Слайд 1
Архитектурная
Бионика
МБОУ СШ 15
Иванова Е.В.
г..Волгодонск
Слайд 2Идея о том, что природа – лучший инженер, принадлежит Леонардо да
Винчи.
Во второй половине прошлого века она привлекла к себе внимание ученых, провозгласивших создание новой науки – бионики.
Слайд 3
Один из ее разделов, архитектурно-строительная бионика, занимается вопросами создания экотехнологий на
основе знаний о живых организмах.
Например, структура раковины моллюска может быть прототипом для создания сверхустойчивого к механическим повреждениям автомобильного покрытия, сейсмоустойчивых зданий и, наверное, много чего еще.
Слайд 4Бионические аналогии в архитектуре: раковина моллюска и ресторан «Бермет» в г.
Фрунзе
Слайд 5Скорлупа яйца
Она состоит из семи слоев . Каждый слой имеет свое
функциональное назначение . В результате — скорлупа яйца предохраняет живой , развивающийся организм от различных неблагоприятных атмосферных воздействий . В то же время она позволяет зародышу потреблять необходимую норму влаги , ассоциированной из атмосферы , дышать , осуществлять обмен веществ и т . д . Скорлупа не пропускает снаружи воду , но в обратном направлении способна отдавать излишки влаги — она дышит . Здесь — полупроводниковый принцип .
Слайд 6. Скорлупа яйца — использование конструкции и формы . Скорлупа яйца
и купол Флорентийского собора Сайта Мария дель Фьоре , 1420 — 1434 гг . Архит . Брунеллеско
Слайд 7
Каждое живое существо на планете является совершенной работающей системой, приспособленной к
окружающей среде. Жизнеспособность таких систем – результат эволюции многих миллионов лет. Раскрывая секреты устройства живых организмов, можно получить новые возможности в архитектуре сооружений.
Бионика призвана решать инженерно-технические задачи, основываясь на результатах исследований живой материи.
Слайд 8
Вот несколько биологических конструкций, используемых в архитектуре:
Паутина – необычайно легкий, экономичный
сетчатый материал;
Пчелиные соты, воск;
Муравьиное гнездо. Принцип его построения напоминает о зданиях, возводимых людьми. Имеются подвальные помещения, каждое из которых имеет свое предназначение;
Мягкая мочалка. Ее необычайный узор подходит для изготовления прочных и одновременно элегантных конструкций, которые, например, можно использовать как большие емкости для перевозки воды или масла;
Клеточная мембрана. Двойной переплет жировых китаров, обволокивающий живую клетку, уже используется в так называемой микро-архитектуре.
Слайд 12Паутина - Сетчатая оболочка Британского музея,
архитектор Норман Фостер, 2000
Слайд 13Биотек - архитектурный стиль.
Как и сама наука, этот стиль еще очень
молод и существует больше как общая идея, определенный способ мышления, чем как фундаментальное течение с внятно прописанными принципами.
К биотеку относят и здания, повторяющие своими очертаниями природные формы. И строения, которые конструктивно и структурно подражают природным объектам, как, например, деревья или пшеничные колосья. И такие, которые могут развиваться во времени, изменяясь и достраиваясь по мере необходимости, или даже перемещаться в пространстве. Некоторые уже построены, но большинство из них созданы пока только на бумаге.
Слайд 14Лондонский «Огурец»
(арх. Норман Фостер)
называют манифестом био-тека
Национальный космический центр Великобритании
(арх. Николас Гримшоу).
Слайд 17
Сиднейский Оперный Театр построен в крупнейшем австралийском городе - Сиднее, он
располагается в гавани на Беннелонг Пойнт.
Парусообразные оболочки, образующие крышу, делают здание не похожим ни на одно другое в мире. В настоящее время это одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, оно является символом Сиднея и одной из главных достопримечательностей Австралии. Оперный театр в Сиднее признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире.
Слайд 21
Проект «Эдем» (англ. Eden Project) в Корнуолле (2001)
Слайд 22Субисури — арочный подвесной
пешеходный
мост в Бильбао (Испания).
Слайд 24
Мост Субисури в Бильбао.
Мост Субисури в Бильбао.
Слайд 26Сетчатая оболочка — несущая строительная конструкция, получившая широкое распространение в прогрессивной
архитектуре XXI века. Используются сетчатые перекрытия-оболочки, башни-оболочки и сложные сетчатые аморфные конструкции. Сетчатые оболочки выполняются из металлов, композиционных материалов и древесины
Шуховская башня на Шаболовке в Москве
Сетчатая башня-оболочка
в порту Кобе, Япония
Слайд 28
Био-тек — архитектурное движение, находящееся пока на стадии написания манифестов. В
противоположеность хай-теку, архитектурная выразительность конструкций зданий био-тека достигается заимствованием природных форм. Однако, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны. Следует отметить, что концепция био-тека предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).
Данное движение находится в процессе становления и его исследовательская составляющая преобладает над практической. Главное противоречие архитектурной бионики: консервативная прямоугольная планировка и конструктивная схема зданий противостоит биоморфным криволинейным формам, оболочкам, самоподобным фрактальным формам. Достойное эстетическое и экономически-оправданное решение этого противоречия — одна из основных задач био-тека
Слайд 29
Суть нового подхода к архитектуре можно свести к тому, что здание
- это живой организм. Сейчас делаются только самые первые шаги по пути создания экологичных домов, технологии строительства которых были бы безотходными, не наносящими ущерба окружающей среде и человеку, материалы - безвредными, долговечными, желательно, созданными из вторсырья или мусора, а источники энергии – экологически чистыми.
Слайд 30Сетчатая оболочка Mode Gakuen
Cocoon Tower, Токио, Япония
Небоскрёб Turning Torso в Мальмё
Слайд 31
Художественный музей Милуоки (арх. Сантьяго Калатрава)
Слайд 34
Город искусств и наук, Валенсия (арх. Сантьяго Калатрава)
Слайд 35
Мультифункциональное здание «Арабское лезвие», арх. Клаудио Каталано
Слайд 36
Высочашая башня в Азии и третья по высоте в мире (Шанхай).
Слайд 39
Башня 0-14. Совместный проект архитектурных и девелоперских бюро Rresier and Umemoto,
Rur Architecture PC и Shahab Lutfi.
«Двойная кожа» фасада создает кондиционирующий эффект во внутренних помещениях здания.
Слайд 40"Расцветающий Дубай". Проект небоскреба от Petra Architects
Слайд 41
Проект архитектурного бюро RMJM для Abu Dhabi Convention Centre.
Слайд 42Футуристический проект Performing Arts Centre в Абу-Даби от Захи Хадид (Zaha
Hadid)
Слайд 43Плавучий город ближайшего будущего по версии архитектурного бюро Sarly Adre Bin
Sarkum - водоскребы на биолюминесцентных щупальцах
Слайд 44«Танец ветра и воды». Проект центра Dancing Water Pavilion в Сеуле
Слайд 46Симбиоз искусства и природы от MAD. Футуристический проект музея China Wood
Sculpture Museum
Слайд 49
Проект вращающейся башни Да Винчи,
арх. Дэвид Фишер (250 м, этажи
в разном направлении вращаются
вокруг своей оси, постоянно изменяя облик башни).
Слайд 50Танцующие башни, архитектор Заха Хадид, Дубай.
Экотехнологии в архитектуре на сегодня далеки
от того, чтобы быть поставленными на поток.
Они слабо разработаны, дороги и их трудно внедрять, потому что они не успели еще стать частью современного мира и мировоззрения.
Слайд 51
Возможно, то, что называют современными вызовами, неожиданно быстро заставит нас пересмотреть
взгляды на место нашего обитания и на то, как мы им распоряжаемся. Быть может, очень скоро сформируется новая градостроительная концепция, для которой организмом будет не отдельное здание, а город в целом.
Все здания в нем будут сконструированы так, что не потребуется ни обогревателей, ни кондиционеров, ни лишних энергозатрат.
Они будут уподоблены природным объектам, смогут следовать за очертаниями ландшафта, выполняя при этом свои прямые функции – быть местом обитания для человека, его рукотворным домом.
Неотличимые друг от друга стеклянные джунгли мегаполисов приобретут индивидуальные черты под стать природным особенностям своего региона, формируя новые национальные художественные стили. Утопия?
А ведь некоторые грамотно сконструированные архитектурные утопии и смелые футуристические мечты писателей-фантастов уже стали реальностью.