Слайд 1РМО учителей биологии
Тема доклада:
"Составление рабочей программы для 7 класса по биологии
ФГОС"
Подготовила:
учитель биологии, химии и географии МАОУ «Барабинская СОШ»
Белова Мария Михайловна
Слайд 2Факторы изменения образовательного пространства:
философия образования: складываются новые отношения между учителем
и учеником в рамках личностно-ориентированного обучения, основополагающее место занимает компетентностный подход в образовании;.
формируется новый образ учащегося;
появляются новые типы образовательных учреждений;
обновляется традиционная концепция учебных планов и содержание образовательных (учебных) программ;
экспериментально апробируются новые образовательные области знаний, учебные курсы;
Слайд 3Профессиональная компетентность учителя: знать и руководствоваться нормативными актами в образовании, школьными
образовательными технологиями и методиками и эффективно их использовать при организации процесса обучения.
Слайд 4Рабочая программа по учебному предмету «Биология»— это нормативный документ, который
определяет
объем, порядок, содержание изучения и преподавания биологии в каждой конкретной образовательной организации и каждом конкретном классе;
позволяет учителю определить наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС ООО;
является составной частью ООП ОУ и дает представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется ФГОС с учетом:
– особенностей образовательной политики общеобразовательной организации;
– статуса общеобразовательной организации (типа и вида);
– образовательных потребностей и запросов обучающихся;
– особенностей контингента обучающихся.
Слайд 5Цель рабочей программы —
создание условий для планирования, организации и управления
образовательным процессом по биологии.
Слайд 6Задачи рабочей программы:
конкретное определение содержания, объема, порядка изучения биологии в
7 классе с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данной организации и контингента обучающихся;
практическая реализация компонентов ФГОС при изучении биологии каждым отдельным классом в текущем учебном году.
Слайд 7Функции
Рабочей программы
Нормативная функция
Информационно-методическая функция
Организационно-планирующая функция
Слайд 8 Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
примерных программ по
отдельным учебным предметам общего образования;
примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;
примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
Слайд 9Возможные варианты использования
рабочих программ
Использование примерной программы с
внесенными изменениями
Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника)
Использование авторской программы с внесенными изменениями
Авторская программа учителя
Слайд 10Исходные документы
для составления
рабочих программ учебных курсов
федеральный компонент государственного
образовательного стандарта;
основная образовательная программа основного общего образования школы, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
базисный образовательный план общеобразовательных учреждений;
федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Слайд 11Основные нововведения стандартов второго поколения:
цель образования не только знания по
конкретным дисциплинам, но и метапредметные результаты (освоенные обучающимися универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные) и личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);
отсутствие понятия минимума содержания, перечня информационных единиц, обязательных для изучения по определенному предмету в том или ином классе, т.к. это теперь прерогатива школ, учителей, авторов УМК;
нацеленность стандарта на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания;
необходимость перехода к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер обучения, нацеленность на системно-деятельностный метод обучения как механизм реализации концепции ФГОС.
Слайд 13Особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на
вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Слайд 14
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты: готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного знания.
Слайд 15 Личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса обучающимися определяются по окончании каждого учебного года ступени образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами основной образовательной программы образовательного учреждения.
Слайд 20Е) Структура тематического планирования учебного предмета «Биология» по ФГОСам
Биология
Слайд 21Приступая к работе над рабочей программой конкретной дисциплины, рекомендуется:
учесть, как
будет отражена в ежедневном планировании работы учителя основная идея стандарта - развитие учебной самостоятельности школьников и освоение детьми универсальных учебных действий;
за основу тематического планирования по любому предмету взять планирование, предложенное в «Примерных программах»;
ввести в календарно-тематическое планирование раздел «Универсальные учебные действия» (УУД), конкретизируя в нем время и место выполнения требований плана из раздела «Характеристика деятельности учащихся».
Слайд 22Порядок разработки и утверждения рабочей программы
Сроки, порядок разработки и утверждения рабочих программ определяется локальным актом образовательного учреждения.
Рабочая программа рассматривается на методическом объединении, на педагогическом совете. Решение ШМО, ПС оформляется протоколом. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе анализирует рабочую программу на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должна быть отметка ШМО, ПС о рассмотрении программы и рекомендации к ее утверждению, отметка заместителя директора по учебно-воспитательной работе о согласовании, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа).
Один экземпляр учебных программ является частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога.