Слайд 1Стратегии критического мышления
УЗБО -22В
Федорова Наталья
Слайд 3
Вызов
Приемы:
Верные, неверные высказывания
Кластер
Таблица ЗХУ
Корзина идей
Толстые и тонкие вопросы
Слайд 4
Осмысление
Приемы:
Инсерт
Зигзаг
Таблицы
Слайд 5
Рефлексия
Приемы:
Кластер
Эссе
Таблицы
Синквейн
Слайд 7 Графические организаторы: «Кластеры»
(1)
выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Важно в тексте, с которым работаешь:
Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Слайд 8Графические организаторы: «Кластеры» (2)
Слайд 9Корзина (идей, понятий, имен)
Ученик записывает в тетради все, что ему известно
по проблеме
Обмен информацией в парах или группах
Группы по кругу называют сведения, факты
Учитель записывает все на доске
Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации
Слайд 10идей
имен
решений
предположений
понятий
На доске рисунок корзины.
В нее будем условно собирать все,
что
знаем по теме.
Прием «Корзина»
Слайд 11Этапы работы:
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает об этом.
Строго индивидуальная работа, (продолжительность 1-2 минуты).
Слайд 12Этапы работы:
Затем происходит обмен информацией в парах или группах.
Ученики делятся
друг с другом известным знанием (групповая работа 3 минуты) .
В обсуждении ученики выясняют,
в чем совпали мнения, из-за чего возникли разногласия.
Слайд 13Этапы работы:
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или
факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
Слайд 14В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие
отношение к теме урока.
Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Этапы работы:
Слайд 15Задаю вопрос о том, что известно по теме.
Каждый ученик вспоминает и
записывает в тетради все, что знает по теме (инд. работа).
Обмен информацией в парах или группах.
Каждая группа называет одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
Все сведения кратко записываю в «корзинке идей», даже если они ошибочны.
Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Алгоритм работы:
Слайд 16Мозговой штурм
Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика
и комментирование не допускаются.
Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).
Слайд 17Правила эффективного мозгового штурма
Предварительная подготовка.
Много участников.
Уточнение поставленной задачи.
Записи.
Никакой
критики.
6. Максимальная генерация идей.
7. Привлечение других людей.
8. Модификация идей.
9. Визуальное отображение.
10. Отрицательный результат.
Слайд 18Предварительная подготовка.
Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача
штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
Слайд 19Много участников.
Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для
участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
Слайд 20Уточнение поставленной задачи.
Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на
дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
Слайд 21Записи.
На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать
пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
Слайд 22Никакой критики.
Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового
штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
Слайд 23Максимальная генерация идей.
Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно
предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
Слайд 24Привлечение других людей.
Если, например, во время штурма есть цель составить список
из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
Слайд 25Модификация идей.
Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и
более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
Слайд 26Визуальное отображение.
Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует
использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
Слайд 27Отрицательный результат.
Во время поиска решения и даже по его окончании
представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.
Слайд 28Лекция с остановками
Лекция читается «дозировано». После каждой смысловой части делается остановка,
идет обсуждение проблемного вопроса, поиск коллективного ответа на основной вопрос или выполняется групповой или индивидуальное задание
Слайд 29Перепутанные логические цепочки
На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются
и предъявляются ученикам. В тексте обязательно должно скрываться какое-то глубинное противоречие. Предлагается восстановить порядок.
Ставится бинарный вопрос «да» или «нет».
Слайд 30Зигзаг (пила)
Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментов
Все ученики делятся
на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе)
Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группы
Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом (сначала индивидуально, потом обсуждают)
Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала
Группа вырабатывает общие представления о проблеме и докладывает их остальным группам.
Слайд 31Прием «ФИШБОУН»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Слайд 32«Оценочное окно»
Сразу
могу применить
Совсем непонятно Хорошо понятно
Никогда не смогу применить
Слайд 33Знаковый метод
Старая
информация
Вопрос
Непонятна
информация
Новая
информация
Слайд 34Прием составления глоссария
Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
Из списка слов
– каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
При этом никто не знает о выборе другого игрока
Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
Можно составить словарь – глоссарий
Слайд 35Приемы по развитию навыков прогнозирования
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются
утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Слайд 36СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка –
это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 37Таблица «Кто-Что-Когда-Где-Почему?»
Слайд 38Шесть Шляп Мышления
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один
из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Слайд 39
Белая шляпа:
информация
.
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на
информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Слайд 40
Красная шляпа:
чувства и интуиция
В режиме красной шляпы у участников сессии
появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Слайд 41
Черная шляпа: критика
Мышление в
чёрной шляпе предназначено для того, чтобы представить всё в чёрном свете. Тут нужно во всём видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.
Слайд 42
Желтая шляпа:
логический позитив
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание
на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Слайд 43
Зеленая шляпа:
креативность
Зелёная шляпа – креативность. Творчество. Различные идеи. Новые идеи.
Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.
Слайд 44
Синяя шляпа:
управление
процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
Слайд 45Почему «Шесть шляп»?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный
цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных,
поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление;
Слайд 46Четыре Типа Использования Шляп
1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем
попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.
“Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”
Слайд 472. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета.
Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.
“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.
Слайд 483. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно
переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
“Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”
Слайд 494. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой
тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами – и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других