Слайд 1
Система контроля и диагностики учащихся на уроках естественного цикла
учитель химии, биологии
Анчугова А.Н.
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬ?
Наиболее удачное определение контроля дано М. Д. Касьяненко:
(в узком
понимании) изучение состояния процесса в данный
момент и его сопоставление с планируемым или
нормативным. В зависимости от целей и содержания проводимой проверки в значении контроля используют понятия: обратная связь, педагогический срез и др.;
(в широком значении) комплексный контроль включает не только оценку состояния процесса в соответствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, коррекцию процесса, помощь учителю и учащимся.
Слайд 3Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или
надзора (толковый словарь Ожегова)
Контроль в системе образования представляет собой систему проверки знаний и умений учащихся.
Слайд 4ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
обнаружение достижений, успехов учащихся,
указание путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность.
Слайд 6ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе.
В результате
проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Слайд 7Ориентирующая функция контроля
заключается в получении информации о степени достижения цели обучения
отдельным учеником и группе в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.
Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Слайд 8ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации.
В
процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации
Слайд 9ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах
в знаниях и умениях учащихся;
помогает выявить причину и выбрать наиболее интенсивную методику обучения.
Слайд 10Воспитывающая функция контроля
состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению,
дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Слайд 11РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их
творческих способностей.
Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Слайд 13ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ (ГЛАСНОСТИ)
заключается прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых
по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок.
Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога.
Слайд 14ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов),
диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.
Слайд 15ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ
необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса
- от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь.
Слайд 18
Методы и приемы контроля.
По способу взаимодействия учителя и ученика методы
проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:
1) устные;
2) письменные;
3) графические;
4) практические;
5) программированные;
6) тесты.
Слайд 19
Формы опроса:
Устная проверка знаний. Она дает возможность проверить каждого ученика, поэтому
называется индивидуальным опросом.
Устный ответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы "с одним учеником".
(устный опрос у доски или с места, сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений, защита реферата, участие в дискуссии по решению проблемного вопроса, доклад на заданную тему, устный зачет по теме)
Слайд 20В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными
приемами которой являются:
обращение с вопросом ко всему классу,
конструирование ответа,
рецензирование ответа,
оценка ответа и ее обоснование,
постановка вопросов ученику самими учащимися,
взаимопроверка,
самопроверка.
Слайд 21Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью,
она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей, педагог может "поднять" с места слабо- и среднеуспевающих.
используется для:
выяснения готовности класса к изучению нового материала,
определения сформированности понятий,
проверки домашних заданий,
поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
(участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ), викторина и др.)
Слайд 22Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью
и интенсивностью.
Вопросы, заданные ученикам, должны быть понятны настолько, чтобы не пришлось дополнительно их объяснять. Одни учащиеся поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, рисунок на доске, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняют письменную работу.
Слайд 232. Письменная работа часто используется и до настоящего времени является самой
объективной формой проверки знаний по биологии.
Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эффективности обучения.
(биологический диктант, самостоятельная работа, заполнение рабочей тетради, решение биологических задач, письменное заполнение дидактических карточек; написание «сочинения-фантазии», «сказки с биологическими ошибками» на заданную тему, написание реферата, составление модельной схемы ответа, контрольная работа)
Слайд 243. Тестирование (от англ., test - проба, испытание) считается объективным инструментом
для выявления уровня знаний.
Педагогический тест характеризуется как система фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности.
Слайд 25ТИПЫ ЗАДАНИЙ В ТЕСТЕ:
Закрытые:
задания альтернативных ответов;
задания множественного выбора;
задания на восстановление соответствия;
задания
на установление правильной последовательности.
Открытые:
- задания свободного изложения;
- задания-дополнения.
Слайд 26Контрольные задания тестового типа - это совокупность таких заданий и упражнений,
которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме подчёркивания, дополнения фраз, графических обозначений и т.д. В школьной практике наибольшее распространение получили тесты с выборочными ответами.
Слайд 27Графический метод
вычерчивание графиков, диаграмм, схем, гистограмм;
составление и заполнение матриц, таблиц
;
составление опорных конспектов.
Слайд 28 Методы графической диагностики знаний характеризуются высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися
большой самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности всего класса и каждого ученика в отдельности
Слайд 29Практические занятия
метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий
выработке у слушателей умений и навыков применения знаний, полученных на уроке и в ходе самостоятельной работы.
Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Слайд 30
2. Метод практических работ - углубление и закрепление теоретических знаний и
проверка научных выводов. Апробация научных истин и положений, всегда связанная с их практической реализацией. В школьной практике они проводятся после изучения больших по содержанию тем и разделов.
Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных или опытно-конструкторских
Слайд 31Наглядные и практические приемы контроля знаний
- монтировка схем сложных систем или
процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков, магнитных карточек и пр.);
- выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;
- самостоятельное выполнение лабораторной работы;
- узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой;
- узнавание объекта по рисункам, фотографиям.
Слайд 32Оценка
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в её оценке.
Оценка –
это характеристика ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов (словарь Ожегова)
Оценка в образовании представляет собой установление качества приобретенных знаний, умений и навыков.
Слайд 33Правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом
формирования познавательных интересов, положительных качеств личности.
Ошибка в оценке вызывает обычно серьёзные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
Слайд 34Способы выражения оценки.
Словесные
Количественные (отметка)
Молодец, хорошо, можешь лучше и т.д
1,
2, 3, 4,…11,12