Слайд 1Исследовательский проект:
«Определение
уровня шума
и результаты
его воздействия
на учащихся
школы».
Слайд 2
11 класс
МКОУ СОШ №4.
Научный руководитель: Левицкая
Марина Олеговна
2012-2013 учебный
год
Слайд 3Воздействие шума
на организм человека.
Все физические тела,
находящиеся в состоянии колебания, вызывают продольные колебания частиц воздушной среды, которые воспринимаются человеком как звук посредством органа слуха. Нашему уху доступны колебания, частота которых находится в диапазоне 20 – 20 000 ГЦ.
Слайд 4Звук или совокупность звуков различных частот и интенсивностей, вызывающих неприятные субъективные
ощущения, называют шумом.
Слайд 5 Уровень шума измеряется в единицах,
выражающих степень звукового давления, - в децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно.
Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов.
Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.
Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Слайд 6Шумовое загрязнение оказывает отрицательное влияние
на организм человека, вызывает повышенную утомляемость,
снижение умственной активности,
понижение производительности труда, физические и нервные заболевания.
Слайд 7
Поэтому тема нашей исследовательской работы : «Определение уровня шума
и результаты
его воздействия
на учащихся школы»
для многих ребят школы стала интересной и актуальной.
Слайд 8Существуют допустимые нормы шума, которые отображают приемлемый уровень шума при различной
деятельности и в быту.
В России, как и в большинстве стран, нормирование силы звука производится
по помещениям и территориям. Допустимые уровни шума на рабочих местах определяются согласно ГОСТу 12.1.003-83 и санитарным нормам, соответствующим СН 3223-85.
Слайд 9В таблице 1 приведены допустимые уровни звука на территориях школ
при
различных видах деятельности (СН 3223-85).
Слайд 10Источники шума могут быть естественного (природного) и искусственного (антропогенного) происхождения. В
естественной среде обитания воздушный шум, как правило, не имеет особого экологического значения.
Человек создал множество
источников антропогенных
постоянных и непостоянных шумов:
• стационарные (промышленные предприятия);
• подвижные, или мобильные (авиационный, автомобильный, железнодорожный транспорт, метро, наземные линии метрополитена);
• внутриквартальные (учреждения бытового обслуживания, магазины, рынки, детские площадки);
• внутридомовые (жилищно-бытовые шумы).
Слайд 14Постоянный и интенсивный шум оказывает воздействие на функции слухового анализатора. Болевые
ощущения, обусловленные шумом, связаны с механическим смещением в системе среднего уха и указывают на достижение порога прочности барабанной перепонки. Способность шума вызывать раздражение зависит от его характеристик: интенсивности, спектра.
Слайд 15Известно, что мероприятия по снижению шума существовали еще в Древнем Риме
–
указы запрещали движение повозок с продовольствием по улицам ночного города.
В России для уменьшения шума проезжающего транспорта
раньше дорога перед домом застилалась соломой.
Слайд 16 В настоящее время ученые
во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
Слайд 17
Экспериментальные работы по измерению уровня шума в школе.
Учащиеся многих общеобразовательных школ
присутствуют в школе в среднем на 6-ти уроках, и какое-то время находятся в зонах рекреации (время перед первым уроком, на переменах, в столовой, перед выходом из школы домой).
Используя прибор для измерения уровня шума шумомер с диапазоном измерения 20-100 дб, измеряли уровни шума в кабинетах, зонах рекреации. На рисунке представлена схема для определения уровня звука в классе и зонах рекреации школы.
Слайд 19Определение уровней звука в различных точках класса
Стол учителя
доска
В классе три ряда
парт,
по пять в каждом ряду
2
3
1
4
Слайд 22Если учитель находится у доски, то измерения уровня шума в выбранных
четырех точках дают следующие величины:
1 точка - 83 дбА;
2 точка - 81 дбА;
3 точка - 77 дбА;
4 точка - 65 дбА.
Школьник, сидящий в глубине класса, получает на 8 дбА меньше, чем сидящий на первых столах (точки 1 и 4);
уровень звука за партами у окон (точка 3) на 6 дбА меньше, поэтому можно рекомендовать учащимся класса периодически менять занимаемые определенные места в классе.
Слайд 23Определение интенсивности
уровня звука на уроках
у разных преподавателей.
Проведенные нами исследования, показали, что при одном и том же виде занятий (объяснение нового материала) интенсивность уровня звука на уроках у разных преподавателей немного отличается.
Дб
История-61 Дб
Химия-67 Дб
ОБЖ-51 Дб
Средние показатели уровня шума на уроках
Русский язык-55 Дб
Биология-57Дб
Определение зависимости уровней звука от вида занятий
Контрольная работа 45 Дб
Урок дискуссия 87 Дб
Работа в группах 81 Дб
Обобщающий урок 63 Дб
Сочинение 32 Дб
Слайд 26Определение зависимости уровней звука от вида занятий
Слайд 27Определение факторов влияющих на фоновый уровень звука
Замеры уровней звука осуществлялись при отсутствии искусственного освещения и при его наличии, в то время как учащихся в кабинете не было. Источниками освещения служили лампы дневного света.
Оказалось, что при включённых лампах уровень фонового значения повышался на 5-8 дб из-за работы дросселей, особенно, если они были неисправны.
Слайд 28 Наши исследования показали, что общий уровень шума за 6
часов нахождения учащихся в школе составил 89 дбА. Согласно нормам, представленным ранее в таблице, школьник может находиться в таких условиях не более 30 минут. Оказалось, что основной вклад в сверхнормативную величину уровня шума вносит активное поведение ребят в зонах рекреации (102, 104 дбА) и на переменах (84-92 дбА). На уроках же у шести разных преподавателей эквивалентный уровень шума соответствовал нормативному показателю - 60 дбА.
Слайд 32Анализ результатов измерений
и наших расчетов позволяет сделать следующие выводы:
В экспериментальном
9 «а» классе на шести уроках у различных преподавателей (химия, русский язык, биология, алгебра, ОБЖ, история) эквивалентный уровень звука составлял в среднем 60 дбА, что соответствует норме.
Слайд 332. Однако, с учетом перемен, на которые приходится большая звуковая нагрузка
эквивалентный уровень звука
возрастает до 95 дбА.
3. Шумовая нагрузка на уроках у различных преподавателей, работающих в экспериментальном 9-ом «а» классе, максимально отличается на 20 дбА , что объясняется особенностями преподавателя и спецификой уроков.
Слайд 344. Когда учитель работает у доски сам и спрашивает учащихся или,
когда он ведет
объяснение нового материала, то наибольшую звуковую нагрузку получают школьники сидящие на первых партах; те, кто сидит глубине класса - на 8 дбА меньше, за партами у окон - на 6 дбА меньше. Основываясь на установленных нами фактах, преподаватель, принимает во внимание особенности здоровья ребят, может рекомендовать им определенные места в классе и, наверное, пересаживать их через какие-то интервалы времени.
Слайд 355. Самое большое превышение
нормы эквивалентного
уровня звука наблюдалось на
уроках-дискуссиях,
где учащиеся самостоятельно работали в группах, обсуждая задания, например на уроке-дискуссии по истории в 9 «а» классе превышение нормы эквивалентного уровня звука составило 15-20 дбА.
Слайд 36Полученные данные свидетельствуют о том, что в один учебный день нецелесообразно
проводить несколько уроков-дискуссий или групповых занятий, хотя это очень полезные и нужные формы организации учебного процесса.
Проведенные нами исследования позволяют сделать полезные рекомендации, по улучшению санитарно-гигиенического режима в школе, созданию для учащихся наиболее комфортных условий, уменьшению фонового уровня шума в школьном здании.
Слайд 37Самое эффективное средство борьбы с шумом — это снижение его уровня.
Много зависит и от самого человека, от соблюдения правил общения между людьми.