Слайд 1«Повышение познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках биологии»
Учитель биологии
МОБУ «Мархинская
СОШ №1»
ГО г. Якутск
Аввакумова Н.Ф.
Слайд 2
Цель: Формирование прочных знаний, устойчивый интерес к предмету биологии через игровую
и практическую деятельность обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
- Развить умение работать со знаками и символами;
- Развить активность обучающегося с ОВЗ.
- Развитие навыков публичного выступления.
Слайд 3В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей
с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Слайд 4В нашей школе всего 652 обучающихся. С 5 по 9 классы
учатся 307, в 10 – 11 классах – 42 учеников. Из них в коррекционных классах учатся 45 детей, на домашнем обучении – 7 детей. С 5 по 11 классы у нас 17 классных комплектов, из которых 5 коррекционных классов.
Слайд 5Эффективными приёмами повышения познавательной активности учащихся, являются:
Игровые ситуации;
Дидактические игры, которые связаны
с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
пластилинография ( работа с пластилином)
Слайд 6Приём № 1 « Игры (дидактические, настольные, словесные)»
Классу раздаются картинки
растений из изученных семейств, и маленькие полоски с названиями семейств. Ученики должны на картинки с растениями положить названия семейств.
Слайд 9 « Овощи и фрукты»- игры с природным материалом, уточняют форму,
цвет, вкус, запах.
Слайд 10 «Найди лишнего» - на слайде написаны названия грибов, например, сыроежка,
лисичка, поганка, опёнок. Ученик должен назвать лишнее слово, объяснить свой выбор.
Слайд 11
Игра «Домино»: Ученикам раздаются картонные карточки, на которых по
принципу домино приклеены по 2 картинки растений. Ученики по очереди делают ходы, выкладывают карточки, так, чтобы рядом оказались картинки с растениями одного семейства.
Слайд 14 Коррекционно-развивающие задачи таких форм игр: коррекция и развитие связной устной
речи, коррекция и развитие зрительных восприятий, коррекция и развитие мыслительной деятельности.
Слайд 15Приём № 2
« Работа с пластилином (пластилинография)»
Коррекционно-развивающие задачи: коррекция и развитие тактильного восприятия через работу с пластилином, коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.
Слайд 18 Приём № 3 Деловые игры
Другая группа игр
используется как средство познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами. Они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать сам предмет.
Слайд 19Для учащихся 6 класса разработана игра - кроссворд, где дети должны:
Отгадать
вопрос.
Вписать слово в кроссворд.
Слайд 21Ребусы: «Хвойные растения», какое значение имеют хвойные растения в природе? Ответ:
Хвойные, основные лесообразующие породы.
Слайд 22 Игра лабиринт «Симбиоз».
На почвах, богатых органическими веществами и
сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза.
Белый гриб – сосна, дуб, ель. Масленок – лиственница. Подберезовик – береза, осина.
Слайд 23 В ходе таких игр активность детей на занятиях очень
возрастает, незаметно для себя дети усваивают и закрепляют материал, учатся наблюдательности.
Коррекционно-развивающая задача: коррекция и развитие мыслительной деятельности через заполнения кроссвордов, ребусов.
Слайд 24Приём № 4 « Творческие задания»
А) Составление кроссвордов
Б) Написание стихов
В) Написание
сказок
Г) Изготовление книжки –малышки ( растения, грибы, животные, птиц)
Д) Придумывание загадок
Слайд 25 Задачи: коррекция и развитие связной письменной речи при работе со
стихами, творческими заданиями.
Слайд 26Приём № 5 « Дизайн пришкольной территории»
Каждым
летом в нашей школе организуется лагерь. Где дети с особым удовольствием трудятся на пришкольном участке, где выращивают и ухаживают за цветами.
Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в группах, бережное отношение к природе.
Слайд 29 Приём № 6 « Экопроекты»
«Дизайн пришкольной территории», «Переработка
бумаги»
«Отходы в доходы».
«Я и экология»
«Юные защитники природы» и т.д.
Коррекционно-развивающие задачи: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, бережное отношение к природе, умение работать в группах, сформировать знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Слайд 32Переработка бумаги из макулатуры:
Мелко нарезанную бумагу замочить горячей водой на
ночь. Утром добавить 0,5 ч.л. пищевой соды, для лучшего распушения волокон целлюлозы, либо прокипятить. Затем пробить блендером. Если хотите осветлить бумагу, то можно добавить 4 таблетки гидроперита. Нужно добавить крахмального клейстера, приготовленного из 3х ст.л. крахмала и воды.
Слайд 33Заключение
Таким образом, применение таких методов и приёмов
обучения повысило познавательную активность обучающихся:
- Развивается их творческие способности;
Активно вовлекаются в образовательный процесс;
Стимулируется самостоятельная деятельность.
По итогам последних лет обучения по данным приемам, достигнуто 100 % успеваемость и повышение качества усвоения материала по предмету биологии у детей с ОВЗ.