Слайд 1Введение в генетику.
Автор: учитель биологии МОУ СОШ №10
Овчаренко Наталья Алексеевна
9 класс программа Н.И.Сонина
г.Новоалтайск, 2011
Слайд 2«Подобное порождает подобное».
Франческо Реди.
Докажите, что этот принцип проявляется
на всех уровнях организации
жизни…
Слайд 3Генетика – это наука о
наследственности и изменчивости
живых организмов и методах
управления ими;
это наука,
изучающая наследственность и
изменчивость признаков.
Слайд 4Наследственность – способность
организмов порождать себе
подобных; свойство организмов
передавать свои признаки и
качества из
поколения в поколение;
свойство организмов обеспечивать
материальную и функциональную
преемственность между
поколениями.
Слайд 5Изменчивость – появление
различий между организмами
(частями организма или группами
организмов) по отдельным
признакам; это
существование
признаков в различных формах
(вариантах).
Слайд 6признаки
мономорфные
полиморфные
Слайд 7Что же позволяет
биологическим системам
воспроизводить подобные
системы?
Слайд 8В биологии информация, которая сохраняется при смене множества поколений (то есть
наследуется), называется
генетической информацией.
Слайд 9Геном – минимальный набор
хромосом и одновременно
минимальный объем ДНК
определенного биологического
вида.
Ген –
участок ДНК, который несет
информацию о некотором
элементарном признаке. Многие
гены могут существовать в виде
двух и более вариантов – аллелей.
Слайд 10Генотип – совокупность всех генов
(точнее, аллелей) определенного
организма.
Фенотип - совокупность всех признаков
организма,
начиная с внешних и
заканчивая особенностями строения и
функций клеток.
Слайд 11Аллель - один из нескольких
альтернативных генов, находящийся
в определенном участке (локусе)
хромосомы.
Аллельные гены
- гены,
определяющие альтернативное
развитие одного и того же признака
и расположенные в идентичных
участках (локусах) гомологичных
хромосом.
Слайд 12Гомологичные хромосомы - хромосомы одной пары, имеющие одинаковую форму и размеры
и определяющие проявление признаков одного характера, т. е. состоящие из аллельных генов.
Слайд 13Доминантный признак - признак,
проявляющийся у большего числа
потомков и переходящий
непосредственно на потомство
в
первом поколении гибридов.
А, В, С и т.д.
Слайд 14Рецессивный признак - признак,
проявляющийся у потомков через
одно поколение и подавляющийся
доминантным признаком.
а,
b, с и т.д.
Слайд 15Наследование признаков
прямое
сложное
непрямое
Слайд 16
Гомозигота - зигота (организм),
имеющая одинаковые аллели данного
гена (оба доминантных или оба
рецессивных).
АА,
ВВ или аа, bb.
Слайд 17Гетерозигота - зигота (организм),
имеющая две разных аллели по
данному гену (один –
доминантный,
другой рецессивный).
Аа, Вb, Сс и т.д.
Слайд 18Структура современной
генетики
фундаментальная генетика (классическая генетика, цитогенетика, молекулярная генетика, эволюционная генетика,
генетика популяций и др.)
Прикладная генетика (генетика растений, генетика животных, генетика микроорганизмов, генетика человека).
Слайд 19Методы генетики
селекционный метод;
цитогенетический метод;
популяционный метод;
молекулярно-генетический;
мутационный метод;
генеалогический метод;
близнецовый метод и др.
Слайд 20Краткая история генетики
Грегор Иоганн Мендель (1822 – 1884)
- австрийский естествоиспытатель,
монах, основоположник учения о наследственности
- 1865 г. «Опыты над растительными гибридами»
создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства;
разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков;
сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания.
высказал идею существования наследственных задатков (или генов, как их потом стали называть
Слайд 211900 год – рождение генетики
Хуго Де Фриз (1848 – 1935) -
голландский ученый
Эрих Чермак – Зейзенегг (1871 -1962) – австрийский ученый
Карл Эрих Корренс (1864 – 1933) – немецкий ученый
независимо друг от друга переоткрыли законы Г.Менделя
Слайд 22«Ген – это просто короткое и удобное слово, которое легко сочетается
с другими…»
В 1906 году Уильям Бэтсон (1861 – 1926) – английский ученый, предложил термин «генетика» для обозначения новой науки.
В 1909 году датский биолог Вильгельм Людвиг Иогансен (1857 – 1927) предложил термин «ген» в книге «Элементы точного учения об изменчивости и наследственности».
Слайд 23Томас Хант Морган (1866 – 1945)
1933 г., Нобелевская премия по физиологии
и медицине за экспериментальное обоснование хромосомной теории наследственности
«…гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группу сцепления…»
Слайд 24Н.И.Вавилов(1887 – 1943)
1922 г. – «закон гомологических рядов» - о генетической
близости родственных групп растений.
1926 г. – «Центры происхождения и разнообразия культурных растений».
Слайд 25История генетики в датах
1935 - экспериментальное определение размеров гена;
1953 – структурная
модель ДНК (Дж.Уотсон и Ф.Крик);
1961 – расшифровка генетического кода;
1962 – первое клонирование лягушки;
1969 – химическим путем синтезирован первый ген;
1972 – рождение генной инженерии;
1977 – расшифрован геном бактериофага Х 174, секвенирован первый ген человека;
1980 – получена первая трансгенная мышь;
1988 – создан проект «Геном человека»;
1995 – становление геномики как раздела генетики, секвенирован геном бактерии;
1997 – клонировали овцу Долли;
1999 – клонировали мышь и корову;
2000 год – геном человека прочитан!
Слайд 26ОКРЫТИЯ ГЕНЕТИКОВ:
добро или зло?
«Дальнейший прогресс человечества во
многом связан с развитием
генетики.
Вместе с тем необходимо учитывать, что
неконтролируемое распространение
генно-инженерных живых организмов и
продуктов может нарушить биологический
баланс в природе и представлять угрозу
здоровью человека.»
В. А. Аветисов
Слайд 27Я думаю, что генетика – это самый ________ раздел биологии, потому
что _______ .
Изучая генетику, я хочу _____________ .
На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________
Слайд 28Домашнее задание
конспект в тетради;
дополнительная информация о значении генетики в наше время.