Презентация, доклад на тему Разработка методической темы Опыт формирования экологической культуры учащихся

Содержание

Опыт работы по формированию экологической культуры учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Слайд 1Презентация практических достижений профессиональной деятельности
( личного вклада в развитие образования)
Полушкина Вера

Александровна
учитель биологии МБОУ АСШ №1
р.п. Ардатов
Образование: ФГБ ОУ АГПИ им. А.П.Гайдара,
естественно-географический факультет
Специальность: учитель биологии,
педагогический стаж 17 лет.



Педагогическое кредо: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь» (восточная мудрость).

Презентация практических достижений профессиональной деятельности( личного вклада в развитие образования)Полушкина Вера Александровнаучитель биологии МБОУ АСШ №1 р.п.

Слайд 2Опыт работы по формированию экологической культуры учащихся на уроках биологии и

во внеурочное время.
Опыт работы по формированию экологической культуры учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Слайд 3Условия формирования личного вклада педагога
в развитие образования
Научно-исследовательские условия
Методические условия
Организационно-педагогические

условия

Авторы теорий и аспектов в области педагогического образования


Обмен опытом с коллегами


Участие в РМО


Публикации в СМИ


Обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах : инфоурок, пед-копилка, укос «Мой мини-сайт»


Привлечение родителей для реализации плана


Поиск наиболее эффективных методов работы с учащимися


Постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, составления плана работы


Организация предметно– развивающей среды в соответствии с ФГОС и возрастом учащихся


Экологическое воспитание


Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,
К.Д. Ушинский, Е.В.Яковлева, Л.И. Грехова, И.Т.Суравегина, H.С. Дежникова И.Д. Зверева, А.И. Захлебного, С.Н. Николаевой, Л.П. Печко, Т.В. Потаповой, Л.П. Симановой,Н.А. Рыжовой и др.

Грехова Л. И.

.Яковлева Е.В.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условияМетодические условияОрганизационно-педагогические условияАвторы теорий и аспектов в области

Слайд 4 Современная обстановка в области экологии с каждым годом

становится всё более удручающей. Ухудшается состояние почв, загрязняются воды, опресняются моря, уменьшается количество зелёных насаждений, увеличивается уровень средней температуры, что приводит к таянию ледников, уменьшается защитный озоновый слой в атмосфере… Это далеко не весь перечень проблем современности, которые предстоит решить, дабы не усугублять столь тревожные прогнозы экологов.
В настоящее время проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла глобальные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. В любой период истории развития общества образование отвечало на его социальный заказ. ХХΙ век поставил перед школьным образованием задачу – воспитание экологически грамотной личности, а 2017 год, объявлен годом экологии. Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.

Актуальность экологических проблем для человечества

Современная обстановка в области экологии с каждым годом становится всё более удручающей. Ухудшается состояние

Слайд 5Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Воспитание экологической

культуры учащихся - актуальная проблема настоящего времени, т.к. только творческая личность с новым экологическим мышлением, способная жить и трудиться в гармонии с природой, может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас - экологический кризис , засилье компьютерных игр , отрывающих детей от деятельной жизни.
В нашей школе уже сложилась система экологического образования и воспитания учащихся. При совместной деятельности педагогов школы, учащихся, их родителей накоплен достаточный опыт работы, также сложилась и система дополнительного образования детей. За последние 6 лет основным направлением моей педагогической работы было воспитание экологической культуры учащихся.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования   Воспитание экологической культуры учащихся - актуальная проблема настоящего

Слайд 6интерес к природе и проблемам ее охраны;
знания о природе и

способах ее защиты и устойчивого развития;
нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
экологически грамотная деятельность в природной среде;
мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Экологическая культура - это качество личности, компонентами которого являются:

Теоретическая основа

интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

Слайд 7Экологическое сознание
системы моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и

запретов экологического характера, их неукоснительное соблюдение

Экологическая деятельность
Экологические поступки, поведение, участие в экологических мероприятиях

Экологическая грамотность
знания в области экологии, биологии и охраны природы

Экологическая культура




Теоретическая основа

Экологическое сознаниесистемы моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, их неукоснительное соблюдениеЭкологическая

Слайд 8Разработать последовательный алгоритм действий по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «Ардатовской

средней школы №1» через экологизацию курса биологии и внеурочную деятельность.

