Слайд 1Как влияет мышечная активность на вентиляцию легких.
Цель: Выяснить зависимость работы сердца
и легких от мышечной активности учащихся класса
Задачи:
1. Провести анализ ЖЕЛа и экскурсии грудной клетки подростков на примере своего класса.
2. Построить график зависимости вентиляции легких от ЖЕЛа
3. Сравнить данные исследования с карточками медучета и занятием учащихся в спортивных секциях.
4. Построить график зависимости «Влияния мышечной активности на вентиляцию легких.»
5. Выяснить влияние нетрадиционных методов дыхания на вентиляцию легких.
Материалы и методы исследования: Работа основана на материалах, проводимых в 2009 году, карточек учета детской поликлиники.
Слайд 2Краткое содержание:
Краткое содержание:
1 Введение (вводная часть).
2 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
3 Диаграмма, укрепление органов дыхания.
4 Экскурсия грудной клетки. 5 «График экскурсия грудной клетки»
6 Правильно дыхание клетки
7 Регуляция дыхания
Слайд 3А вам известно…
Что воздух представляет собой смесь газов, в которую входит
азот, кислород, углекислый газ, аргон и другие газы. Вся эта масса давит на нас с силой 760 мм рт. ст. В этой смеси газ имеет свое независимое давление. Такое давление называют парциальным. Мы дышим атмосферным воздухом, который содержит: 21% кислорода, 0,03% углекислого газа, 79% азота, 0,03% инертных газов. Азот и инертные газы, входящие в состав воздуха, в дыхании участия не принимает. Их содержание во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе одинаково. Газы плохо растворяются в тёплой воде, ещё хуже в тёплой и солёной. Почему кислород проникает в кровь, хотя кровь тёплая и солёная? Ответ: её переносит гемоглобин эритроцитов. Его молекула химически активна, она захватывает 8 атомов кислорода и доставляет его к тканям.
Слайд 4Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Слайд 5Формулы:
ЖЕЛ для мальчиков 13-16 лет.
ЖЕЛ=(рост(см) х 0,052) – (возраст(лет) х
0,022)- 4,2
ЖЕЛ у мужчин = 2,5 х рост (м)
ЖЕЛ для девочек 8-16 лет
ЖЕЛ = (рост(см) х 0,041) – (возраст(лет) х 0,018) – 3,7
ЖЕЛ у женщин = 1,9 х рост(м)
Слайд 6Средняя величина ЖЕЛ для подростков.
Слайд 71. учащиеся 9-х классов недостаточно уделяют внимание своему здоровью, не развивая
физическую силу, у них низкие показатели ЖЕЛа, экскурсии грудной клетки, что сказывается на их здоровье. Проанализировав карточки учёта в детской поликлинике, мы пришли к такому выводу, что 80% детей часто болеют бронхитами, страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и имеют даже приобретённые пороки сердца, 15% сколиоз, что нарушает дыхательные движения.
Слайд 8Из графика видно, что у учащихся занимающихся лёгкой атлетикой ЖЕЛ больше,
т.к. вентиляция лёгких достигается за счёт большой глубины дыхания, а у учащихся, не занимающихся спортом ЖЕЛ меньше, у них дыхательные мышцы слабы и им приходится дышать часто и поверхностно. Это объясняется тем, что свежий воздух остаётся в воздухоносных путях и лишь небольшая часть его доходит до лёгких. В результате ткани получают ничтожное количество кислорода, и человек не может продолжить работу.
ЖЕЛ – объём максимального выдоха после максимального вдоха. ЖЕЛ не равна объёму лёгких, т.к. лёгкие не спадаются, и в них содержится остаточный воздух.
Интенсивность вентиляции зависит от физической нагрузки, т.к. работающая ткань (мышечная) быстрее поглощает кислород, во время сна человек поглощает от 15-20 л кислорода, при ходьбе вдвое, при лёгкой работе в 3 раза, а при тяжёлой в 6 раз. Эта активность газообмена влияет на ЖЕЛ. Мы проанализировали средние показатели ЖЕЛ спортсменов, занимающихся разными видами спорта.
Спортсмены: лёгкоатлеты, лыжники. У лёгкоатлетов ЖЕЛ меньше, чем у лыжников. Обхват грудной клетки = ½ роста. Показатели хорошие, если фактический обхват грудной клетки превышает эту величину (½ роста).
Выводы: сравнив данные материалы занятости учащихся 8-х классов в спортивных секциях с проведёнными результатами работы, сделали следующие выводы:
Слайд 9Правильное дыхание.
Одно из условий правильного дыхания – это забота о развитии
грудной клетки. Для этого правильное положение тела, особенно во время сидения за партой, упражнения, развивающие мускулатуру, приводящие в движение грудную клетку. Особенно полезны такие виды спорта как плавание, гребля, катание на коньках, ходьба на лыжах. При согнутом положении тела в организм поступает мало воздуха.
Пение.
При пении происходит глубокий вдох, поэтому улучшается кровообращение, обмен веществ, окисление. Экологи пришли к выводу, что пение утром полезное, оно успокаивает организм, пение в душе положительно влияет на организм, т.к. шум воды из-под крана соответствует среде внутриутробного развития.
Регуляция дыхания.
Дыхание регулируется дыхательным центром, который находится в продолговатом мозге, который состоит из центра вдоха и выдоха. Регуляция дыхания обеспечивается взаимодействием гуморальных и рефлекторных механизмов. Влияние углекислого газа осуществляется как гуморально, так и рефлекторно, при этом возбуждается хеморецепторы в зоне разветвления сонной артерии.
Верхние дыхательные пути у детей хуже, чем у взрослых содержание углекислого гамускулатуру, приводящие в движениеза в свежем воздухе не должен превышать 0,07-0,1%, температура = 15-18ºС, влажность 40-60%. Для того чтобы воздух отвечал требованиям, на каждого ученика должно приходиться от 16 до 26 м³ воздуха, а в наших классных комнатах он составляет 5м³ и меньше ( по нашим подсчётам). Следовательно, необходима 3х кратная его смена. Открывающаяся часть окна должна быть не менее 1/50 площади пола, т.е. весьма активно проветривание, поэтому в классе необходимо оставлять 1-2 створки окна незамотанными. Во время перемен учащиеся должны выходить из помещения. Повышение концентрации углекислого газа приводит к повышению температуры в классной комнате, учащается у учащихся сердцебиение, учащиеся могут потерять сознание, от перегрева и нехватки кислорода, наступает притупление мышления. Мы сравним содержание углекислого газа в течение рабочего дня в классной комнате и работоспособность детей в конце рабочего дня.