Слайд 1
«Закономерности наследования признаков, установленные
Г. Менделем. Моногибридное скрещивание»
Слайд 2ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Сформировать понятия о гибридологическом методе
Дать понятия генетики как
науки
Сформировать понятия:
рецессивный признак
доминантный признак
гомозиготный организм
аллельные гены
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости
Признак —любая
особенность организма, т. е. любое отдельное его качество или свойство, по которому можно различить две особи.
Совокупность всех признаков организма, начиная с внешних и кончая особенностями строения и функционирования клеток, тканей и органов, называется фенотипом.
Признаки и свойства организма проявляются под контролем наследственных факторов, т. е. генов. Совокупность всех генов организма называют генотипом.
Скрещивание двух особей с разной наследственностью называется гибридизацией, а полученную особь гибридом.
Слайд 4 Моногибридным называется скрещивание, при котором родительские формы отличаются друг от
друга по одной паре альтернативных признаков.
Явление преобладания у гибрида признака одного из родителей Г. Мендель назвал доминированием.
Признак, проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака, был назван доминантным
Противоположный, т, е. подавляемый, признак — рецессивным.
Если в генотипе организма (зиготы) два одинаковых аллельных гена — оба доминантные или оба рецессивные (АА или аа), такой организм называется гомозиготным.
Если же из пары аллельных генов один доминантный, а другой рецессивный (Аа), то такой организм носит название гетерозиготного.
Слайд 5ПОЛНОЕ И НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ:
При полном доминировании доминирующий признак полностью
подавляет проявление рецессивного признака.
При неполном доминировании – гибрид первого поколения не воспроизводит полностью ни одного из вариантов родительских признаков.
Слайд 6СИМВОЛЫ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПРИЗНАКОВ:
А – доминантный признак;
а – рецессивный признак;
Р –
родители;
G – гаметы;
F – поколение;
♀- женская особь;
♂- мужская особь;
×- скрещивание.
Слайд 7О ГРЕГОРЕ МЕНДЕЛЕ
В 1856–66 годах чешским биологом и монахом Грегором Менделем
были поставлены знаменитые опыты, результатом которых стало появление новой науки – генетики.
Грегор Иоганн Мендель родился 22 июля 1822 года в Австро-Венгрии. Его отец был владельцем небольшого крестьянского надела, и с самого детства мальчик проявлял интерес к изучению растений и окружающей среды.
Слайд 8ОСНОВАТЕЛЬ НАУКИ ГЕНЕТИКИ – ЧЕШСКИЙ БИОЛОГ И МОНАХ ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ
Слайд 9ГОРОХ ПОСЕВНОЙ (PISUM SATIVUM)
Объектом для экспериментов был удачно выбран огородный горох:
В
условиях Чехии он размножается несколько раз в год
Сорта отличаются друг от друга рядом хорошо заметных признаков
Слайд 10ПЕРВЫЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ – ЗАКОН ЕДИНООБРАЗИЯ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ
С 1856 Мендель начал
проводить опыты по скрещиванию сортов гороха, различающихся по единичным, строго определённым признакам (например, по форме и окраске семян, окраске цветов) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов.
В 1865 году он опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами»
Слайд 111 ЗАКОН МЕНДЕЛЯ – (ЗАКОН ДОМИНИРОВАНИЯ)
При скрещивании двух гомозиготных организмов,
отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, первое поколение гибридов окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.
Слайд 12ЗАДАЧА 1
Возьмем горох с желтыми и зелеными горошинами. Горох с желтыми
горошинами образует гаметы А (доминантный ген), горох с зелеными горошинами образует гаметы а (рецессивный ген). Проведем гибридизацию:
Слайд 13
ПЕРВЫЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ – ВСЕ ГИБРИДЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЕДИНООБРАЗНЫ Т.Е. ПРОЯВЛЯЕТСЯ
ПРИЗНАК ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ.
При скрещивании гороха с зелеными и желтыми семенами Мендель обнаружил, что у всех гибридных растений первого поколения (F1) семена оказались желтыми. При этом зеленая окраска семян не проявлялась. Гибриды имели генотип Аа.
Р (родители) АА (ж) аа (з)
гаметы А а
F1 (гибрид 1 поколения) Аа (ж)
Слайд 14РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ:
У томатов ген, обусловливающий красный
цвет плодов, доминирует над геном их желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений, полученных от скрещивания гомозиготных красноплодных растений с желтоплодными?
Слайд 152 ЗАКОН - ПРАВИЛО РАСЩЕПЛЕНИЯ:
Возьмем гибриды F1 при скрещивании между собой
гибридов (или при их самоопылении) у гибридов второго поколения наблюдается расщепление – 3 части особей с желтыми семенами : 1 часть с зелеными семенами.
