Слайд 1Технология развития критического мышления на уроках естественных дисциплин, как средство формирования
функциональной грамотности.
Подготовила: Давтян Жульетта Карленовна
Слайд 4Учение без мысли - напрасный труд.
Конфуций
Мышление - это новое сотворение
мира.
Альбер Камю
Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно,
если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.
Джек Лондон
Слайд 5Толковый словарь
Способность анализировать информацию с позиции логики,
умение выносить обоснованные суждения,
решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам
Слайд 6«Критическое мышление»
Это американская технология. Она основана на обобщении мирового опыта и
на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.
Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Слайд 7Критическое мышление — это поиск здравого смысла:
как рассудить объективно и
поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Слайд 8Результаты ТРКМ
формирование нового стиля мышления;
развитие базовых качеств личности;
формирование культуры чтения
и письма;
формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 9. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и
возможности, учится решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности т.е. предполагает развитие функциональной грамотности учащегося являющееся требованием времени.
Слайд 10Цель технологии
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный
процесс.
Слайд 11Критическое мышление способствует:
Облегчает понимание различных «взглядов на мир»
Позволяет обучающимся использовать свои
знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности
Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми
Создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Слайд 12Социокультурный
контекст
в реальной жизни основой является идея воспитания граждан открытого общества
(учебный процесс связывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми человек сталкивается ).
Слайд 13Технологический контекст
модель из трех стадий: 1)Вызов – актуализация знаний обучаемых перед
изучением новой темы; 2)Осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова;
3)Рефлексия – размышление о том, что учащиеся узнали в процессе поиска изучения нового материала.
Слайд 14Методический контекст
совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности независимо от
предметного содержания (триединая основа технологии (вызов – осмысление – размышление) задает последовательную структуру занятия и определенное сочетание конкретных методических приемов).
Слайд 15Структура технологии
Вызов (его присутствие на каждом занятии обязательно), позволяет:
Актуализировать и обобщить
имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;
Вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме, мотивировать к учебной деятельности;
побудить обучающегося к активной работе на занятии и вне его.
Слайд 16Структура технологии
Осмысление позволяет:
Получить новую информацию;
Осмыслить ее;
Соотнести с уже имеющимися знаниями.
Слайд 17Структура технологии
Рефлексия позволяет оценить:
Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
Присвоение нового знания, новой
информации учеником;
Формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу.
Слайд 18Основной методический прием моего мастер-класса - это прием «Написание Синквейна».
На
уроках биологии предлагаются следующие способы работы с синквейнами:
Составление нового синквейна.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определениеназвания этого синквейна.
Слайд 20 «Написание СИНКВЕЙНА»
В переводе с французского слово «синквейн» означает
стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Написание синквейна — это рефлексивное осмысление накопленной информации, форма свободного творчества по определенным правилам. Методика синквейна позволяет сформировать четкое представление об определенном понятии, сформулировать свое отношение к нему.
Слайд 21СИНКВЕЙН
1. УЧИТЕЛЬ
2. Два прилагательных (признаки понятия)
3. Три глагола (действия, связанные с
понятием)
4. Одно предложение, отражающее суть понятия
5 С кем можно сравнить?
Слайд 22УЧИТЕЛЬ
ОПЫТНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
НАБЛЮДАЕТ, ЗАМЕЧАЕТ, ОТКРЫВАЕТ
ВСЕ САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ И ЛУЧШЕЕ В ГЛУБИНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДУШИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Слайд 23
УЧИТЕЛЬ
ЗНАЮЩИЙ И ЛЮБЯЩИЙ
ЗАБОТИТСЯ, ОБЕРЕГАЕТ, ВОСХИЩАЕТСЯ
ДУШЕВНОЙ КРАСОТОЙ РЕБЕНКА, НЕ ОБИЖАЯСЬ НА КОЛЮЧИЕ
Слайд 24
УЧИТЕЛЬ
НАСТОЙЧИВЫЙ И ТЕРПЕЛИВЫЙ
ВЫБИРАЕТ, СОСТАВЛЯЕТ, ФОРМИРУЕТ
ИЗ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ НЕПРОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КРАСОЧНЫЙ КОВЕР
ТКАЧ
Слайд 25 Будем вкладывать в слово УЧИТЕЛЬ высокий смысл. Пусть возвышенное
представление о нем и не совсем согласуется с повседневным, земным образом учительницы, но не все, же будни, да будничное…
Слайд 28
УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ,
ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!