Слайд 1БЕРЕГИ ГЛАЗ КАК АЛМАЗ
Проект выполнен
учащимися 8 «Б» класса
Руководитель:
Ломтева Ж.В.
Слайд 2ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
ПОЧЕМУ УХУДШАЕТСЯ ЗРЕНИЕ И МОЖНО ЛИ ЕГО СОХРАНИТЬ?
Актуальность: Нам очень
много приходится читать и писать в школе и дома. Потребность в информации и развлечениях заставляет нас засиживаться у экранов компьютера и телевизора. Большая нагрузка ложится на весь наш организм, но особенно на наши глаза. И мы должны подумать, что можно сделать, чтобы сохранить своё зрение.
Слайд 3Цель проекта:
выяснить состояние
здоровья органов
зрения у школьников и меры профилактики
глазных заболеваний.
Слайд 4 Задачи проекта:
Познакомиться со строением и значением глаза;
Рассмотреть причины ухудшения
зрения у школьников;
Изучение нормативно-правовой базы организации учебного процесса;
Проведение профилактических мероприятий по предупреждению ухудшения зрения.
Слайд 5 Этапы работы:
Сбор информации о строении глаза и глазных заболеваниях, используя Интернет
и справочную литературу;
Беседа с мед. работником школы о состоянии здоровья органов зрения у учащихся МБОУ СОШ №98;
Анкетирование учащихся школы «Сохрани зрение»;
Проведение информационной работы с учащимися школы по профилактике глазных болезней (зарядка для глаз, правила работы за компьютером, просмотра телевизора, информационная стенгазета);
Изучение норм СанПиН по организации учебного процесса.
Слайд 6Причины ухудшения зрения
Долгое просиживание за компьютером.
Длительный просмотр телепередач.
Работа при
плохом освещении.
Малоподвижный образ жизни.
Неправильное питание.
Попадание в глаза вирусов и другой инфекции.
Чтение при малом расстоянии от глаз до книги.
Чтение лежа.
Чтение в транспорте.
Травма глаз.
Долгое смотрение на яркий свет
незащищёнными глазами
(солнце, сварка).
Слайд 7Статистические данные по МБОУ СОШ №98 по глазным болезням
Слайд 8Анкета «Сохрани зрение»
Есть ли у Вас какие-нибудь заболевания глаз?
Как часто и
долго сидите Вы за компьютером или телевизором?
Проводите ли Вы профилактику глазных болезней? (делаете зарядку для глаз, глазные капли, витамины для глаз)
Работаете ли Вы за компьютером или смотрите телевизор в темноте?
На каком расстоянии смотрите Вы телевизор?
Испытываете Вы в течении дня дискомфорт глаз?
Сколько времени тратите в день на выполнение домашнего задания?
Читаете ли Вы художественную литературу и как часто?
Какова острота Вашего зрения?
Слайд 10Результаты анкетирования:
В опросе участвовали 118 учащихся средней школы.
У 28 человек обнаружены
заболевания глаз (близорукость) – 23,7%;
Лишь 10 человек (8,5%) не работают на компьютере вообще, 13 чел. (11%) практически постоянно за компьютером, 14 чел. (11,8%) более 10 часов в день, остальные от 1 до 8 часов в день;
39 чел. (33%) проводят укрепление органов зрения;
33 чел. (28%) любят работать на компьютере в темноте;
13 чел. (11%) не смотрят телевизор вообще, остальные на расстоянии от 1 до 5 м.;
45 чел (38,1%) испытывают дискомфорт глаз особенно в вечернее время и после работы на компьютере;
8 чел. (6,8%) вообще не делают домашнюю работу, а остальные тратят в среднем от 1 до 4 часов в день;
29 чел. (24,6%) не читают художественную литературу, 45чел. (38,1%) - только по литературе;
70 чел. (59,3%) имеют 100% зрение, 33 чел (28%) чувствуют ухудшение зрения, остальные не могут сказать.
Слайд 11Правила работы за компьютером
• Для профилактики зрительного утомления перед началом работы
за компьютером установите регуляторы яркости и контрастности изображения в наименьшее, но достаточно комфортное для глаз положение. В дальнейшем (по мере зрительного утомления) увеличивайте яркость (контрастность).
• Не смотрите подолгу пристально на экран. Глаза должны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться в одной точке.
• Старайтесь периодически (через каждые 3-5 минут) переводить взгляд с экрана на отдаленный объект за окном.
• При чтении с экрана старайтесь после каждой строки моргнуть, а после каждого большого абзаца — поднять глаза и посмотреть в течение 2-3 секунд вдаль.
• Старайтесь не читать только что написанные слова. Во всех случаях привыкайте регулярно (через 3-5 секунд) моргать (мягко, без усилий).
• Регулярно (через каждые 2 часа работы) выполняйте специальную «глазную» зарядку.
Детям 5-7 лет продолжительность пользования компьютером должна составлять около получаса в сутки.
Для детей 7-12 лет — продолжительность пользования не более часа в день.
Подросткам 12-16 лет — около 2-х часов в день.
Слайд 12Зарядка для глаз
Расслабление. Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Для выполнения
этого упражнения стоит вспомнить какие-либо приятные моменты жизни: любовное свидание или первую улыбку сына, плеск ласкового моря или лесную прогулку. У каждого человека есть свои радостные воспоминания.
Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против.
Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо-налево, и вертикали: вверх-вниз.
Моргание. Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза.
Диагонали. Направьте взгляд в левый нижний угол, то есть посмотрите как бы на левое плечо и сосредоточьте взгляд на этой точке. После трех морганий повторите в правую сторону.
Зеркальная диагональ. Аналогично предыдущему упражнению скосите глаза в левый верхний угол, затем в правый.
"Темное расслабление". Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.
Моргания. Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами.
"Косые глаза". Сведите глаза к носу. Для выполнения этого упражнения к переносице поставьте кончик указательного пальца и посмотрите на него - тогда глаза легко "соединятся".
"Близко-далеко, или работа глаз на расстоянии". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую деталь. Ею может быть листик дерева, растущего за окном, или небольшая бумажная точка, наклеенная на стекло на уровне глаз. Затем над выбранной точкой проведите воображаемую прямую линию, уходящую вдаль, и направьте свой взгляд далеко вперед, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Слайд 13Гигиена зрения
Читайте только при хорошем освещении. Не читайте лёжа, а также
в транспорте, идущем по тряской дороге.
При дневном свете рабочий стол должен стоять так, чтобы окно находилось слева.
При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром.
При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге. Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30–35 см (у взрослого это равно длине руки от локтя до кончиков пальцев).
Не следует смотреть телевизор слишком долго.
После каждых 40-45 минут работы на компьютере необходима пауза.
Оберегайте глаза от ударов, от попадания в них вирусов и другой инфекции.
Укрепляйте глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце;
Слайд 14ЗРЕНИЕ и питание
Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее
достаточное количество витаминов, особенно D и A.
Витамин D содержится в таких продуктах, как говяжья и свиная печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло.
Витамином А наиболее богаты печень трески, говяжья и свиная печень, желток куриного яйца, сливки, сливочное масло. Каротин – вещество, из которого организм человека синтезирует витамин А – в больших количествах содержится в моркови, сладком перце, облепихе, шиповнике, зеленом луке, петрушке, щавеле, абрикосах, шпинате, салате.
Слайд 15Новые нормы СанПиН для школьников
Поверьте, с этим документом должен ознакомиться не
только каждый уважающий себя педагог, но и родитель. Ведь соблюдение данных норм позволят сохранить здоровье ребенка во время обучения в школе. К тому же не стоит забывать, что правильно сидеть, есть и гулять ребенок должен не только в будни, но и в выходные. А все правила жизнеустройства школьников как раз даны в новом СанПиНе.
Например, таблица подбора мебели по росту ребенка, рекомендации по выбору места в классе для детей, часто болеющих ОРЗ или с ослабленным зрением. Кроме того, вы найдете подробные указания, как организовать освещение для школьника. Это очень важно, ведь заболевания глаз у наших детей в школьные годы выходят на первое место.
Также СанПиН указывает допустимые нормы учебной нагрузки в течение школьной недели. Все занятия сверх указанных в документе часов, вредят здоровью ребенка. Тут же приводится пример физических упражнений для снятия локального утомления, их можно использовать не только на уроках, но и дома, во время приготовления ребенком домашнего задания. В комплекс входят: физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища и т.д. Прилагаются оптимальные режимы дня по возрастным группам.
Слайд 16Говорят, глаза – зеркало души.
И не только. Они наши окна, через
которые мы получаем информацию об окружающем мире. Нужно помнить, что наши глаза отдыхают при созерцании живой природы, поэтому необходимо как можно больше бывать на свежем воздухе, на природе. И, конечно, регулярно делать гимнастику для глаз, соблюдать правила профилактики глазных заболеваний. И тогда окружающий мир будет радовать нас своей красотой.
Слайд 17У каждого есть тело и душа,
А зеркало её – твои глаза.
Чем
дорожим, то бережём мы строго.
Не зря ведь говорят:
«Храните как зеницу ока».