Слайд 2Задача № 26
Вы, конечно, помните шуточную песенку о медведе, наступившем лисе
на хвост. Подняла лисица крик, зашумел темный лес, и медведь с той поры предпочитает зимой спать.
А на самом деле, что же заставляет бурого медведя залегать осенью в берлогу углубление под корнями вывороченного дерева? Залегшего в спячку медведя зима быстро укроет снежным одеялом, лежать под которым и тепло, и безопасно.
Но главная причина не в этом. Медведь зверь большой и сильный и может дать отпор кровожадным хищникам - волкам. А в чем же? Вспомните, чем питается бурый медведь? В основном растительной пищей. Его рацион составляют различные лесные ягоды: малина, смородина, брусника, морошка, черника, черемуха, клюква, рябина, а также кедровые орехи, желуди, овощи, зреющие злаки, съедобные корешки, листья, клубни. А еще медведь любит полакомиться медом, муравьями, червями. Только сильный голод заставляет медведя нападать на крупных животных, то есть становиться хищником.
А теперь решите, почему медведь зимой спит?
Слайд 3Ответ к задаче № 26
Ответ к задаче 26. Медведь залегает в
зимнюю спячку, потому что зимой не сможет добывать себе пищу. Всё, что он любит, окажется под снегом. Медведь – зверь крупный, пищи ему надо много, но он не приспособлен добывать ее из-под снега. Насекомых, червей, меда зимой тоже не добыть. Поэтому осенью, когда лес полон разнообразной пищи, медведь запасает жир под шкурой, съедая много пищи. Затем ложится спать в берлогу, за зиму расходуя свой жировой запас. Если медведь не запасет достаточно жира, то он не ляжет в спячку, а будет бродить по лесу. Такого зверя называют шатуном, он очень опасен.
Слайд 4Задача № 27
Ученые считают, что комары повинны в том, что являются
переносчиками многих инфекционных заболеваний и из-за них погибло множество людей, живших на Земле во все времена и эпохи. Как это происходило? Вы все знаете, что комары (комарихи) – кровососы.
Прокалывая кожу здорового человека, они могут перенести инфекцию от больного человека. И вообще, комары – очень назойливые насекомые. Не случайно А. С. Пушкин писал:
Ах, лето красное, любил бы я тебя.
Когда б ни зной, да комары, да мухи…
Так может быть, изобрести какое-нибудь средство и начать уничтожение комаров, как тараканов, когда они поселяются в нашем жилище? При ответе на этот вопрос подумайте, что произойдет с теми животными, которые питаются комарами, - рыбами, земноводными, рептилиями, птицами, некоторыми зверями? Сделайте соответствующие выводы.
Слайд 5Ответ к задаче № 27
Как сказал Б. Заходер: «Все-все на
свете нужны, и мошки не меньше, чем слоны». Комары занимают определенное место в экосистеме, в цепях питания, в трофических связях сообщества. Поэтому, уничтожив комаров, человек нарушит один из законов экологии: «Всё связано со всем». Произойдут необратимые изменения в экосистемах и в биосфере, и возможна экологическая катастрофа. Человек не должен необдуманно вмешиваться в природу и нарушать взаимосвязи между организмами.
Слайд 6Задача № 28
В небольшом городке Мышкине Ярославской области есть единственный в
мире Музей МЫШИ. В нем обращает внимание картина С. Цигаля, на которой изображена мышь. Конечно, мышь на картине художника не совсем похожа на обычную мышку. Какая она? Величественная, гордо несущая в «руках» – передних лапках – щедрый дар на подносе.
Обычно этих маленьких серых зверьков мы видим редко. А их в природе – в лесу, на лугу, в поле – очень много. Сколько, к примеру, мышей живет на одном квадратном километре леса? 40-50 тысяч! А в благоприятные для мышей («мышиные») годы число грызунов возрастает в десятки раз.
Бедствие? Смотря для кого. Для человека это, конечно, не радость, а вот для дикой природы «мышиный год» - великое процветание. И наоборот, мало мышей – для множества животных трагедия. Почему? Мышиное племя – великолепное пищевое звено в природе. Грызуны неутомимо перерабатывают энергию Солнца, накопленную в растениях, и дают пищу многим животным.
