Слайд 1 Тема урока:
Дыхательные
движения.
Жизненная
ёмкость лёгких.
Учитель биологии С.М.Портных
МОУ Сторожевская СОШ
Острогожский район
Слайд 2Цель урока:
Сформировать знания учащихся о механизме вдоха и выдоха, раскрыть
функциональные возможности дыхательной системы.
Научить учащихся простейшим приемам самоконтроля , раскрыть роль физических нагрузок для укрепления дыхательной системы, вред курения, приемы первой помощи при проникающих ранениях.
Прививать навыки гигиенической культуры.
Личностная значимость для учащихся:
У тренированных людей ЖЕЛ больше, здоровье крепче.
Необходимо делать дыхательную гимнастику
для укрепления здоровья.
Слайд 3Методы обучения:
Проблемный, частично поисковый,
исследовательский.
Проблемный вопрос:
«Почему не имеющие мышц
лёгкие совершают дыхательные
движения?»
Слайд 4Основные понятия урока:
Дыхательный центр, диафрагма, ЖЕЛ, спирометр,
эмфизема легких.
Оборудование:
Модель Дондерса,
таблица «Газообмен в легких и тканях», «Вред курения»,
дидактические карточки, компьютеры, медиопроектор.
Цифровые образовательные ресурсы:
Информационные и иллюстративные материалы компакт-дисков «Образовательные комплексы. 1С Образование. Биология 8 кл. Человек.» :
1) Интерактивные рисунки : «Строение лёгких», «Строение альвеол», «Газообмен в лёгких и тканях», «Модель Дондерса», «Интенсивность дыхания»;
2) Анимации: «Состав воздуха на вдохе и выдохе», «Дыхательные движения»,
«Регуляция дыхательных движений», а также материалы компакт-дисков «Университет»; «Биология» (Физикон); «Биология» (Кирилл и Мефодий); «Биология» (Мультимедия центр); программные средства Microsoft Offis: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point и материалы Интернет- ресурсов:
http: //www.kozlenkkoa.narod.ru/
http: //schools.keldysh.ru/sch 1952/Pages/Timokhina204/zac 1.html
http: //schools.keldysh.ru/sch 1952/Pages/Timokhina204/zac 2.html
Слайд 5 Актуализация знаний.
Какое строение имеют легкие человека?
2.Какие ткани образуют легкие?
Слайд 63.Как происходит газообмен в лёгких ?
Слайд 74.Что такое рефлекс и рефлекторная дуга?
Слайд 8 Терминологическая разминка.
Процесс проникновения газов за счет
разности концентраций
называется … (диффузия)
В состав эритроцитов входит сложное вещество, которое называется … (гемоглобин)
Альвеолы – это … (легочные пузырьки)
Газообмен в легких между наружным воздухом и воздухом легких-
это … (легочное дыхание)
Тканевое дыхание – это …(газообмен в тканях)
Взаимопроверка диктанта, поочередные комментарии ответов, выставление оценок.
Слайд 9Формирование новых знаний.
1. Постановка проблемы. (Эвристическая беседа)
Как же
происходят дыхательные движения, ведь в самих легких отсутствует мышечная ткань?
Почему не имеющие мышц легкие послушно следуют за грудной клеткой?
2. Механизм вдоха и выдоха. (Рассказ учителя, демонстрация модели Дондерса и компьютерной анимации «Дыхательные движении»)
3. Демонстрация компьютерной модели Дондерса.
.
Слайд 10 Вывод:
Воздух поступает в легкие
по физическим законам, но глубина и частота дыхания определяются действием биологических законов – интенсивностью энергетических процессов в тканях.
(Демонстрация интерактивного рисунка «Интенсивность дыхания» и анимации «Регуляция дыхательных движений»)…
Слайд 11Практическая работа
«Измерение обхвата грудной клетки и определение экскурсии грудной клетки». (Самостоятельная
работа учащихся по инструктивной карточке.)
«Подсчет количества дыхательных движений за 1 минуту до и после физической нагрузки».(Практические приёмы самоконтроля)
Слайд 12Жизненная ёмкость лёгких. Измерение.
Роль тренировки для увеличения ЖЕЛ.
Вывод: по
величине ЖЕЛ можно судить о здоровье
человека и его тренированности.
Тренированные Нетренированные
4200 2900
Слайд 13 Сравнительные величины ЖЕЛ (см3)
Подростки – 2700
Неспортсмены – 3300
Гимнасты –
4300
Легкоатлеты – 4700
Гребцы - 5500
Слайд 14Дыхательные упражнения и методики дыхания
1. Цигун
2. По Стрельниковой
3. По Бутейко
4. Пранаяма
(дыхательная йога)
Человек в позе «йога»
Слайд 15
Сообщение учащегося о влиянии курения на органы дыхания с использованием
компьютерной презентации
Слайд 16Состав табачного дыма
Около
200
ядовитых
веществ
никотин
аммиак
свинец,
висмут
синильная кислота
мышьяк
бензпирен
угарный газ
полоний-210
Слайд 17Влияние курения на органы дыхания
«голос курильщика»
«кашель курильщика»
туберкулёз
пневмония
бронхиты и трахеиты
рак лёгких
Сокращение жизни
на 5-10 лет
лёгочная недостаточность
Слайд 18Лёгкие здорового и курящего
человека в сравнении
Слайд 2031 мая – Всемирный день
без табачного дыма
Желаем здоровья!
Слайд 21Работа в группах по алгоритму:
1. Прочитать второй и третий абзац
параграфа № 25.
2. Установите последовательность событий при вдохе.
А) Увеличение объема грудной полости, растяжение лёгких.
Б) Поступление атмосферного воздуха в лёгкие.
В) Уменьшение давления воздуха в грудной полости и полости легких.
Г) Сокращение межреберных мышц и диафрагмы.
3. Посмотрите на таблицу «Сравнение величины ЖЕЛ». Ответьте на
вопрос: «Чем можно объяснить разницу в величине жизненной
ёмкости лёгких у подростков (2700), не спортсменов (3300), гимнастов
(4300), легкоатлетов (4700) и гребцов (5500)?» Какой вывод для себя вы
можете сделать?
4. Решите биологические задачи:
А) Поспорили два человека. Один утверждал, что «лёгкие расширяются,
и потому в них входит воздух», а другой – что «воздух входит в лёгкие,
и потому они расширяются». Кто прав?
Б) Сколько воздуха в метрах кубических расходует на дыхание ваш
класс из 10 человек за урок, если один ученик с каждым вдохом
потребляет 500 см 3 воздуха?
Слайд 22 5. Ответьте на вопрос: «Почему необходимо на перемене проветривать класс?»
Слайд 236. Почему необходимо вдыхать воздух через нос?
Слайд 24Домашнее задание.
§ 25. Ответить на вопросы.
Подготовить сообщения о дыхательных методиках.