Цель педагогической деятельности

Задачи педагогической деятельности

–повышение экологической грамотности учащихся через
уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.
–воспитание чувства бережного отношения к природе;
–формирование экологически - обоснованных мотивов, потребностей, привычек, стремлений к активной деятельности по охране окружающей среды;
–привлечение учащихся к активной осознанной деятельности, связанной с решением экологических проблем на местном уровне;
– формирование гражданской ответственности учащихся по охране природных объектов своей местности, защите и возобновлению природных богатств;
– воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
– развитие мышления, предполагающего соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации;
– формирование экологической культуры учащихся.

Разработать последовательный алгоритм действий по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «Ардатовской средней школы №1» через экологизацию курса

Слайд 9Развитие творческой личности с новым экологическим мышлением, активной жизненной позицией, способной

рационально и бережно использовать природные ресурсы.
Распространение идеи среди коллег и родителей .
Всё это способствует:
конкретизации теоретических знаний;
повышению познавательной активности и развитию интереса к предмету;
формированию чувства патриотизма к своей малой Родине.

Ведущая педагогическая идея

Принципы


Принцип системности и непрерывности


Принцип гуманизма



Принцип региональности



Принцип доступности



Принцип сознательности и активности



Принцип комплексности


Принцип переемственности



Принцип практической значимости

Развитие творческой личности с новым экологическим мышлением, активной жизненной позицией, способной рационально и бережно использовать природные ресурсы.

Слайд 10Цель: формирование экологической культуры
Этапы формирования экологической культуры:
Мотивационный;
Познавательный;
Деятельностный .
Методы и формы

организации учебного процесса

Критерии сформированности экологической культуры

Структурные компоненты:
1. конгитивный;
2. эмоциональный;
3. нормативный;
4. деятельностный.

Педагогические условия

Сформированная экологическая культура

Уровни сформированности экологической культуры










Экологическая культура

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Цель: формирование экологической культурыЭтапы формирования экологической культуры:Мотивационный;Познавательный;Деятельностный . Методы и формы организации учебного процессаКритерии сформированности экологической культурыСтруктурные

Слайд 11Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
1. Мотивационный – создание

мотивации к приобретению экологических знаний, умений; экологической и природоохранной деятельности; потребности в необходимости формировать отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру, объектам и явлениям природы.

2. Познавательный этап формирование познавательной активности учащихся за счёт развития самостоятельности, активизация работоспособности учащихся для обогащения научных сведений из области биологии, экологических знаний, понятий по охране природы.

3. Деятельностный этап –овладение знаниями, умениями, навыками природоохранного поведения в окружающей среде; приобретение опыта по уходу и охране природных объектов, изучение и рациональному использованию местных экосистем, пропаганда экологических идей.

Характеристика этапов работы по формированию экологической культуры:

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования1. Мотивационный – создание мотивации к приобретению экологических знаний, умений;

Слайд 12Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Формы работы:



Внеклассная работа:
Олимпиады

конкурсы;
экологические слёты;
КВН;
турниры;
проекты…


Внеурочная работа:
кружковая работа;
акции и субботники;
конференции;
викторины;
спектакли;
трудовые лагеря;
краеведческие экспедиции.



Урочная система:
уроки - зачёты;
дискуссии;
круглые столы, игры;
экскурсии;
элементы экологизации уроков: (загадки, задачи, пого-ворки, пословицы, игры, экологические минутки, ситуации занимательной экологии).


Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образованияФормы работы:Внеклассная работа: Олимпиады конкурсы; экологические слёты;КВН; турниры; проекты…Внеурочная работа:

Слайд 13– организация экологической деятельности учащихся;
– целенаправленное общение школьников с природой;
– единство интеллектуального

и эмоционального восприятия природы;
– показ двух сторон единого процесса взаимодействия человека и природы;
– создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности;
– систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры;
– междисциплинарность процесса развития экологической культуры учащихся;
– организация мышления учащихся в процессе экологического образования;
– педагогическая диагностика уровня развития экологической культуры детей;
– взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры.

Условия оптимального развития экологической культуры

– организация экологической деятельности учащихся;– целенаправленное общение школьников с природой;– единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы;– показ двух сторон

Слайд 14Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Исследовательские

проекты разной направленности и сроками реализации.

