Слайд 1
ВЗГЛЯДЫ И ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО
НАРОДА ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
ГКУ «ОСШ №17
С ДМЦ»
КУРДЖИДИ Н.В.
учитель биологии-2014 год
Слайд 2Цвети, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!
Она велика:
От Алтая до Каспия,
Она
широка,
Как народа душа.
Она же - Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И блеск Иртыша.
Родная земля –
Молодая и древняя –
Пою о тебе
И тобою живу!
На север взгляну –
Вижу зелень деревьев я,
На юг посмотрю –
Ветры сушат траву,
Есть все у тебя:
И леса, и озера,
И синие глуби
Натруженных рек,
Бескрайние степи,
Высокие горы,
И я – твой хозяин
И твой человек!
Слайд 3
Птиц 590 видов
Зверей 178 видов
Пресмыкающихся 49 видов
Земноводных 12 видов
Рыб 107
видов
Насекомых не менее 30 миллионов видов
Слайд 4
Природа – среда обитания и существования человека. Образ жизни казахского
народа
всегда был связан с природой. Народ хранил ее как зеницу ока.
Слайд 5Нельзя считать патриотом своей страны человека, не болеющего душой за родную
землю, не интересующегося ее судьбой»
К. Сатпаев
Слайд 6Нет ничего загадочней природы и человека!
Ч. Валиханов
Слайд 7«Земля щедра, если умеешь ухаживать»
Слайд 8«Земля богата – народ богат»
Слайд 9«Земля – мать, дитя – народ»
Слайд 10Люди передавали свои знания
о природе через рисуночное письмо
- пиктографию
Слайд 11 Народ,считая себя частью природы, хранил ее как зеницу ока.
Слайд 12
Дикие животные считаются священными.
Слайд 13
Дерево, одиноко растущее в степи, или уродливое растение
с необыкновенно
кривыми ветвями служит предметом поклонения
и ночевок
Слайд 14Более двух тысяч лет существует охота с ловчими птицами – лолитва.
Традиции
соколиной охоты в Европу
и Америку пришли из Азии.
Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки,
найденные в
урочище Тамгалы в 170 км. От Алматы в горах Анрахай и совсем недавняя
находка казахстанских археологов
в урочище Ак-Тобе (Атыраусская область), где обнаружен могильник
второго “золотого воина” (первый в Иссыке, 1969 г.) У ног воина найдены останки беркута со всеми атрибутами охоты. Испокон
веков казахи ценили ловчих птиц; помимо охоты они использовались для обмена пленных, выплаты дани, калыма. Соколиная
охота была способом дипломатического
общения глав государств, формой народной дипломатии, о чем свидетельствует
обрядовая сторона соколиной охоты,
бытующая и поныне у казахов, туркмен, узбеков, алтайцев, хакасов. За хорошего
кречета или сокола-балабана можно
было получить косяк лошадей. Места гнездовий строго охранялись членами рода,
на территории которого они находились. В
скалах выбивались специальные карнизы для гнездовий, где ставились тотемные знаки.
Мусульманский свод законов –
шариат – содержит нормы, определяющие условия дрессировки сокола и напуска его на охоте.
Слайд 15Считаются святыми родники, деревья, и птицы приносящие счастье, добро – ласточка,
лебедь, улар.
Слайд 17Наверняка, каждому известно, что кони – главная ценность всех кочевых народов.
Также обстоят дела и у казахов. Существует даже легенда о том, как кочевники получили коней от богов.
Она рассказывает о том, что в давние времена лошадей не было, и в их качестве использовали быков и коров. На праздники их украшали и ездили верхом. Однако однажды случилось что-то загадочное, коровы стали погибать. Перепугались кочевники, стали молить своих богов, чтоб те не отнимали у них кормилиц, а дали взамен кого-то более пригодного для тяжелой работы и верховой езды. И вот однажды страшную картину наблюдали кочевники: на рассвете поднялся сильный ветер, несущийся по всей степи со свистом. Так он веял, пока не поднял большой столп песка, из которого явилась людям лошадь. И стремительно бросилась она к людям, которые сумели обуздать ее. Вот так кочевники смогли подчинить ветер.
Слайд 18Материальная культура кочевников в течение многих лет практически не развивалась, зато
у них имелось настоящее богатство, имя которому Лошадь. Она давала людям все: пищу и одежду, возможность охотиться и сражаться, развлечение и наслаждение от того, как свободные животные резвятся на просторах их земли. Лучших скакунов приносили в жертву только богу Солнца, особо чтимому среди степных жителей. Считалось, что это животное единственное может сравниться с Солнцем в скорости. Это упоминал в своих трудах Геродот.
Народ, превыше всего ценивший лошадей, очень строго и беспощадно поступал с конокрадами. С вора причиталась, как сама украденная лошадь, так и ее стоимость в девятикратном размере. Если же провинившийся не располагал такими средствами, его лишали детей. Не было детей – лишали жизни. Оценить всю строгость наказания за воровство можно, посмотрев на цифры: в те времена даже у самых бедных кочевников насчитывалось не менее 200 голов скота.
Слайд 19Лошади давали степнякам живительное питье. Вода была им практически недоступна, зато
в пути они с удовольствием употребляли кумыс – молоко кобылы. В свежем виде он мало отличался от коровьего молока, обладал сладким привкусом. Затем кумыс сбивали в больших бурдюках, тем самым получая масло. Оставшаяся жидкость становилась острой, терпкой, пьянящей. Богатые кочевники употребляли каракослос – сыворотку кобыльего молока. Чтобы ее получить, батраки сбивали молоко до появления сыворотки, которую и подавали хозяевам. Бедные люди употребляли оставшуюся гущу, которая действовала как сильное снотворное.
Слайд 20
У казахов есть поверье,когда рождается батыр, вместе с ним
рождается и конь.а,
если верить мифам,такой конь прилетает к нему с небес, из Верхнего мира.
И посколькку у казаховконь-главный помощник в нелегкой походной жизни,то
после смерти хозяина с ним хоронили и коня.
Слайд 21Лошадь являлась предметом гордости для степняка, за ней тщательно ухаживали, богато
снаряжали. Кочевники для своих любимых животных делали легкие уздечки, короткие стремена, зимой – теплые попоны. Они никогда не использовали шпоры, лишь изредка бичи, в сражениях защищали лошадей надежными латами. Но не только мужчины умели управляться с непокорными животными, женщины от них не отставали. Более того, они неплохо сражались верхом. Одетые для удобства в цветастые шаровары, женщины стремительно настигали врага. Женщинам же отводилась задача поклоняться богу Солнца с благодарностью за тепло и свет, дающие жизнь траве, так необходимой их питомцам.
Слайд 22Впервые мальчика сажали на лошадь уже в два-три года. С этого
момента начиналось обучение верховой езде, владению луком. Поэтому лошадь являлась в буквальном смысле слова неотъемлемой частью жизни кочевника. К тому же вся жизнь степного народа проходила в пути. Но на лошади не только передвигались, но и часто делали самые обычные, повседневные дела, о чем свидетельствуют древние историки, посещавшие территории кочевников.
Слайд 23Конину также употребляли в пищу. Особенным деликатесом, доступным лишь богачам, в
давние времена являлись казы, колбасы из конины. Их готовили следующим образом: парное мясо варили в соленой воде, набивали им кишки, затем некоторое время коптили все это под куполом юрты. Также излюбленным кушаньем знати являлась джа-джа, или конская ветчина.
О благоговейном отношении казахов к лошадям говорит хотя бы то, что в их языке существует около восьми десятков синонимов слова «лошадь». Даже сегодня имя лошади подбирается по старинному обычаю: начинаться оно должно с первой буквы имени ее отца. Эта традиция тщательно сохраняется в наши дни.