Р (родители) АА аа
гаметы А а
F1 (гибрид 1 поколения) Аа(ж) Аа (ж)
гаметы А а А а
F2 (гибрид 2 поколения) АА Аа Аа аа
(ж) (ж) (ж) (з)
Слайд 17ДИАГРАММА РАСЩЕПЛЕНИЯ ГИБРИДОВ ПО ГЕНОТИПУ
Слайд 18ДИАГРАММА РАСЩЕПЛЕНИЯ ГИБРИДОВ ПО ФЕНОТИПУ
Слайд 19ЗАДАЧА НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
Скрещиваются два сорта гороха: один сорт характеризуется пурпурными
цветками, а другой – белыми цветками. Все гибриды первого поколения имеют пурпурные цветки. При скрещивании между собой пурпурно-цветковых гибридов (или при их самоопылении) у гибридов второго поколения наблюдается расщепление – 3 части пурпурно-цветковых особей : 1 часть бело-цветковых.
Вопросы:
Как наследуется окраска цветков у гороха?
Напишите генотипы родительских особей, гибридов первого и второго поколения.
решение задачи
Слайд 20РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
Рассматривается наследование окраски цветков у гороха (признак А). Поскольку все
гибриды первого поколения (F1) единообразны, то исходные особи (Р) были гомозиготны по окраске цветков (следствие из 1-го закона Менделя). Поскольку все F1 (гетерозиготы) имели пурпурные цветки, то пурпурный цвет доминирует над белым (следствие из определения доминантности). Тогда (подразумевая моногенное наследование) можно предположить, что у гороха пурпурная окраска цветков определяется аллелем А, белая окраска – аллелем а. Во втором поколении (F2) четвертая часть особей имеет белые цветки (рецессивный вариант признака), что соответствует 2-му закону Менделя. Следовательно, наше предположение о моногенном наследовании окраски цветков у гороха в данном случае оказывается справедливым.
Слайд 21Результаты решения оформляем в виде схемы:
Р
♀ АА ♂ аа
пурпурные белые цветы
цветы
Гаметы А а
F1 ♀ Аа ♂ Аа
пурпурные пурпурные цветы
цветы
гаметы А а А а
Для нахождения возможных сочетаний гамет и аллелей (зигот) составляем матрицу – решетку Пеннета (Punnett R. – английский генетик, предложил эту матрицу в 1902 г.):
Слайд 22РЕШЕТКА ПЕННЕТА
F2
1АА : 2Аа : 1аа
(по генотипу) пурпурные пурпурные белые
цветы цветы цветы
F2 3 пурпурных : 1 белый
(по фенотипу) цветка цветок
Слайд 23РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ:
Стандартные норки имеют коричневый мех,
а алеутские – голубовато-серый. И те, и другие гомозиготны, причем коричневая окраска доминирует. Какое потомство получится от скрещивания двух названных пород?
Слайд 24ГЕНЕТИКА – ЭТО НАУКА О …
Наука о закономерностях наследственности и изменчивости
организмов
Наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой
Наука о строении организма и его органов
Слайд 25ЧТО ТАКОЕ ИЗМЕНЧИВОСТЬ?
признак, который передается по наследству, но подавляется
совокупность признаков и
свойств организма
свойство организмов приобретать различные формы, обеспечивающие им способность выжить в изменяющихся условиях
Слайд 26СОВОКУПНОСТЬ ВНЕШНИХ ПРИЗНАКОВ ОРГАНИЗМА – ЭТО…
Генотип
Гетерозигота
Онтогенез
Фенотип
Слайд 27Участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак, т.е. за структуру определенной
молекулы белка.
Половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары.
Совокупность наследственных признаков организма, полученных от родителей, - наследственная программа развития.
Слайд 28ГАМЕТА – ЭТО…
Соматическая клетка
Половая клетка растительного или животного организма
Клетка, образующаяся
при слиянии двух гамет: женской и мужской
Слайд 29КТО ИЗ ДАННЫХ УЧЕНЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ ГЕНЕТИКИ:
Д. И. Менделеев.
В. И. Вернадский.
Г.
Мендель
И. И. Мечников
Слайд 30ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ:
Назовите области применения генетических знаний и исследований (не
менее пяти)
Слайд 31КЛЮЧ К ВЗАИМОПРОВЕРКЕ ОТВЕТОВ:
1 (1 балл)
3 (1 балл)
4 (1 балл)
1 (1
балл)
2 (1 балл)
3 (1 балл)
Селекция, зоология, ботаника, медицина, экология, микробиология, эволюция, антропология, физиология, этология, биохимия, биотехнология
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Слайд 32ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ:
10-11
балов – «5»
8-9 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 – «2»
Слайд 33ИТОГИ УРОКА
Почему для своих опытов Мендель выбрал горох?
Чем гомозиготный организм отличается
от гетерозиготного?
В чем суть гибридологического метода?
Сформулируйте первый закон Менделя.
Сформулируйте правило расщепления.