Слайд 1Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро
и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда.Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации. Поэтому при систематическом использовании учебника в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию.
В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее значение, чтение текста является одним из наиболее распространенных видов деятельности людей, а понимание текста -важнейшим ее компонентом.
Слайд 2Метапредметные результаты:
Смысловое чтение;
Умение определять понятия,
Создавать обобщения,
Устанавливать аналогии,
Классифицировать, самостоятельно
выбирать критерии для сравнения и классификации,
Устанавливать причинно-следственные связи,
Строить логическое рассуждение,
Делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Слайд 3Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование
стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
1. поиск информации и понимание прочитанного;
2. преобразование и интерпретация информации;
3. анализ и оценка информации.
Слайд 41.Самоопределение к деятельности. Орг. момент
Грамотная организация начала урока позволит не только
привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия.
Слайд 5Отсроченная отгадка
Страшная месть покойного короля Казимира Фараоны – личности для нас
экзотичные. Но вот случай, который произошел в Польше в 1973 году. Четырнадцать профессионалов вошли в склеп Вавельского замка, чтоб исследовать останки короля Казимира. Процедура была не очень долгой, но результаты ее Страшная месть покойного короля Казимира оказались плачевными: скоро после нее из числа тех, кто находился в склепе, в живых осталось только двое. Другие погибли от легочных болезней либо от общего отравления организма. Один из выживших – доктор Болеслав Страшная месть покойного короля Казимира Смык – пару лет мучился бессонницей, головными болями, нарушением вестибулярного аппарата. Но конкретно ему было предначертано разгадать причину катастрофы. Убийца был найден.
Это были споры грибков вида Аспергилл и Пеницилл. Их нашли в Страшная месть покойного короля Казимира тканях тела короля Казимира, а позднее – в почти всех древнеегипетских мумиях.
Источник: http://referatwjk.nugaspb.ru/strashnaya-mest-pokojnogo-korolya-kazimira.html
Слайд 62. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
актуализацию изученных способов действий,
достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление.
Слайд 7Прием «До и после»
прием из технологии развития критического мышления. Он может
быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Слайд 83. Постановка учебной задачи.
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
П.15 биология 5
класс. Лишайники-своеобразная группа живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Долгое время лишайники были загадкой для исследователей . Их называли и мхами и водорослями. Только во второй половине XX в. ученые раскрыли особенность организации лишайника – это был симбиоз гриба и одноклеточной водоросли.
Слайд 9 формула используется при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную
позицию:
П – позиция (точка зрения) – я считаю…
О – обоснование (доводы) - …потому, что…
П – пример (факты) - …например…
С – следовательно (вывод) – поэтому.
Прием ПОПС
Слайд 104. «Открытие» нового знания
На данном этапе учитель организует изучение нового материала
через учебную деятельность школьников.
Слайд 11преобразование и интерпретация информации
1 . По прочитанной информации делается рисунок
2. Выписываются
основные понятия
3. Составляется схема
4. Интеллект карта, кластер
5 Вопросы( Тонкие и толстые)
Слайд 12
«Своя опора»
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот
прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников.
Слайд 13Описание алгоритма действий:
Прочитать текст и выделить в нем большие и
малые смысловые единицы.
2. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия.
3. Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам.
4. Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками.
5. После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»
Прием «Кластер»
Слайд 145. Первичное закрепление во внешней речи
Учащиеся в форме коммуникативного
взаимодействия
закрепляют новый
материал (решают типовые задания на
новый способ действий с проговариванием
установленного алгоритма во внешней речи)
Усиливается эффект усвоения материала, т.к. ученик озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведётся поисковая работа в его сознании. Чтобы новое знание не стало для учащихся проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там.
Слайд 155. Первичное закрепление во внешней речи
«Своя опора»
Исаева Т.А,
РомановаН.И. учебник для 6 класса. Изд. «Русское слово «
Слайд 165. Первичное закрепление во внешней речи
«Снежный ком»
Дополняя друг друга по
предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу.
Например: определить понятие ТКАНЬ (несколько учеников по очереди называют по одному признаку)
-группа клеток
и межклеточного вещества
сходных по строению
- выполняемым функциям
Слайд 175. Первичное закрепление во внешней речи
«Собери коллекцию»
Из предложенных экземпляров
выбрать только насекомых. Назвать их отличительные признаки.
Слайд 185. Первичное закрепление во внешней речи
«Диаграмма Венна»
Поделить организмы
на группы. Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 группами, а в двух других – отличительные особенности каждого.
Слайд 195. Первичное закрепление во внешней речи
«Раздели на группы»
Принцип классификации.
Слайд 205. Первичное закрепление во внешней речи
« Жокей и лошадь»
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Жидкая часть крови?
Кровяные пластинки, участвуют в свертывании крови?
Красные безъядерные клетки крови?
Растворимый белок в плазме?
Плазма
Тромбоциты
Эритроциты
Фибриноген
Слайд 215. Первичное закрепление во внешней речи
« Четвертый лишний»
Исключить лишнее , объяснить, почему?
Лягушка, жаба, жерлянка, тритон
Саламандра, щука, тритон, жаба
Слайд 22На основании обобщений выполняются задания на исключение лишнего
Кровь, хрящ, кость, печень;
Лепесток,
плод, пестик, цветоложе;
Желудок, кишечник, легкие, рот, пищевод.
Слайд 245. Первичное закрепление во внешней речи
« Смысловой ряд»
Подбери общее понятие.
Лягушка, жаба, жерлянка
Саламандра, углозуб, тритон
« продолжи ряд»
Слайд 256. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
Индивидуальная форма работы: учащиеся
самостоятельно выполняют задания на применение нового знания (способа действий), осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают свою работу .
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность
Слайд 266. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
«Программированный опрос»
Тест с выбором одного верного ответа
1 .Земноводные дышат при помощи:
а) жабр
б) только легких
в) только влажной кожи
г) легких и влажной кожи
2.Для земноводных характерны следующие особенности:
а)голова неподвижна, как у рыб
б)голова подвижно соединена с туловищем
в)нет шеи
г) конечности из двух отделов
3.В связи с выходом на сушу у земноводных появляются:
а) череп и позвоночник
б)подвижные веки и барабанная перепонка
в) глаза
г) ядовитые железы
4.В отличие от рыб у земноводных появляются:
а) желудок
б) печень
в) слюнные железы
г) кишечник
5.Головастик - это:
а)зародыш, развивающийся в икринке
б)личинка лягушки
в) молодой лягушонок
г)земноводное из отряда хвостатых
Слайд 276. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
« Немая схема»
Подписать
Слайд 286. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
«Выберите правильные суждения
»
1 .Глаза земноводных имеют подвижные веки.
2.Все земноводные активны в теплое время года.
3.Самое крупное животное среди земноводных - это слоновая черепаха.
4.На пальцах задних конечностей у бесхвостых земноводных есть плавательные перепонки.
5. У земноводных нет органов слуха.
6.Пояс передних конечностей образован лопатками, вороньей костью и ключицами.
7.У земноводных голова подвижно соединена с туловищем .
8.Скелет головы земноводных образован меньшим количеством костей, чем у рыб.
Слайд 296. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
«Продолжи предложение»
Слайд 306. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
«Лови ошибку»
Выполняют индивидуальные
задания – находят ошибки в тексте.
1.Насекомые – это трахейнодышащие животные. 2. Имеют четыре пары ног 3.Тело, которых покрыто хитиновым покровом и состоит из головогруди и брюшка.4. Имеют сложные глаза и две пары усиков. 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая 6.К насекомым относятся: бабочки, пчелы, пауки, жуки.
Слайд 317. Включение в систему знаний и
повторение
Новое знание включается
в систему знаний.
При необходимости выполняются задания
на тренировку ранее изученных алгоритмов
и подготовку введения нового знания на
последующих уроках
Слайд 327. Включение в систему знаний и
повторение.
«Почини цепочку»
Расставьте в правильной
последовательности этапы подготовки микроскопа к работе:
Положи готовый препарат на столик микроскопа.
Поставь микроскоп ручкой штатива к себе.
Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт до тех пор, пока не появится четкое изображение объекта.
Зеркальцем добейся полного освещения поля зрения.
Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1-2 мм от объекта.
Слайд 337. Включение в систему знаний и
повторение.
« Синквейн»
• На первой
строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
• Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
1. АТМОСФЕРА 4.МЕСТО ЖИЗНИ МНОГИХ ВИДОВ
2. ВОЗДУШНАЯ ПРОЗРАЧНАЯ 5. ВОЗДУХ
3. ОКРУЖАЕТ ПРОПУСКАЕТ ЗАЩИЩАЕТ
Слайд 347. Включение в систему знаний и
повторение.
« Диаманта»
диаманта – стихотворная
форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
1. Ассимиляция 5.Расщепляются, окисляются, заряжают
2. Простые Сложные 6. сложные простые.
3. Синтезирует запасает строит 7. Диссимиляция
4. Пластический обмен Энергетический обмен
Слайд 357. Включение в систему знаний и
повторение.
« Перевод с русского на
русский»
Русскую пословицу перевести на язык биологических терминов.
Поел, словно шубу надел.
Кто с дерева кору снимает тот его убивает.
Слайд 367. Включение в систему знаний и
повторение.
«Дерево мудрости»
Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу или иллюстрациям. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.
Слайд 387. Включение в систему знаний и
повторение.
«ПОПС»
Формула используется
при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию:
П – позиция (точка зрения) – я считаю…
О – обоснование (доводы) - …потому, что…
П – пример (факты) - …например…
С – следовательно (вывод) – поэтому.
У морских или пресноводных простейших сократительная вакуоль сокращается реже?
Слайд 397. Включение в систему знаний и
повторение.
Слайд 407. Включение в систему знаний и
повторение.
«Дай информацию»
Слайд 417. Включение в систему знаний и
повторение.
« Собери модель»
Слайд 428. Рефлексия
Само слово "рефлексия" происходит от позднелатинского "reflexio",
что буквально означает "обращение назад, отражение".
Слайд 438. Рефлексия
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного
материала.
рефлексия деятельности;
Слайд 448. Рефлексия деятельности (итог
урока)
Организуется самооценка учениками деятельности на
уроке
Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности
Слайд 458. Рефлексия деятельности (итог
урока)
Рефлексия – форма познания, деятельность
человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их оснований. В образовательном процессе рефлексия представляет собой механизм обратной связи, позволяющий судить о качестве хода и
результатов образовательного процесса. Продуктивной для обучающегося будет рефлексия, осуществлённая им самостоятельно и приведшая его к осознанию чего-либо нового в своем опыте деятельности, что расширит его возможности в будущем.
Слайд 468. Рефлексия деятельности (итог
урока)
“Рюкзак”
прием рефлексии используется
чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
я научился составлять план текста
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил
Слайд 478. Рефлексия деятельности (итог
урока)
“ Телеграмма”
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
Слайд 488. Рефлексия деятельности (итог
урока)
“ Волшебный мешочек”
Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
Слайд 498. Рефлексия деятельности (итог
урока)
«Лестница успеха»
Лестница успеха нарисуйте себя на той ступеньке, которая соответствует тому, как хорошо вы сегодня поняли материал.
Слайд 508. Рефлексия деятельности (итог
урока)
“ Рефлексивный экран”
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…