Презентация, доклад на тему Раздел 6. Биосфера — оболочка живых организмов на Земле. Структура. Ноосфера

План изучения темы1. Биосфера – глобальная экосистема. 2.Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.3. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Слайд 1Раздел 6 Биосфера — оболочка живых организмов на Земле. Структура. Носфера
Предмет:

БИОЛОГИЯ
Раздел 6  Биосфера — оболочка живых организмов на Земле. Структура. Носфера Предмет: БИОЛОГИЯ

Слайд 2План изучения темы
1. Биосфера – глобальная экосистема.
 2.Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.
3. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
План изучения темы1. Биосфера – глобальная экосистема. 2.Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.3.

Слайд 3Биосфера — это особая оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту

часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Термин был введен в 1875 г. австрийским геологом Э. Зюссом. Развернутое учение о биосфере создано и разработано советским естествоиспытателем академиком В.И. Вернадским. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы до высоты озонового экрана (20 — 25 км), верхнюю часть литосферы (кора выветривания) и всю гидросферу до глубинных слоев океана. Нижняя граница опускается в среднем на 2 — 3 км на суше и на 1 — 2 км ниже дна океана. Слой атмосферы, вся гидросфера и часть литосферы, где постоянно или временно (случайно) присутствуют живые организмы и те слои, преобразованные в прошлом жизнью или испытавшие влияние «былых биосфер», называют мегабиосферой.
Биосфера — это особая оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в

Слайд 4Учение Вернадского о биосфере — крупнейшее обобщение в области естествознания XX в.

Оно знаменует собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем. С одной стороны, В.И.Вернадский рассматривает биосферу как оболочку Земли, в которой существует жизнь. В этом плане ученый различает газовую (атмосфера), водную (гидросфера) и каменную (литосфера)оболочки земного шара как составляющие биосферы — области распространения жизни. С другой стороны, Вернадский подчеркивал, что биосфера — не просто пространство, в котором обитают живые организмы, а целостная функциональная система, на уровне которой реализуется неразрывная связь геологических и биологических процессов. Состав биосферы определяется деятельностью живых организмов, представляет собой результат их совокупной химической активности в настоящем и прошлом.
Центральным звеном в учении В. И. Вернадского о биосфере является представление о живом веществе, преобразующего облик планеты.

Учение Вернадского о биосфере — крупнейшее обобщение в области естествознания XX в. Оно знаменует собой принципиально новый подход

Слайд 5Биогенное вещество - вещество, создаваемое и перерабатываемое живым веществом. На протяжении органической эволюции

живые организмы тысячекратно пропустили через свои органы, ткани, клетки, кровь всю атмосферу, весь объём мирового океана, огромную массу минеральных веществ. Эту геологическую роль живого вещества можно представить себе по месторождениям угля, нефти, карбонатных пород и т. д.
Косное вещество — продукты, образующиеся без участия живых организмов.
Биокосное вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамически равновесные системы тех и других. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д. Организмы в них играют ведущую роль.
Биомасса, или живое вещество, — совокупность всех живых организмов. Роль живого вещества в формировании биосферы, изменении газового состава атмосферы, гидросферы, образовании почвы.      
Биогенное вещество - вещество, создаваемое и перерабатываемое живым веществом. На протяжении органической эволюции живые организмы тысячекратно пропустили через свои

Слайд 6Ноосфера (от греч. noos — разум и sphaira — шар) — это новое состояние биосферы, когда разумная

деятельность человека становится главным фактором, обусловливающим ее развитие. Понятие ноосферы введено французскими учеными — математиком Леруа и палеонтологом и философом П.Тейяром де Шарденом. Смысл учения о ноосфере состоит в следующем. Появление на Земле человека означало новый огромный шаг в эволюции планеты. Человек, по мнению Вернадского, является частью биосферы, ее определенной функцией: «Человечество как живое вещество непрерывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли — ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту». Отношение человека к природе как к неиссякаемому источнику, проявляющееся в стремлении добывать больше руды, угля, нефти, строить больше дорог, чтобы обеспечить процветание, прогрессивное развитие общества. Последствия подобного отношения — истощение природных ресурсов.
Ноосфера (от греч. noos — разум и sphaira — шар) — это новое состояние биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным фактором, обусловливающим

Слайд 7Возобновимые (почва, растительный и животный мир) и невозобновимые (большинство руд, горючие ископаемые) природные ресурсы.

Естественное восстановление возобновимых природных ресурсов с учетом не превышения критических пределов их потребления. Значительное уменьшение природных ресурсов (нефти, угля, газа, сокращение запасов меди, свинца, цинка) вследствие интенсивного их потребления. Отрицательные последствия деятельности человека: ежегодное сокращение площади лесов на 2%, уничтожение тропических лесов, опасность их полного исчезновения за 20—30 лет, уничтожение тайги в Сибири за 40—50 лет, снижение численности промысловых животных, запасов рыбы. Снижение плодородия почвы из-за неправильной агротехники, их эрозия, засоление, ежегодные потери десятков миллионов гектар. Загрязнение природной среды. Загрязнение воды, почвы, воздуха вследствие роста промышленного производства, транспорта, сельскохозяйственного производства, выброса вредных веществ и накопление их в природной среде — угроза здоровью человека и жизни большинства видов растений и животных. Кислотные дожди вследствие выброса в атмосферу оксидов азота и серы — причина угнетения растительности, гибели хвойных лесов. Загрязнение почвы соединениями тяжелых металлов (свинца, ртути, кадмия), радиоактивными веществами, включение их в цепи питания, их поступление в организмы растений, животных, человека — причина отравления и генетических уродств. Современное сельскохозяйственное производство — источник мощного загрязнения почвы, насыщения ее удобрениями, ядохимикатами.
Возобновимые (почва, растительный и животный мир) и невозобновимые (большинство руд, горючие ископаемые) природные ресурсы. Естественное восстановление возобновимых природных ресурсов с

Слайд 8Глобальные экологические проблемы.
 
Планетарное загрязнение природной среды, способное вызвать изменение климата. Задержка

части тепла, излучаемого Землей в космическое пространство, задымление и насыщение атмосферы углекислым газом, частицами пыли — причины парникового эффекта, который может вызвать таяние льдов, затопление больших площадей.
б)  Истощение озонового слоя за счет разрушения молекул озона газообразными соединениями (фтора, хлора) — фреонами, используемыми в холодильных агрегатах, в аэрозолях.
в)  Снижение биологического разнообразия, сокращение числа видов животных и растений, истребление человеком ряда видов. Изменение природной среды- угроза исчезновения 2/з существующих видов, ежедневное исчезновение нескольких видов растений и животных.
г) Защита природной среды. Рациональное, экологически грамотное природопользование, внедрение в производство экологически оправданных технологий, перестройка сознания людей — основные пути поддержания равновесия в биосфере

Глобальные экологические проблемы. Планетарное загрязнение природной среды, способное вызвать изменение климата. Задержка части тепла, излучаемого Землей в космическое

Слайд 9Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Кто впервые ввел в науку термин

« ноосфера»?
2. Охарактеризуйте неисчерпаемые природные ресурсы.
3. Расскажите, как человек использует неисчерпаемые ресурсы.
4. Какие ресурсы называют невозобновимыми?
5. Какие ресурсы относятся к возобновимым?
6. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?
7. Каково прямое влияние человека  на растительный и животный мир Земли?
8. В чем значение рационального научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира?

Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Кто впервые ввел в науку термин « ноосфера»?2. Охарактеризуйте неисчерпаемые природные

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть