Слайд 1Работа учителя биологии
Михалкиной А. В.
Тема: Экологическое направление в
воспитании учащихся на уроках биологии.
МБОУ СШ №1
г. Тейково, 2019 г. май
Слайд 3
Цель экологического воспитания – это формирование экологического сознания; ответственное отношение к
окружающей среде и экологической культуре; это определенное поведение способствующее бережному отношению к окружающему миру.
Слайд 4
Для достижения цели определила два направления деятельности и ставила следующие задачи:
изучить различные
методы и формы экологического воспитания в рамках обучения детей биологии;
использования сведений экологического характера во внеклассной работе для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной, а также социальной среде.
Слайд 5Методы и формы экологического воспитания
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их
различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: мышление, память, воображение.
Самостоятельная
работа
Игра
Рассказ
Моделирование
Творческие
средства
Ролевые игры
Слайд 6
Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть
сущность проблемы.
Игра, формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Рассказ учителя позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.
Моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников.
Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Слайд 7Моделирование
При изучении темы «Строение клетки» в курсе биологии 5 класса я
провожу с детьми моделирование растительной и животной клеток на уроке, используя при этом желатин (цитоплазма), лесные орехи (ядро), семена фасоли (митохондрии), семена гороха (лизосомы), окрашенные в зелёный цвет семена тыквы (хлоропласты). Дома дети с удовольствием выполняют творческое задание: моделируют клетку с использованием пластилина, показывают клетку в объёме.
Подобные задания можно применять преимущественно в 5 и 6 классах, что объясняется психолого-физиологическими особенностями учащихся этого возраста.
Слайд 8 Моделирование на основе текста.
Задание: Создать модель,
отражающую зависимость в питании между деревом и грибом.
Текст: Симбиоз грибов и деревьев.
Многие грибы (подосиновики, подберезовики, белые грибы, рыжики) в лесу тесно связаны с деревьями. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева или даже проникают внутрь, помогая корням деревьев всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений органические вещества, которые растения производят в процессе фотосинтеза. Так грибы и деревья помогают друг другу, образуя грибокорень или микоризу (симбиоз грибницы и корней дерева)
Слайд 9Игровое моделирование.
В ходе изучения темы «Связи живого и неживого» в 5
классе детям раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов. Затем детям дается задание: взявшись за руки, составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это 1 звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Обучающиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено.
Слайд 10Рассказ
Тема урока: «Как можно добыть энергию для жизни?»
Задание: Почему на
Земле начались беспорядки?
Однажды в лесу собрался Ученый совет живых организмов. Животные возмущались: мы устали ходить туда-сюда, летать с одного места на другое, бежать куда-то, в поисках пищи. Вот растения живут на одном месте: и сыты, и живы - здоровы. Тогда Ученый Совет решил их поменять ролями: пусть животные стоят на одном месте, а растения двигаются. Тогда в мире начался хаос, беспорядок. Животные поняли, что глубоко ошиблись, просили Ученый Совет вернуть им прежнее положение.
Рассказ активизирует познавательную активность учащихся к вопросу: почему животным надо двигаться, а растениям – нет? (Животные питаются готовыми органическими веществами, а растения сами образуют органические вещества
Слайд 12Тема урока «Только ли лист кормит растение?»
Задание: Какие еще органы нужны
растению?
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получилось:
От любого ветерка качаются,
Почему осыпались и вянут?
(Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок)
Слайд 13Творческие средства
После изучения тем уроков учащимся задаются задания творческого характера:
1.Написать рассказ
на тему: Что станет с планетой, если исчезнут насекомые – опылители?
(Тема урока « Как размножаются растения?»)
2. Нарисовать органы растений, запасающие питательные вещества. (Тема урока «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?)
Слайд 14Самостоятельная работа
Тема первого урока «Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем» проводилась
в форме экскурсии.
Задание: Собрать материал о растениях и животных, экологической обстановке на пришкольном участке. Используя собранный материал, и проведя собственное экологическое исследование, оформляют письменный отчет.
Тема урока «Нужны ли минеральные вещества животным и человеку?»
Задание: Придумать и нарисовать схему, доказывающую , что минеральное питание животных и человека зависит от растений
Слайд 16Анкетирование учащихся "Моё отношение к природе"
Анкетирование носило
эколого-нравственный характер
1.Задумываеть ли Вы о своем отношении к природе?
2.Делите ли вы природные объекты на привлекательные (красивые) и непривлекательные (некрасивые)
3.Всегда ли вы бережно относитесь к природе?
4.Приходилось ли Вам вольно или невольно чем-то вредить природе?
5.Часто ли Вы проявляете равнодушие к природе?
6.Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1-5 классах?
7.Всегда ли Вы добросовестно к выполнению какой -либо работы по уходу за окружающей средой?
8.Повлияли ли на Ваши отношения к природе уроки ли другие учебные занятия? Если да, то укажите по каким предметам или занятиям.
Слайд 17Результаты анкетирования по вопросам 1,3,6,7,8
Слайд 18Результаты анкетирования по вопросам 2,4,5
Слайд 19Планирование
воспитательной работы
Создадим «Поляну добрых дел»
Экологический календарь с датами праздников.
Проведём анкетирование.
Темы
для дальнейшей работы:
- «Равнодушие к природе»
- «Привлекательное и непривлекательное»
- «Вольно или невольно вредим природе»
Слайд 22Акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки»
Слайд 23Акция «Подарим бумаге вторую жизнь»
Слайд 24Очередная акция «Неделя добра» прошла в МБОУ СШ № 1 г.
Тейково. Ребята всех классов приняли участие в сборе помощи бездомным животным, оказавшимся на улице, в ветклиниках, на передержках. Всё собранное учениками и педагогами (а это корм, пелёнки, наполнители для туалета) было в этом году оставлено в нашем городе и передано тейковским зоозащитникам и ветеринарным клиникам.
Особенно в поддержке нуждаются «передержки».
Акция «Неделя добрых дел»
Слайд 26Рефлексия
На уроках планирую продолжить использовать все названные мною формы и методы
обучения. Что касается внеурочной деятельности мною не использовались:
Экологические праздники;
Творческие и интеллектуальные конкурсы;
Экскурсии;
Экологические исследовательские проекты;
Экологический календарь;
Экологическую поляну.
Запланировано мною на следующий год.