Слайд 1Рассмотрите под микроскопом два микропрепарата
Слайд 2Ответьте на вопросы
К каким царствам относят данные организмы?
Можно ли тело
данных организмов назвать клеткой? Почему?
Слайд 3Николай Заболоцкий
Сквозь волшебный прибор Левенгука
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли
воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
Государство смертей и рождений,
Нескончаемой цепи звено, –
В этом мире чудесных творений
Сколь Ничтожно и мелко оно! ……..
Слайд 4Тема урока:
Строение и жизнедеятельность
бактерий
Подготовила учитель биологии лицея №180 Ермушева
А.Н.
Слайд 5Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить
великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Слайд 6Цель урока:
формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды
жизни;
роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.
Слайд 7Ответьте на вопросы
Какие особенности строения бактерий вы заметили?
- С помощью каких
методов можно изучать данные организмы?
- Где обитают данные организмы?
- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?
- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?
Слайд 8Ключевые слова:
Бактерии
Микроорганизмы
Бактериология
Болезнетворные бактерии.
Слайд 10Ответьте на вопросы
Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в винограде?
-
Какие изменения произошли с виноградом на правом рисунке?
- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?
- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.
Слайд 11Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном фрукте. Так
ли это?
- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?
- Где найти эти знания?
- Какие меры помогут подольше оставаться винограду свежим? Почему вы так думаете
Слайд 12Проблемная задача!!!!!!
Как сохранить виноград свежим?”.
Слайд 13Посмотрим видео!!!!!!!
https://www.youtube.com/watch?v=E3Mb3bAb-s4
https://www.youtube.com/watch?v=4h62Rkzuuio
Слайд 141 группа
Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.
Охарактеризуйте
различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.
Слайд 15Впервые бактерий увидел в
оптический микроскоп и описал в 1676 году
голландский натуралист Антони ван Левенгук.
Как и всех микроскопических существ,
он назвал их "анималькули".
Название "бактерии" ввёл
в 1828 году Христиан Эренберг
Слайд 17Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле.
Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение.
Слайд 19Питание бактерий
По способу питания бактерии делятся:
Автотрофы- живут в воздухе, могут использовать
энергию солнечного света их называют цианобактерии, т.к. содержит хлорофилл
Гетеротрофы- живут в бескислородной среде, используют органические соединения, для построения органических веществ бактерий
Слайд 202 группа
Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.
Какие условия являются
благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.
Слайд 21Размножаются бактерии делением одной клетки на две. Достигнув определённого размера, бактерия
делится на две одинаковые бактерии.
Размножение бактерий
Слайд 22Размножение бактерий
При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через
каждые 20-30 минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно заполнить все моря и океаны. Простой подсчёт показывает, что за сутки может образоваться 72 поколения (720 000 000 000 000 000 000 клеток). Если перевести в вес – 4720 тонн.
Слайд 233 группа
Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.
Какие условия
являются неблагоприятными для бактерий?
Слайд 24Образование спор
Спора бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.
Слайд 25Способы передвижения
Среди бактерий есть подвижные и неподвижные
формы. Подвижные передвигаются за счёт
волнообразных сокращений или при помощи жгутиков (скрученные винтообразные нити), которые состоят из особого белка флагеллина. Жгутиков может быть один или несколько. Располагаются они у одних бактерий на одном конце клетки, у других – на двух или по всей поверхности.
Слайд 26Признаки бактерий
1. Бактерии одноклеточные организмы
2. Нет ядра
3. Ядерное вещество находится в
цитоплазме
4. Снаружи плотная клеточная стенка, есть жгутик или многочисленные ворсинки
Слайд 275. Обитают в разных условиях
6. Размножаются делением клетки на части
7. При
неблагоприятных условиях образуют споры
Слайд 31Выполните задания
1. Сравните строение растительной и бактериальной клетки
Слайд 322. Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого
свойства бактерий.
Слайд 33- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи
версии подтвердились? Как оцените свою работу?
Слайд 34 Рефлексия
Веселая бактерия
Урок понравился
Грустная бактерия
Урок не понравился
Удивленная бактерия
Я ничего не понял