Слайд 1
Семинар
«Экологическое образование
в интересах устойчивого развития»
Некоторые подходы к осмыслению ключевых
понятий образования
для устойчивого развития.
учитель биологии, химии, экологии
МБОУ СОШ №34 с. Березняки
Раковская Л. А.
Слайд 2«… дети – одна из точек отсчета в международных стратегиях развития,
так как это те, чье индивидуальное социальное развитие будет определять будущее мира.
Другой точкой отсчета должна быть окружающая среда, так как это основа и источник ресурсов для всего развития в будущем»
Отчет ООН «Дети и окружающая среда»
Слайд 3Экологическое образование:
Деятельностная цель: формирование экологического сознания, научного мировоззрения тесной взаимосвязи между
компонентами живой и неживой природы, понимания ценности жизни.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по данной теме за счет включения в нее нового элемента: устойчивое развитие.
Слайд 4Цель экологического образования в рамках устойчивого развития
формирование знаний, умений и
качеств личности школьника, необходимые для жизни в меняющемся мире и строительства будущего своими руками.
Оно направлено на гармоничное сочетание потребностей общества с возможностями сохранения нормального функционирования биосферы.
Слайд 5Упражнение «Среда обитания».
Название местообитания____________________________________
Слайд 6Тест: «Глобальные изменения в биосфере,
вызванные деятельностью человека»
1. Глобальные изменения в
биосфере могут быть вызваны:
Распашкой земель.
Сменой лиственных лесов темнохвойными.
Использованием генетически модифицированных организмов.
Созданием заповедных территорий.
2. Основной причиной глобального потепления является:
A. Возрастание солнечной активности.
B. Использование СВЧ печей.
C. Выбросов газов в атмосферу.
D. Освоение космического пространства.
Слайд 7Тест: «Глобальные изменения в биосфере,
вызванные деятельностью человека»
3. Основной причиной обмеления
рек является:
Эрозия почв.
Кислотные дожди
Глобальное потепление
Вырубка лесов.
Разрушение озонового слоя происходит вследствие попадания в верхние слои атмосферы:
A. Фреонов.
B. Угарного газа.
C. Бензопирена.
D. Кислорода.
Слайд 8Тест: «Глобальные изменения в биосфере,
вызванные деятельностью человека»
5. Больше всего ядовитых
веществ в загрязненном биогеоценозе накапливается в организме:
Травянистых растений.
Древесных растениях.
Травоядных животных.
Хищников.
6. Красная книга РФ содержит сведения о:
Редких и исчезающих видах растениях, животных и грибов.
О видах организмов, которые встречаются только в России.
3.Обо всех видах растений, животных и грибов, обитающих на территории России.
Об особо опасных видах вирусов, бактерий и грибов.
Слайд 9Тест: «Глобальные изменения в биосфере,
вызванные деятельностью человека»
7. Исчезновение в XVII
веке крупного парнокопытного животного - тура в юго – восточной Европе произошло вследствие:
Его истребления охотниками, вооруженными огнестрельным оружием.
Увеличение численности крупных хищников: рысей и медведей.
Извержение вулкана Везувий и последующего наступления ледникового периода.
Распахивание его природного ареала – степей.
8. Как называется участок природной территории, на которой охраняется весь комплекс природных условий, однако возможен организованный туризм отдыха:
Заказник.
Агроценоз.
Заповедник.
Национальный парк.
Слайд 10Тест: «Глобальные изменения в биосфере,
вызванные деятельностью человека»
9. Предотвратить нарушение человеком
равновесия в биосфере можно путем:
Повышение продуктивности экосистем.
Учет экологических закономерностей в хозяйственной деятельности.
Изучение особенностей строения, жизнедеятельности и поведения редких и исчезающих видов.
Усиление антропогенной нагрузки на отдельных территориях.
10. Какое международное соглашение устанавливает ограничение тепловых выбросов в атмосферу:
A. Конвенция ООН по изменению климата.
B. Монреальский протокол.
C. Киотский протокол.
D. Декларация РИО.
Слайд 11Тест: «Глобальные изменения в биосфере,
вызванные деятельностью человека»
11. Какое природоохранное мероприятие
позволяет хотя бы в перспективе восстановить популяцию редких, исчезающих и уже утраченных видов.
Создание заповедных территорий.
Учреждение генетических банков.
Сохранение в искусственно созданной среде обитания.
Запрет их дальнейшего уничтожения.
12. Сбор красиво цветущих весенних растений не может привести к:
Уменьшению численности популяций данных видов.
Снижению давления естественного отбора.
Их быстрому распространению.
Сукцессии.
Слайд 12Ответы
А
C
D
A
D
A
7. A
8. D
9. B
10. C
11. B
12. C
Слайд 13Из средств массовой информации люди получают много негативных сообщений, которые заставляют
их почувствовать бессилие в решении экологических проблем. Один из возможных путей избежать формирования пессимизма – дать детям возможность «выговорить» свои мысли по этому поводу, увидеть альтернативы «другого» будущего, понять свою роль в улучшении будущего для себя и своих потомков.
Слайд 14Используемые источники информации:
Методическое пособие для учителей «Образование для устойчивого развития» Общ.
Ред. Алексеева С. В. Санкт – Петербург, 2000 год
Ю.А.Садовниченко Биология. Универсальный справочник. М. : Эксмо, 2012- 496 с
http://nsportal.ru/