роста, а также нарушений роста при ряде эндокринных и неэндокринных заболеваний. На момент рождения доктора не давали никаких прогнозов…

Сейчас малышке 4 года, она смеется, улыбается и начинает вовсю говорить…

Приложение 3

Kenadie Jourdin Bromley - известная во всем мире как

Слайд 25Щитовидная железа начинает действовать еще до рождения Щитовидная железа имеет форму бабочки

и располагается в передней части шеи. Она выделяет гормоны, необходимые для жизнедеятельности организма.

Приложение 3

Щитовидная железа начинает действовать еще до рождения Щитовидная железа имеет форму бабочки и располагается в передней части

Слайд 26 Щитовидная железа закладывается на 4 неделе внутриутробного развития, а на 10-12

неделе она начинает самостоятельно функционировать. Развитие высшей нервной деятельности человека во многом зависит от того, как функционирует его щитовидная железа в период внутриутробного развития. Кретинизм – врожденное заболевание, вызываемое недоразвитием щитовидной железы и сопровождающееся слабоумием. Впервые кретинизм был описан в Альпах. Жители Альп страдали от дефицита йода в организме, поэтому у них рождались дети с нарушениями высшей нервной деятельности. Что делать Во время беременности женщина должна употреблять йодированные продукты и, если это необходимо, принимать специальные препараты по назначению врача.

Приложение 3

Щитовидная железа закладывается на 4 неделе внутриутробного развития, а на 10-12 неделе она начинает самостоятельно функционировать.

Слайд 27Гиперфункция щитовидной железы Здоровая щитовидная железа выделяет гормоны, которые обеспечивают организм энергией,

необходимой для его жизнедеятельности. Гиперфункция щитовидной железы приводит к избыточному насыщению организма гормонами и развитию базедовой болезни. Одутловатое лицо, глаза навыкате (экзофтальм), тремор и сильное сердцебиение – признаки, свидетельствующие о наличии базедовой болезни. Что делать Необходимо обратиться к врачу, он назначит антитиреоидные препараты, которые снизят уровень гормонов щитовидной железы в организме.
Гиперфункция щитовидной железы Здоровая щитовидная железа выделяет гормоны, которые обеспечивают организм энергией, необходимой для его жизнедеятельности. Гиперфункция

Слайд 28Впервые кретинизм был описан в Альпах - жители Альп страдали от

дефицита йода в организме

Надежда Крупская страдала от Базедовой болезни

Приложение 3

Впервые кретинизм был описан в Альпах - жители Альп страдали от дефицита йода в организмеНадежда Крупская страдала

Слайд 29Профилактика Чтобы щитовидная железа была здорова, употребляйте продукты, богатые йодом.
Приложение 3

Профилактика Чтобы щитовидная железа была здорова, употребляйте продукты, богатые йодом.Приложение 3

Слайд 30Приложение 3

Приложение 3

Слайд 31Гипофункция щитовидной железы В зрелом возрасте может возникнуть гипофункция щитовидной железы (гипотиреоз).

Если функция щитовидной железы снижается (гормонов выделяется недостаточно), то человек испытывает постоянное чувство усталости, он депрессивен, скорость обменных процессов в его организме снижается, поэтому появляются лишние килограммы, кожа становится сухой, а волосы – ломкими.
Что делать Обратитесь к врачу и проверьте функцию щитовидной железы. Если функция щитовидной железы снижена, если гормонов недостаточно, вам назначат гормоны щитовидной железы в таблетках.

Приложение 3

Гипофункция щитовидной железы В зрелом возрасте может возникнуть гипофункция щитовидной железы (гипотиреоз). Если функция щитовидной железы снижается

Слайд 32Инсулин — основной гормональный регулятор углеводного обмена. Благодаря инсулину происходит окисление

одного из основных питательных веществ, глюкозы, и отложение ее запасов в виде гликогена в печени, в мышцах. Когда поджелудочная железа секретирует недостаточно инсулина, то сахар не усваивается и вместе с мочой начинает выводиться из организма. Развивается так называемый сахарный диабет — заболевание, при котором нарушаются все виды обмена. Такие больные страдают жаждой и мочеизнурением, общей слабостью.
Лишь в конце прошлого столетия ученым удалось доказать, что сахарный диабет — это следствие недостаточности функции поджелудочной железы. А в 1922 году канадские исследователи Бантинг и Бест выделили из островковой ткани биологически активное вещество - инсулин.

Приложение 3

Инсулин — основной гормональный регулятор углеводного обмена. Благодаря инсулину происходит окисление одного из основных питательных веществ, глюкозы,

Слайд 33Ученые расшифровали сложную химическую структуру инсулина. Он был первым белком, синтезированным

в лабораторных условиях. Но поскольку такой синтез чрезвычайно сложен, то для лечебных целей инсулин получают из поджелудочной железы крупного рогатого скота.
Инсулин обладает исключительно сильной способностью снижать содержание сахара в крови. Он единственный из всех гормонов желез внутренней секреции, который обладает таким действием. Ряд гормонов гипофиза, надпочечников, а также гормон поджелудочной железы — глюкагон — в этом отношении выступают как его антагонисты, повышая уровень сахара в крови.