Организация кружка «Юный эколог»

Вовлечение родителей в педагогический процесс

Алгоритм формирования экологической культуры при разработке исследовательских проектов учащихся
Изучение и решение региональных экологических проблем Нижегородской области, через постановку перед учащимися проблемных задач и жизненных ситуаций;
Работа с научно-популярной литературой и Интернет источниками по данной проблеме.
Моделирование или введение ученика в ситуацию реального опыта.
Практическая деятельность учащихся:
Наблюдение за окружающей средой;
мониторинг-исследование или экспертиза;
создание экологических проектов и презентаций, с учётом актуальных проблем охраны природной среды Нижегородской области;
Практическое применение. Результативность;
Пропаганда идеи;
Участие в научно-практических конференциях, различных этапах Всероссийских олимпиад и конкурсов.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизныИсследовательские проекты разной направленности и сроками реализации.Организация

Слайд 15Интернет проект «Нам жить на этой Земле» 2014г;
Областной командный турнир юных

экологов «Увлекательная экология» 2014;
Международный творческий конкурс «Живой мир» 2015;
Международный фестиваль детского творчества «Звёзды нового века» 2015;
Международный экологический конкурс «Я энциклопедия» 2015;
Областной командный турнир «Машина времени»2015;
Областной командный турнир «Увлекательная экология» 2015;
Всероссийский онлайн - конкурс «Воды России» 2016;
Областной командный турнир «Машина времени»2016;
Интеллектуальная викторина «Эко – формула» 2016;










Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Интернет проект «Нам жить на этой Земле» 2014г;Областной командный турнир юных экологов «Увлекательная экология» 2014;Международный творческий конкурс

Слайд 16Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Диаграмма «Результаты мониторинга уровня экологической

грамотности учащихся МБОУ АСШ№1»

Используемые методы педагогического мониторинга:
-наблюдения за учащимися;
-совместная деятельность с ними;
-анкетирование;
-беседа и опрос.

Диаграмма «Результаты мониторинга уровня экологической сознательности учащихся МБОУ АСШ№1»

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффектыДиаграмма «Результаты мониторинга уровня экологической грамотности учащихся МБОУ АСШ№1» Используемые методы

Слайд 17Вопросы экологического образования нашли свое отражение в КИМах ОГЭ и ЕГЭ,

где представлены заданиями из разделов «Экология. Экологические факторы. Экосистема, ее компоненты. Экосистемы и присущие им закономерности. Среды жизни. Биосфера. Общебиологические закономерности».


Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Вопросы экологического образования нашли свое отражение в КИМах ОГЭ и ЕГЭ, где представлены заданиями из разделов «Экология.

Слайд 18Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Слайд 19Трансляция практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
Исследовательская работа "Изучение видового

состава сорной растительности пришкольного участка" http://www.znv.ru/61117
Исследовательская работа "Изучение загрязнения пищевых продуктов плесневыми грибами" http://ped-kopilka.ru/blogs/vera-aleksandrovna-polushkina/isledovatelskaja-rabota-izuchenie-zagrjaznenija-pischevyh-produktov-plesnevymi-gribami.html
Внеклассное мероприятие "Правильное питание - залог здоровья человека" http://ped-kopilka.ru/blogs/vera-aleksandrovna-polushkina/pravilnoe-pitanie-cheloveka-zalog-zdorovja.html
Трансляция практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Исследовательская работа

Слайд 20Литература:
Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г.
Косыгин

Ю.А. Человек. Земля. Вселенная.; М., 1995 г.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек; М., 2000 г.
Глазачев С.Н., Е.А. Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. Учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей, студентов педагогических училищ, институтов, и университетов. – М.: Горизонт,1999.
Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «МДС», 1998.
Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М.: Наука, 1999.
Тупикина Н.Ф., Орлова Н.С. Личностно-ориентированные технологии в системе экологического образования преподавателей географии // География и экология в школе ХХI века. – 2006. - № 5.
Анисимов О.С. Педагогические проблемы формирования онтологического мышления в экологическом образовании // Вестник Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова. Серия "Экопедагогика". – 2004. - №1.
Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. – М., 2004.

Литература:Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г.Косыгин Ю.А. Человек. Земля. Вселенная.; М., 1995

Слайд 22Показатели высокой экологической культуры
наличие экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений,

а также навыков взаимодействия с природными объектами,
сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе,
выполнение научных исследований по экологической тематике,
актуализация экологической значимости учебно-исследовательской работы,
понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа-человек-общество,
практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений,
постоянная потребность в общении с природой.

Показатели высокой экологической культурыналичие экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть