Слайд 1Приемы игровой технологии как средство развития познавательных процессов на разных
этапах урока биологии.
Слайд 2 «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
А Бернард Шоу
Слайд 3 Достижение нового образовательного результата возможно при
реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последователь ности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Слайд 4Амонашвили писал: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще
приглашать бога смеха Момуса».
Слайд 5 Цели и задачи:
Цель использования игровых технологий состоит в создании комфортных
условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
При этом решаю следующие задачи:
- развиваю коммуникативные умения и навыки;
- помогаю установлению эмоциональных контактов между учащимися и учителем;
- снимаю нервную нагрузку детей, переключаю внимание на узловые вопросы темы занятий.
Слайд 6 Этап: Мотивирование к учебной деятельности.
Необычное начало урока – в
этом помогает прием педагогической техники «Настроение». Показываю презентацию (возможно музыкальное сопровождение). Создаю положительный настрой на урок.
Интересный прием привлечь внимание детей. Дети вошли в класс, на доске написаны 4 анаграммы (КНИТНИСТ, ВЫКНА, АЗИНЕН). Учащиеся должны были разгадать их, найти четвертое лишнее и если возможно определить тему урока. Анаграммы можно использовать в конце урока, для подведения итогов.
Слайд 7Этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Игра «Отгадай ученого». Из Интернета скачиваю, фотографии ученых биологов, на уроках виртуально с ними знакомимся, изучаем биографию и достижения. Затем предлагаются задания в виде теста или игры лото (на одних карточках ученый, на других достижения в науке, дети соединяют их между собой).
Актуален прием «Корзина идей, понятий, имен, свойств, определений». Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой проблеме урока. Условно в корзине собирается все, что ученики знают об изучаемой теме.
Интересная техника «Свои примеры» - актуализация знаний и умений учащихся в новой ситуации при нахождении примеров различных явлений и процессов в жизни. Через такое взаимодействие в сотворчестве учителя и учащихся повышается качество образовательной подготовки учащихся и мотивация к учению, открываются новые возможности урока. На уроках предлагаю детям использовать специально подготовленную литературу или дидактический материал.
Слайд 8
Этап: «Открытие» нового
знания
Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя. Они позволяют развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать и делать выводы. При решении задач формируются и оцениваются ключевые и предметные компетентности. Поэтому на уроках применяю задачи ТРИЗ.
Слайд 9 «Лукошко для хомяка». Грызуны запасают на зиму по несколько кг
кормов. Для грызунов возникает задача: найти и перенести в кладовую свои запасы. Кроме рта у них нет другой тары, но подмоченные слюной продукты не хранятся. Природа нашла выход из этого противоречия, какой?
«Сеть по горизонту». Лес. Паутинные сети. Часть из них расположена горизонтально. Но непонятно зачем это сделано. Ведь насекомые больше летают не вверх-вниз, а по горизонтали. Кстати, интересно, что по такой сети сам хозяин ходит вверх ногами. Зачем сеть расположена горизонтально? Почему паук по такой сети ходит вверх ногами? Предлагайте гипотезы.
Слайд 10Этап: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
на развитие внимания;
«Найди
лишнее». Исключить лишнее понятие. Обосновать выбор лишнего понятия, указать признак классификации оставшихся 3-х понятий (Баклажан – Перец - Картофель – Репа (лишнее репа, т.к. это Семейство Крестоцветные).
«Рассказ небылица»
«Отгадай задуманное»
Слайд 11 Игры на развитие воображения;
«Путешествие». Выбирается любой материк, и учащиеся рассказывают
о мире животных и растений. Используют при этом знания географии.
«Придумай легенду о растениях». Дети выбирают любое растения, и придумывают историю его происхождения, можно использовать дополнительную литературу и найти реальную историю жизни растения.
«Придумай сказку». Очень полезная игра, дети придумывают сказки о биогеоценозах и их обитателях, птицах, насекомых и других живых организмах. Данные уроки желательно проводить в 5 классах. Дети очень любят читать свои сказки.
Слайд 12На развитие мышления и логики;
«Решение биологических задач»
«Загадки». Но не простые,
а рифмованные.
Медведь в тайге рос, тайга – естественный (биоценоз)
Хоть щеночек наш и мал, у него есть территория (ареал)
Пете от родителей досталась ответственность. Это понятно, это (наследственность)
Пыльцеед не любит хлеб. Ему нравится пыльца. А зовут его (оса)
Спуск в этот биоценоз крут, а биоценоз называется (пруд)
«Логические цепочки». Имеется полная разработка данных игр в газете «1 Сентября».
«Викторины».
Слайд 13Игра «Расшифруй фразу».
Учащимся предлагается фраза, зашифрованная
цифрами. Каждая цифра – порядковый номер загадки (1 2 3 4 5 6 7 8 9 -10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34). Разгадав загадку, учащийся называет одну букву из слова-отгадки, указанную в задании. Например:
1.Никто не пугает, а вся дрожит. (Взять первую букву)
2. Воду пьет – себя торопит, и растет, и листья копит. Набирает вес кубышка, а в середине – кочерыжка. (Взять шестую букву)
3. Икру похвалишь, а ухи не сваришь. (Взять восьмую букву)
Разгадав все загадки, учащиеся составляют целую фразу.
Слайд 14На пространственное воображение;
.
На уроках использую интересный приём «Построение модели».
Мы используем интересные компьютерные программы и анимационные модели. Например; собери скелет человека, собери цветок двудольного растения, реши задачу по генетике и другие
Слайд 15 Этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
В конце урока ребятам
можно предложить закончить записанные на доске предложения:
-А я и не знал …
-На будущее мне надо иметь в виду …
-Самым сложным для меня сегодня было …
-На уроке мне понравилось…
-Я хочу узнать по этой теме…
-Возможно, я подготовлю для урока…
Слайд 16Этап: Включение в систему знаний и повторение.
11. Задания креативного типа: разработка
учебных пособий, изготовление моделей, поделок, учебных пособий, эссе, что является приемом технологии критического мышления.
2. Задания когнитивного типа – исследование объектов, выполнение лабораторных работ, постановка опытов, рассмотрение научных проблем.
3. Задания с использованием информационных технологий, интернет ресурсов (сайты распечатаны и находятся на информационном стенде в кабинете).
Слайд 17Считаю, что использование игровых моментов на уроках дает возможность учителю:
•
повысить качество знаний учащихся;
• формировать положительную мотивацию учения, сознательное отношение к учебе;
• выявить творческие способности учащихся;
• повысить накопляемость оценок;
• способствовать деловому общению обучающихся;
• развивать мышление и творческие способности;
• способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Слайд 18Учащимся:
повышает интерес к изучению предмета, делает процесс познания привлекательным.
даёт
возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями, повышает самостоятельность в процессе обучения,
помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах.
Слайд 19Список литературы:
Игнатьева Л.Р., дидактические игры на уроках биологии //http://festival.1september.ru/articles/416986/
Кавтарадзе Д.Н., Обучение
и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Флинта, 1998.
Козленко А.Г., Использование игр на уроках биологии. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002Кэролл Л. Логическая игра – М.:Наука. 1991.
Рохлов В., А.Теремов, Р.Петросова. Занимательная ботаника. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Тимохов В. И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.
Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб: Питер, 2004.
http//boardgamegeek.com/image/620264/evolution-earth-cataclysm