Слайд 1НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
6
класс
ПРОЕКТ УРОКА
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ И КОРНЕВЫХ СИСТЕМ .ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ КОРНЕЙ ОДНОДОЛЬНЫХ И ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ»
Учитель биологии: Наумова Е.А.
Слайд 2Введение
Любой учебный курс имеет свои проблемы, и каждый учитель ищет свои
пути их разрешения. Ведущей идеей мы считаем развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность как главного элемента современной системы развивающего обучения, которая помогает проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности.
Слайд 3Актуальность
Современные школьники должны быть готовы к самостоятельной жизни в обществе, в
котором результативность деятельности, успех в достижении профессиональных и жизненных целей всё больше зависит от умения вести поиск добывать, обрабатывать, усваивать и эффективно использовать превратившуюся в знания информацию. Иными словами — умения учиться самостоятельно: познал — осмыслил — сказал — запомнил. Переориентация образования с «информационной модели» на «образование как исследование», позволяют организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся как средство развития познавательной самостоятельности. Сформировать у учащихся необходимые умения познавательной деятельности можно через активные мыслительные и самостоятельные практические действия самого ученика.
Слайд 4
Формирование познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность.
Методы и способы развития познавательной самостоятельности
через исследовательскую деятельность на уроках биологии.
Объект исследования
Предмет исследования
Слайд 5Цель
Разработать и обосновать методическую систему развития познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность
учащихся
Слайд 6Задачи
1. Рассмотреть значение исследовательской деятельности в формировании познавательной самостоятельности личности школьника;
2.
Выработать план эффективных способов и приёмов организации исследовательской работы с учащимися;
3. Обобщить результаты работы в форме рекомендаций по развитию познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность.
Слайд 7Содержание работы
Ученые и учителя-практики констатируют, что приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности,
разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Слайд 8Развитие познавательной самостоятельности
Цель активизации познавательной самостоятельности учащихся состоит в том, чтобы
поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Следовательно, суть активизации познавательной самостоятельности учащихся заключается в активизации его мышления, познавательного интереса и моделирования умственных процессов, переходящих в истинное творчество. Происходит не просто повышение общей успеваемости, сколько появление совокупных психологических новообразований: знаний, умений и творческих способностей (креативности).
Слайд 9Виды самостоятельной деятельности на уроке
Составление плана параграфа (млад.звено)
Работа с терминами
Работа с
тестами, логическими схемами
Заполнение сравнительных таблиц с последующим анализом, графических конспектов
Умение задавать наводящие вопросы
Решение проблемных ситуации путем мозгового штурма.
Слайд 10Организация исследовательской работы с учащимися
Проводя учебные исследования учащиеся овладевают способами и
приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими, как:
• умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;
• умение наблюдать, работать с научной литературой;
• умение проводить эксперименты;
• умение давать определения и понятия.
• умение делать сравнения и выводы.
Слайд 11Требования к предварительной подготовке учителя.
Определить темы проектов (заданий для исследований).
2. Определить график
выполнения этапов и оценку каждого этапа.
3. Представить возможные итоговые работы.
4. Разработать критерии оценки итоговой работы.
5. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
Слайд 12Цель: сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка;
изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать практические навыки по их определению и распознаванию
Задачи урока:
Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем.
Продолжить работу с биологическими терминами: стержневая и мочковатая системы, однодольные и двудольные классы;
Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка (Лабораторная работа по изучению особенностям строения корневых систем однодольных и двудольных растений;
Выработать умение распознать на гербарных объектах типы корневых систем.
Продолжить формировать умение делать выводы на основании результатов лабораторных работ.
Формировать у детей умение пользоваться знаниями ,полученные на других уроках;
Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность, умение работать в группах, самостоятельно работать с определителями растений Республики Татарстан.
Слайд 13Обоснованность проекта:
Сейчас каждый учитель получил право на творчество в рамках ФГОС
ОО. Это – развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии. Этот вид деятельности приучает школьников к стремлению заниматься учебным предметом без принуждения, самостоятельно приобретенные знания способствуют формированию практических навыков, связывают учебу с жизнью в единое целое.
Задачи педагога:
создать условия для самостоятельной работы;
вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
обеспечить школьникам основные условия для исследовательской деятельности;
стимулировать творческую активность через индивидуальные или групповые проекты по изученной теме.
Слайд 14А как научить самостоятельности?
Мы предлагаем следующие виды работ:
Работа с понятиями.
Работа
с тестами
Составление логических схем.
Работа по составлению и заполнению таблиц.
Работа с дополнительной литературой.
Проблемные ситуации
Создание проекта
Слайд 15Оборудование:
таблицы "Строение стержневой и мочковатой корневой системы«;
гербарный материал;
раздаточный материал (проростки фасоли,
пшеницы);
определитель растений Республики Татарстан;
презентации по теме : « Виды корней».
Слайд 16Метод: развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом.
Актуальность темы:
Приобретение опыта
использования научных методов путем поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, определителей( включаю электронные, цифровые);
Осуществлять анализ гербарных материалов с выделением существенных и несущественных признаков.
Слайд 17Планируемые результаты:
1) Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения
к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
2) Предметные: знакомство с основными биологическими понятиями по теме, привить умения по определению видов корней и распознаванию.
Слайд 18Основные понятия:
Функции корня;
корневые системы;
главный, боковые;
придаточные корни;
Стержневая,
мочковатая системы.
Слайд 19Ресурсы:
1) основные: учебник, тетрадь;
2) дополнительные: карточки с заданиями, таблицы
"Строение стержневой и мочковатой корневой системы«;
гербарный материал.
Слайд 20Организация пространства:
Фронтальная работа;
групповая;
индивидуальная работа.
Слайд 25
Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем.
Характерна для двудольных растений.
Типы корневых систем
Слайд 26
Мочковатая корневая система — корневая
система, образованная боковыми
и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост.
Типична для однодольных растений.
Типы корневых систем
Слайд 27Внутреннее строение корня:
Какими тканями образованы данные зоны?
Слайд 28Выполните лабораторную работу №3 «Типы корневых систем у растений»
Слайд 29"Строение корня. Типы корневых систем.»
Цель:……….
Материал:
Растения с корнями, учебник
Ход работы:
Рассмотрите корневые
системы растений.
2. Как называются корневые системы растений? Зарисуйте и надпишите их части.
Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем
и укажите преимущества каждой из них.
Слайд 35Заключение
Исследовательская работа носит просветительский, воспитательный, обучающий характер. Учащиеся приобретают навыки самостоятельной
познавательной деятельности: учатся собирать и анализировать информацию, исследовать проблемные ситуации, формулировать проблемы. Исследовательская работа помогает на практике осуществлять межпредметные связи, формируя научное мировоззрение, добывать и усваивать знания из разных отраслей науки.
Слайд 36Обязательно проводить специальные игры-тренинги, учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и
навыками исследовательского поиска.
Исследовательская работа может быть организована как на уроках (мини исследования), так и на дополнительных занятиях, при самостоятельной работе над проектами.
Стремиться максимально использовать данную деятельность при изучении нового материала, лабораторно-практических занятиях.
Лучше всего строить работу на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира в малых группах, что способствует еще и развитию устойчивых коммуникативных навыков.
Темы долговременных исследовательских работ учащиеся выбирают сами. Учитель должен только помочь каждому ученику правильно ее выбрать.
Тема должна быть доступной: соответствовать возрастным особенностям детей.
Слайд 37Список литературы
Баранников А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления, Стандарты и
мониторинг, 1999, №4.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Пасечник - Волгоград: Учитель, 2007 г.
«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Биология. 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечник 6 класс.- М.:Дрофа, 2010г.
Салахова Ф.Н., Курамшин И.Я., Регионализация курса биологии в школах РТ, Казань, 1999.
Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 112-116.
Слайд 38Список литературы
Определитель растений Татарской АССР/под ред. М.В.Маркова - Казань: Изд-во Казанского
университета, 1979 г.
Поурочные разработки по биологии 6-7 класс. Калинина А.А.- М.: Вако,2010г. (В помощь учителю).
Растительный мир Республики Татарстан: учебно-методическое пособие. Салахов Н.В, Архипова Н.С.: Казань: К(П)ФУ,2013 г.
Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ (Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник-М.: Народное образование, 2001 г.