Приложение 3

Ученые расшифровали сложную химическую структуру инсулина. Он был первым белком, синтезированным в лабораторных условиях. Но поскольку такой

Слайд 34Приложение 3

Приложение 3

Слайд 35Надпочечники (лат. glandulae suprarenales) — это небольшие уплощенные парные железы желтоватого

цвета, располо­женные над верхними полюсами обеих почек. Средний вес одной железы составляет от 8 до 10 г. Надпочечники состоят из двух частей: внешнего коркового (ко­ы) и внутреннего мозгового слоев.
Функции надпочечников:
Надпочечники — железы внут­ренней секреции. В них вырабатываются жизненно важные для организма гормоны.

Приложение 3

Надпочечники (лат. glandulae suprarenales) — это небольшие уплощенные парные железы желтоватого цвета, располо­женные над верхними полюсами обеих

Слайд 36Гормоны коркового слоя:
Кора надпочечников выраба­тывает более 40 видов стероид­ных гормонов, которые

называются кортикостероидами. Попадая в кровь, они регули­руют углеводный, белковый, жировой и водно-электролитный баланс. Эти гормоны можно разделить на три группы.
Минералкортикоиды:
Они увеличивают количество жидкости в организме и регу­лируют обмен натрия и калия. Самый важный минералкортикоид — альдостерон. Он уменьшает количество выделяемых через почки солей и жидкостей, регулирует функцию сердца, а также объем крови, циркулирующей в организме.
Глюкокортикоиды:
Основные глюкокортикоиды, синтезируемые в организме человека — кортизол и кортизон. Они способствуют превращению белков в глюкозу. Эти гормоны обладают противовоспалительными свойствами и подавляют иммунные реакции в организме человека.
Половые гормоны:
Усиливают действие половых гормонов, выделяемых половыми железами. Основные представители этой группы — андрогены. Эти гормоны так­же стимулируют рост мышц. В организме мужчин андрогенов вырабатывается больше, чем у женщин. При повышенной секреции этих гормонов у женщин проявляется вирилизм (наличие у женщин вторичных мужских половых признаков).

Приложение 3

Гормоны коркового слоя:Кора надпочечников выраба­тывает более 40 видов стероид­ных гормонов, которые называются кортикостероидами. Попадая в кровь, они

Слайд 37Гормоны мозгового слоя надпочечников:

Мозговой слой надпочечников вырабатывает т. н. гормоны

стресса: адреналин, норадреналин и дофамин.
Мозговой слой надпочечников вырабатывает гормоны катехоламины (адреналин, норадреналин и дофамин). Эти гормоны ещё называют «гормонами стресса», так как их содержание резко увеличивается при физической или психологической нагрузке. Выброс в кровь стрессовых гормонов сопровождается учащением сердцебиения и дыхания, повышением кровяного давления, ускорением обмена веществ. Кроме того, гликоген, накопленный в печени и мышцах, расщепляется до глюкозы. При дефиците этих гормонов в крови уменьшается содержание сахара, понижается артериальное давление, возникает слабость.

Приложение 3

Гормоны мозгового слоя надпочечников: Мозговой слой надпочечников вырабатывает т. н. гормоны стресса: адреналин, норадреналин и дофамин.Мозговой слой

Слайд 38Вырабатывают гормоны:
семенники – андрогены
яичники – эстрогены
Эти гормоны влияют на

развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы в организме.

Половые железы. Семенники и яичники

Приложение 3

Вырабатывают гормоны: семенники – андрогеныяичники – эстрогены Эти гормоны влияют на развитие  половых признаков, на подготовку

Слайд 39Приложение 3

Приложение 3

Слайд 40По вертикали: 1. Гормон мозгового слоя надпочечников.
По горизонтали: 2. Одно из

проявлений недостатка гормона щитовидной железы. 3. Животный крахмал. 4. Гормон щитовидной железы. 5. Нарушение углеводного обмена. 6. Парная железа внутренней секреции. 7. Гормон надпочечников. 8. Избыточная функция железы внутренней секреции. 9. Гормон, регулирующий количество сахара в крови. 10. Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза. 11. Болезнь, связанная с нарушением деятельности гипофиза. 12. Железа внутренней секреции, расположенная в основании головного мозга. 13. Недостаточная функция железы внутренней секреции.

Приложение 4

Д/з: параграф учебника, решить кроссворд.

По вертикали: 1. Гормон мозгового слоя надпочечников.По горизонтали: 2. Одно из проявлений недостатка гормона щитовидной железы. 3.

Слайд 41Ответы: 1. Норадреналин. 2. Кретинизм. 3. Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет.

6. Надпочечник. 7. Кортикоид. 8. Гиперфункция. 9. Инсулин. 10. Гигантизм. 11. Акромегалия. 12. Гипофиз. 13. Гипофункция.
Ответы: 1. Норадреналин. 2. Кретинизм. 3. Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет. 6. Надпочечник. 7. Кортикоид. 8. Гиперфункция.

Слайд 42- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который

отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

Приложение 5

- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть