Слайд 1Практическая работа
«Размножение голосеменных растений»
Из опыта работы подготовки к ЕГЭ по биологии
Учитель биологии
Павлова Вероника Дмитриевна
НОУ Ювента
Санкт-Петербург
Слайд 2Практическая работа по биологии
«Размножение голосеменных растений
Педагогическая цель
познакомить учащихся с особенностями размножения
голосеменных растений,
особенностями их строения и жизнедеятельности
Слайд 3Задачи урока
Образовательная: раскрыть существенные признаки организации голосеменных растений, позволившие им наиболее широко
распространиться на Земле
Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между строением растений и уровнем их организации; развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами
Воспитательная: воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия; продолжить формирование основ экологической культуры
Слайд 4Предметные результаты
определять принадлежность биологических объектов к покрытосеменным
делать зарисовки растений; устанавливать черты
приспособленности организмов к среде обитания
Личностные результаты будут сформированы:
ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; ответственное отношение к обучению; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе
Слайд 5Универсальные учебные действия
Регулятивные – научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию.
Коммуникативные – научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Слайд 6Жизненные формы только в виде деревьев и кустарников
Листья у большинства
вечнозеленые, в виде иголок или чешуйчатые (кипарис), покрытые кутикулой
Корневая система у большинства стержневая, хорошо развиты боковые корни.
Размножаются только семенами, которые созревают в шишках или шишкоягодах (можжевельник), лежат открыто на чешуях шишек (поэтому и назвали голосеменные).
Шишка – это укороченный побег, где ось – это стебель, а чешуи – это листья.
Многие голосеменные выделяют смолу, фитонциды.
Признаки голосеменных растений
Слайд 7Морфологические признаки голосеменных растений
Слайд 8 Признаки растений отдела голосеменных растений
Размножение посредством семян.
Не образуют плодов.
Древесные растения
или кустарники, иногда стелющиеся формы.
Листья чаще игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные.
Чаще всего вечнозеленые растения.
Настоящие сосуды отсутствуют.
Разнополые растения.
Оплодотворение происходит без участия воды.
Мужские гаметы – неподвижные спермии.
Слайд 9Голосеменные растения размножаются только семенами, которые созревают в шишках или шишкоягодах
(можжевельник, гинкго), лежат открыто на чешуях шишек
Слайд 10Все голосеменные – разноспоровые растения; микроспорофиллы и макроспорофиллы сильно различаются по
форме, размерам и строению.
Слайд 11Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы
голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода..
Слайд 12В жизненном цикле голосеменных растений преобладает спорофит, представляющий собой само растение.
На
спорофите происходит образование женских и мужских шишек, где развиваются гаметофиты.
Мужские гаметофиты редуцированы до микроскопически маленьких пыльцевых зерен
Женские гаметофиты представлены семязачатками, в которых развиваются яйцеклетки.
Семязачатки располагаются открыто (голо) на семенных чешуях; и из них после оплодотворения развиваются открыто лежащие семена.
Слайд 13Практическая работа
«Жизненный цикл голосеменных растений»
на примере размножения Сосны обыкновенной
Цель:
Формирование
знаний о размножении хвойных растениях на примере сосны
Продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Слайд 14Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с
помощью специализированных половых клеток – гамет.
Сосна – однодомное растение.
Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах.
Шишки представляют собой видоизмененные побеги.
Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.
Слайд 15Сосна - растение однодомное, мужские и женские шишки образуются на одном
растении. Она достигает высоты 50 м и живет до 400 лет. Спорообразование происходит на 30-40-м году жизни, но бывает и раньше.
Слайд 16В чем биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женских? (Приспособление
к перекрестному опылению).
Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка.
В них созревает пыльца.
Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.
Слайд 17Спорофиллы собраны в шишки двух видов, резко различающихся между собой: мужские
представлены метельчатыми «соцветиями»,
женские – одиночные.
Строение мужской шишки
Строение женской шишки
Слайд 18
Шишками называются соплодия с собранными в них семенами
Стробилы: мужские – микростробилы,
женские – мегастробилы
Слайд 19Весной на верхушках молодых побегов можно увидеть маленькие красноватые шишки. Это
женские шишки.
Пыльца разносится ветром и попадает на семязачатки, голо лежащие на чешуйках женских шишек.
После опыления чешуйки смыкаются и склеиваются смолой: начинается подготовка к оплодотворению.
Лишь через 13 месяцев после опыления происходит оплодотворение. Шишки и семена сосны созревают на второй год после опыления.
Слайд 20Женская шишка первого года
Мужские гаметофиты редуцированы до микроскопически маленьких пыльцевых зерен
Слайд 21На чешуях мужских шишек развивается по 2 пыльника.
Он имеет 2
воздушных пузырька, что облегчает ее перенос ветром.
Слайд 22Процесс оплодотворения
Оплодотворение происходит в семязачатке через 12 месяцев после опыления.
Спермий сливается
с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота.
Из зиготы развивается зародыш.
Из всего семязачатка – семя.
Слайд 23Мужские шишки
Пыльцевые зерна
Женские шишки
Слайд 24Лабораторная работа
«Строение семени Сосны обыкновенной»
Цели работы:
Изучение строения шишек
Совершенствовать навыки
самостоятельной работы с натуральными объектами.
Слайд 251. Рассмотреть внешнее строение мужской и женской шишек сосны.
2. Зарисовать внешнее строение данных
экземпляров.
3. Рассмотрите зрелую шишку .
4. Рассмотрите семя. Найдите крылышко.
5. Зарисуйте в тетради семя, подпишите его части.
6. Сделайте вывод.
Слайд 26Оплодотворение у сосны происходит через год после попадания пыльцы на женские
шишки.
Зрелая женская шишка становится бурого цвета и достигает 4-6 см.
Слайд 27Стержень шишки
Кроющие чешуйки
Только у голосеменных растений имеется специализированный орган – шишка
видоизмененный побег.
В женских шишках хвойных образуется пыльца.
В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.
Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток.
Половые гаметы: яйцеклетка и сперматозоид имеют гаплоидный набор хромосом.
Слайд 29В результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из
зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Семенное размножение не зависит от наличия воды.
Слайд 30Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому
растению.
В семени зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий.
У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание.
Слайд 311. Зарисовать часть побега с шишками. Подписать стебель удлиненного побега, укороченный
побег, листья, мужские (желтые) и женские (красные) шишки, шишки с развивающимися семенами (зеленые).
2. Зарисовать женскую и мужскую шишки в разрезе. Подписать: семяпочку (семязачаток), кроющие и семенные чешуи на женской шишке; микроспорангий, пыльцу – на мужской.
3. На более крупном рисунке семяпочки отметить стенки семяпочки, зародышевый мешок, архегоний, эндосперм.
Эндосперм
Семенная кожура
Выполнение биологического рисунка
Слайд 32Развывшиеся при прорастании пыльцы неподвижные мужские половые гаметы - спермии попадают
по пыльцевой трубке к яйцеклетке. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой - происходит оплодотворение, а затем образование зиготы. Образовавшаяся в семязачатке зигота многократно делится - формируется зародыш.
Семязачаток превращается в семя, состоящее из зародыша, эндосперма и семенной кожуры с пленчатым крылышком.
Слайд 33Закрепление знаний и умений.
В чем заключается отличие семян голосеменных растений от
семян покрытосеменных?
Каково строение женской и мужской шишек сосны?
Чем отличается строение женской шишки от мужской?
Какую особенность строения имеет пылинка сосны?
Как происходит опыление и оплодотворение у сосны?
Какими способами распространяются семена сосны?
Слайд 34Выводы
1. Голосеменные относят к особой группе высших растений – семенным растениям.
2.
Образование семян – прогрессивный шаг эволюции.
3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек. Образуются из семязачатков в результате опыления и оплодотворения.