Оцените роль мышей в жизни других обитателей планеты.
Слайд 7Ответ к задаче № 28
Роль мышей в природе велика, мыши –
важное звено в цепях питания. Мышами питаются многие хищные птицы (совы, небольшие кобчики, ястребы и другие), хищники леса (лиса, барсук, ласка, хорь, куница и другие). Всех животных, для которых мыши – излюбленный корм, трудно перечислить. Поэтому существует прямая зависимость: чем больше мышей, тем больше хищников, которые ими питаются.
Слайд 8Задача № 29
Этих животных называют хранительницами равновесия в природе. Эти удивительные
существа могут жить и в воде, и на суше, могут полгода спать, не просыпаясь, полгода не есть, не пить…
Они ловко плавают и ныряют, мечут икру в воду, прыгают и ползают по земле, охотясь за червями, мухами и личинками.
Какова роль этих животных в природе?
Кого они уничтожают?
Кто ими питается?
Что произойдет, если они исчезнут?
Слайд 9Ответ К задаче № 29
Это земноводные, роль которых в природе очень
велика. Они уничтожают большое количество вредных насекомых, их личинок, слизней, червей, мух, комаров и других. При этом сами являются кормом для многих птиц, ежей, барсука, лисы, змей, ящериц и других. Если исчезнут земноводные, нарушится один из законов экологии: «Всё связано со всем», произойдет увеличение численности вредителей растений и, наоборот, уменьшение численности хищников, которые питаются земноводными. Пострадает человек, так как его посевы будут уничтожены насекомыми-вредителями, слизнями и другими.
Слайд 10Задача № 30
Волк – хищный зверь. Что это значит? То, что
он питается другими живыми существами. Летом его рацион богатый: полевки и мыши, земноводные и рептилии, насекомые, зайцы и другие мелкие животные. Зимой пищей ему служат в основном крупные звери – олени, лоси, кабаны, зайцы, а при случае – и домашние животные. Не случайно волка в народе прозвали серым разбойником. Ведь волк во все времена был сущим народным бедствием, уничтожая у крестьян домашний скот. И с ним, безусловно, боролись всеми возможными средствами. В конце концов, волков в дикой природе осталось совсем немного, а отношение к ним сохраняется прежним. Хотя все чаще раздаются голоса ученых и работников лесного хозяйства о защите волчьего племени.
Кто, по-вашему мнению, волк – друг или враг природы? Почему?
Какое отношение к волкам можно считать, с экологической точки зрения, наиболее грамотным?
Слайд 11Ответ к задаче № 30
адаче 30. Волк – санитар леса, он
друг природы. Уничтожают волки прежде всего больных, ослабленных животных, предупреждая распространение болезней среди диких животных, предотвращая возникновение эпидемий. Волки регулируют численность животных, не допуская их массового размножения пи нарушения природного равновесия. Волк – друг природы, однако, когда волков становится слишком много, человек может регулировать численность этого хищника, разрешая его отстрел.
Слайд 12Задача № 31
У этих лесных птиц много загадок.
Первая из них –
они выводят своих птенцов в зимние морозы.
Вторая – у взрослых птиц – крестообразный клюв, хотя рождаются они с нормальными птичьими клювиками.
Третья – трупики умерших птиц долго остаются нетленными.
Четвертая – окраска птиц: у самцов – ярко-красная, у самочек – зеленовато-оливковая.
Объясните, чем вызваны особенности этих птиц? Как их зовут?
Слайд 13Ответ к задаче № 31
1. Это клесты. Выводят птенцов зимой, так
как в это время достаточно корма: шишек хвойных деревьев, которыми клесты питаются. Клюв у них приспособлен для вытаскивания семян из шишек и их раскалывания. У самочек защитная окраска, так как они высиживают птенцов, а у самцов окраска яркая, для привлечения самок и боевая окраска для других видов птиц. Трупики их остаются нетленными, так как их перья и тело пропитывается смолой хвойных деревьев, как бы бальзамируется.
Слайд 14Задача № 32
Обо всем, что происходит вокруг, животные узнают с помощью
органов чувств. Одно из первых мест в этой информации занимают звуки. Писатель-натуралист Николай Сладков сравнил звуки леса с музыкой: «Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая ее, можно подумать, что все птицы родились на свет певцами и музыкантами…»
Действительно, весной голоса птиц – всюду! Их песни доставляют радость и удовольствие. А знаете ли вы, почему они поют? Может, просто так, от хорошего настроения, от счастья, что вернулись домой из далеких странствий, оттого, что светит солнышко, что кругом много еды? Может, и так. Но, кроме того, в песнях птиц много информации. Какой?
С учетом важности для птиц (и других животных) звуковой информации сделайте вывод о правилах поведения в природном окружении.
Слайд 15Ответ к задаче № 32
Своим пением птицы показывают всем обитателям, что
этот участок занят, чтобы соперники не претендовали на него. Иногда поют для привлечения самки. Еще звуки у животных выражают сигнал тревоги, опасности, взаимоотношения с особями своего вида и других видов, с потомством и т. д. Поэтому в природе важно соблюдать тишину и не нарушать «музыку природы», не пугать обитателей, не вводить их в стрессовое состояние
Слайд 16Задача № 33
Ее яркие цветы появляются после начала цветения мать-и-мачехи. Она
спешит привлечь внимание своими яркими цветами насекомых-опылителей. Для них она приготовила сладкий нектар и пыльцу. Самое удивительное то, что у нее на одном стебельке могут быть цветы разной окраски. Но такими они бывают не сразу, а постепенно цветок как бы переодевается: сначала он розовый или малиновый, затем становится фиолетовым, а позднее - синим. Как лесной светофор!
И действительно, светофор! Ведь своим цветом растение информирует - сигнализирует насекомым о наличии нектара у цветка. Например, синие цветки, из которых взят весь сладкий нектар, предупреждают насекомых, что вся пища для них кончилась и ее надо искать в другом месте. Так, розовые - фиолетово-синие цветки лесного подснежника языком красок "разговаривают" со своими друзьями-опылителями.
О каком растении идет речь в тексте-загадке? Почему его так зовут?
Какое значение для содружества насекомых и растений имеет описанное приспособительное явление в виде пестрого букета на одном стебельке?
Слайд 17Ответ к задаче № 33
Это медуница. Растение-первоцвет, содержит нектар только в
молодых цветах розового или малинового цвета. В синих и фиолетовых цветах нектара уже нет, о чем знают насекомые-опылители, то есть экономится их время, так как они собирают нектар только с цветов определенной окраски и могут собрать больше нектара.
Слайд 18Задача № 34
Цветы - самые удивительные создания в мире растений. Их
чудесный цвет и прекрасная форма имеют только одно назначение - привлечь насекомых-опылителей. Цветы угощают прилетевших насекомых-сластен сладким нектаром, выработав для этого целый ряд приспособлений: ярких лепестков, контрастных жилок, дорожек-указателей и т. п. Например, цветок незабудки голубого цвета имеет в середине желтое кольцо, вокруг входа к месту выделения нектара. Насекомые пьют нектар, а их ножки и брюшко мажутся пыльцой, которую они перенесут на другой цветок. Такая дружба ярких цветов и насекомых выгодна обеим сторонам. Чем?
Слайд 19Ответ к задаче № 34
.Посещая яркие цветы, лакомясь нектаром и собирая
его, насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок, осуществляя перекрестное опыление растений, которое имеет важное значение в природе.
Слайд 20Задача № 35
Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. И для
этого у них есть все основания. Подлесок из молодых елочек, вырастающих под кронами берез, как правило, выживает и достигает зрелого возраста, и тогда для березы наступают тяжелые времена:
Крошки-ели, как мимозы,
Вырастит под березой.
А как выросли те крохи
Няньке стаю очень плохо!
Почему? Какое явление в жизни леса связано с описанным примером?
Слайд 21Ответ к задаче № 35
Это явление – экологическая сукцессия – смена
березового леса еловым. Так как береза – светолюбивое растение, оно не может расти в тенистом еловом лесу и погибает. Постепенно березовый лес сменяется еловым. А молодые елочки тенелюбивы и прекрасно себя чувствуют в тени берез, быстро растут и обходят в росте свою добрую «няню».
Слайд 22Задача № 36
Собирая грибы, мужчина свернул в ельник. Здесь он увидел
соседа, копошившегося под елочкой. Рядом с ним стояла корзинка с нарезанными вдоль грибами - белыми, подберезовиками, подосиновиками.
Сею грибы, - объяснил грибнику сосед, деревянной палочкой поднимая лесную подстилку и укладывая туда несколько кусков гриба. Года через два приходите сюда грибы собирать, их здесь много будет! - посоветовал он на прощанье.
Подумайте, вырастут ли в ельнике белые грибы, подберезовики и подосиновики? Поясните свой ответ.
Слайд 23Ответ к задаче № 36
. Нет, в ельнике эти грибы не вырастут,
так как белые грибы растут в старых лиственных лесах, подберезовики – под березами, а подосиновики – под осинами, так как грибница этих грибов тесно связана с корнями названных деревьев и не может расти под другими деревьями.
Слайд 24Задача № 37
Вы, конечно, знаете этого яркого симпатичного жучка, надкрылья которого
красного или оранжевого цвета и всегда усеяны черными горошинами. Если взять жучка на ладонь руки, он измажет ее желтой дурно пахнущей жидкостью – своей кровью, которая выступает из сочленений ножек.
Как считают ученые, пестрой окраской природа написала на жучке длинную историю его обороны от насекомоядных птиц.
Поясните это выражение.
Слайд 25Ответ к задаче № 37
. Этот жучок божья коровка. У нее предупреждающая
окраска. Всем своим видом жучок как бы говорит: «Не тронь меня, я ядовит». Птицы, попробовав такого жучка, навсегда запоминают его окраску и больше не трогают.
Слайд 26Задача № 38
В одном из своих рассказов писатель-натуралист М. Пришвин описывает
такую историю: «Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Вот бывало, прилетит грачонок, я пол сыплю ему крупы и спрашиваю:
- Кашки хочешь, дурашка?
А он только желтый рог открывает и красный язык показывает».
Птенцы многих птиц, живущих в дуплах и глубоких гнездах-люльках, корзиночках, имеют яркие красные, желтые, оранжевые рты.
Нередко в разговорной речи используется термин, касающийся характеристики людей: "как желторотый птенец".
Как вы считаете, кого имеют в виду люди, называя его так? Чем вы можете объяснить особенности окраски рта у птенцов?
Слайд 27Ответ к задаче № 38
«Желторотый птенец» значит молодой, неопытный человек, не
обладающий достаточным запасом знаний и жизненного опыта. Желтая окраска клюва у птенцов – это сигнал для родителей, что птенец голоден, клюв яркий, он открыт, а во рту красный язык. Чтобы во время кормления птенцов в дуплах и глубоких гнездах попадать точно в рот птенцам, так как света недостаточно, а яркий клюв и язык видны при недостатке света.
Слайд 28Задача № 39
Пословица гласит: "Всякая птица своим клювом сыта". Действительно, по
клюву видно, что птица клюет. Каждый клюв - при своем деле. В чужие дела птицы свой нос-клюв е суют. Скажем, сможет ли дятел носом воду процеживать? А утка носом дерево долбить?
Объясните, почему у разных птиц разные клювы. Какую роль они выполняют в питании птиц?
Слайд 29Ответ к задаче № 39
У разных птиц разные клювы выработались как
приспособительный признак к данному способу питания, добывания пищи и разному виду пищи. Поэтому клюв выполняет важную роль в питании птицы, например, дятел своим клювом может долбить древесину, клест – шелушить шишки, утка – процеживать воду и т. д. От клюва зависит и жизнь птицы.
Слайд 30Задача № 40
Привычная картина зимнего леса – заснеженные деревья, а на
них – яркие пятна снегирей и хохлатых свиристелей. Пока на рябинах сохранились плоды, мы постоянно встречаем этих птиц возле ярко полыхающих огнем плодов этого деревца. Снегирь, не торопясь, наклоняется к каждой ягоде, долго мнет ее в клюве, выбирая семена. А на снег, будто капельки крови, падает мякоть и кожица плода. Свиристели глотают ягоду целиком. Потом птицы вспархивают и улетают на новые места.
У птиц нет зубов, и неповрежденные семена ягодных кустарников и деревьев вместе с пометом птиц попадают на землю в новых местах.
Какое это имеет значение для растений?
Почему птиц, поедающих ягоды и плоды деревьев и кустарников, зовут лесоводами или садовниками?
Слайд 31Ответ к задаче № 40
Таким образом, распространяются семена этих растений, расселяются
растения, осваивая новые территории. Поэтому птиц называют лесоводами или садовниками, так как они разносят семена ягод на далекие расстояния, способствуя расселению ягодных растений
Слайд 32Задача № 41
Как путешествуют растения? Этот вопрос, наверное, удивил вас! Ведь
вы знаете, что растения ведут неподвижный образ жизни, корни которых крепко удерживают их в почве. И все же растения передвигаются и путешествуют с помощью семян. Для своих странствий они выработали целый ряд приспособлений. Например, на подошвах зверей и даже на лапках птиц путешествуют семена многих растений. Чарльз Дарвин, например, вырастил из семян, обнаруженных на грязных лапках птиц, 180 растений!
Как этим семенам удалось укрепиться на птичьих лапках? Приведите примеры различных способов приспособленности растений к передвижению семян.
Слайд 33Ответ к задаче № 41
. Семена или имели клейкую оболочку или шероховатую
поверхность, что позволило им прикрепиться к лапкам птиц.
Приспособления:
- колючки;
- крючочки и другие зацепки;
- растрескивающиеся плоды;
- птицы, которые поедают плоды, и другие животные;
- парашютики и другие летательные приспособления;
- крылатки;
- выстреливание семенами (бешеный огурец);
- на подошвах обуви (подорожник);
- на лапах животных и птиц.
Слайд 34Задача № 42
В одной из европейских стран вдоль широкой магистрали, где
проезжает много машин, посадили в землю искусственные деревья из синтетического материала. Деревья сделаны были так искусно, что внешне напоминали живые деревья в лесу, имели такие же размеры, форму, окраску. Проезжать по такой дороге, вдоль которой «росли» красивые лесные насаждения, стало приятно.
Но люди, проезжающие по этой дороге, не хотели отдыхать под искусственными деревьями.
Как вы думаете, почему? А вам захотелось бы посидеть в таком искусственном лесу? Объясните, почему нет или да.
Слайд 35Ответ к задаче № 42
Потому что искусственные деревья не могут заменить
настоящие. Только настоящие деревья порадуют шелестом листьев, создадут тень и прохладу, выделяют фитонциды, убивающие микроорганизмы, только под деревом воздух чистый и лечебный. Деревья защищают нас от пыли и вредных веществ, выделяют кислород. Листья, испаряя воду, создают прохладу в жаркий солнечный день. Искусственные деревья мертвы.
Слайд 36Задача № 43
: «От пала всё пропало!» А ведь как только
стает снег, вдоль автомобильных дорог, по железнодорожным откосам, на лужайках и полянках горит сухая прошлогодняя трава. Нередко поджигают ее младшие школьники и подростки, считая, что после сжигания бурой сухой травы быстрее зазеленеет
молодая изумрудная травка. Так ли это?
Подумайте и решите, как сжигание сухой прошлогодней травы скажется на состоянии:
- растений;
- животных (насекомых, рептилий, земноводных, птиц, гнездящихся на земле, некоторых наземных и подземных зверей);
- почвы;
- воздуха;
- воды;
- воды;
- человека.
Сделайте выводы.
Слайд 37Ответ к задаче № 43
. Поджог сухой травы приносит вред природе, делать
этого нельзя. Обгорают корни многолетних растений, сгорают семена однолетних, подгорают стволы деревьев. Животные, которые живут на земле, а также в почве на небольшой глубине, страдают и погибают от высокой температуры. От высокой температуры нарушается структура и состав почвы, сгорают органические вещества, которые в ней находились, следовательно, уменьшается плодородие почвы. Все вредные газы, углекислый газ, сажа загрязняют атмосферу. В воду попадают продукты горения, причем и в наземные воды и в подземные источники. От сухой травы часто загораются строения, дома, дачи, заборы, и это опасно для жизни человека.
Слайд 38Задача № 44
Нередко говорят: «Земля – тарелка, что положишь, то и
возьмешь». А вот писатель Л. Н. Толстой, размышляя об этой проблеме, написал: «Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди. Кто все приготовил? Солнце».
Согласны ли вы с мнением писателя?
А может быть, и земля - почва - принимала участие в "приготовлении" пиши для представителей животного царства?
Выскажите свое мнение по этому поводу!
Слайд 39Ответ к задаче № 44
. Да, мы согласны с мнением писателя, так
как на солнечном свету в зеленых частях растения из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза образуются органические вещества, которые затем употребляют в пищу животные и человек. Но и почва принимает участие в приготовлении пищи для животных и человека, так как снабжает растения водой с растворенными в ней минеральными веществами.
Слайд 40Задача № 45
Рассказ натуралиста. У одного любителя природы рос воспитанник -
обыкновенный рыжий лис. Когда лисенку исполнился год, хозяин решил погулять с ним по лесу. По дороге им попался старый заброшенный сенник - сарай. Внезапно лис бросился вперед к лазу в сарай, злобно оскалив зубы. А через мгновение с ним что-то произошло: он закрутился на месте, чихал, тер морду лапами и снова чихал. Потом рухнул на землю.
Оказалось, в углу сарая сидел крупный черный хорь, которого лис принял за кота и бросился за ним. Убегающий от преследователя хорь выпустил "заряд" ядовитой, дурно пахнущей жидкости.
С какой целью он это сделал? На что направлено данное приспособление лесного зверя?
Слайд 41Ответ к задаче № 45
. Таким образом, хорь защищается от врагов. Пока
хищник оправляется от полученной дозы ядовитого вещества, у хорька появляется возможность убежать. Так защищаются некоторые животные, например, скунс, водные каракатицы, кальмары и другие головоногие моллюски.
Слайд 42Задача № 46
Немецкому ученому Майеру, жившему в XIX столетии, принадлежат такие
слова: «Природа поставила себе задачей перехватывать на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твердую форму, сложив ее в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые, живя, поглощают солнечный свет».
О каких организмах идет речь в высказываниях Майера?
Какова биосферная функция этих организмов?
Слайд 43Ответ к задаче № 46
. Это растения. Они усваивают энергию солнца, образуя
органическое вещество, которое служит пищей другим обитателям планеты и человеку, выделяя при этом кислород, необходимый для дыхания живых организмов. В этом биосферная функция растений. В цепях питания циркулирует солнечная энергия.
Слайд 44Задача № 47
Из всех животных наиболее острым зрением обладают птицы. Особенно
хорошее зрение у хищных птиц. Например, небольшой соколок-кобчик, питающийся насекомыми, различает одиночную стрекозу на расстоянии 800 м. Ярким примером отличного зрения птиц являются совы. Хотя, на первый взгляд, неясно, чем объяснить эту особенность сов. Ведь глаза у сов неподвижны и направлены вперед, а не в стороны, в отличие от других птиц, тем не менее, не меняя положения своего тела, сова может видеть почти все вокруг.
Как ей это удается? Какие приспособления выработались у совы, чтобы компенсировать неподвижность глаз и ограниченность поля зрения?
Слайд 45Ответ к задаче № 47
. У совы подвижная шея, которая может поворачиваться
на 270°, при этом положение тела не меняется. Еще у совы очень хороший слух, бесшумный полет, острые когти и клюв.
Слайд 46Задача № 48
При входе в один из американских зоопарков под огромным
зеркалом написаны слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда-либо зверей только этот способен истреблять (и уже истребил) целые виды... Загубил природу - среду жизни».
О ком идет речь? Почему он назван самым опасным зверем на Земле?
Слайд 47Ответ к задаче № 48
. О человеке, так как человек не всегда
правильно ведет себя, нарушает законы экологии, целостность природных экосистем, загрязняет окружающую среду, изменяет условия обитания живых организмов, что приводит к различным нарушениям экологического равновесия и даже экологическим бедствиям и катастрофам. Человек должен научиться грамотно хозяйничать на Земле