Презентация, доклад по биологии на тему Строение и функции дыхательной системы 8 класс

Содержание

Из этой главы вы узнаете СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ И ПОВЫШЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА ВДЫХАЕМОГО И ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХАГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ВОЗДУХАМЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ

Слайд 1ДЫХАНИЕ
Составитель
слайд-фильма
Заслуженный учитель
России
Сорокин В.А.
2018

ДЫХАНИЕСоставительслайд-фильмаЗаслуженный учитель РоссииСорокин В.А.2018

Слайд 2 Из этой главы вы узнаете

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ,

ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ И ПОВЫШЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ

ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА ВДЫХАЕМОГО И ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ВОЗДУХА

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Из этой главы вы узнаете  СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ  СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ

Слайд 3 Вы научитесь
ОБОСНОВЫВАТЬ ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЫХАНИЯ, ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КУРЕНИЯ НА ОРГАНЫ

ДЫХАНИЯ

РАСКРЫВАТЬ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ: ДЫХАНИЕ, ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ, ПРОЦЕСС ГАЗООБМЕНА В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ

РАСПОЗНАВАТЬ НА ТАБЛИЦАХ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ, ОБЪЯСНЯТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ ИХ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИИ

СОБЛЮДАТЬ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ОКАЗЫВАТЬ ПЕРВУЮ ДОВРАЧЕБНУЮ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ

Вы научитесьОБОСНОВЫВАТЬ ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЫХАНИЯ, ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КУРЕНИЯ НА ОРГАНЫ ДЫХАНИЯРАСКРЫВАТЬ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ: ДЫХАНИЕ, ЖИЗНЕННАЯ

Слайд 4 ДЫХАНИЕ
– СОВОКУПНОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОСТУПЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО В ОКИСЛЕНИИ

ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И УДАЛЕНИЕ ИЗ ОРГАНИЗМА УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВЕЩЕСТВ

У человека газообмен состоит из четырех этапов:
I. Обмен газов между воздушной средой и легкими
II. Обмен газов между легкими и кровью
III. Транспортировка газов кровью
IV. Газообмен в тканях

Дыхательная система выполняет лишь первую часть газообмена, остальное выполняет кровеносная система
Различают легочное (внешнее) дыхание и тканевое (внутреннее) дыхание

ДЫХАНИЕ– СОВОКУПНОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОСТУПЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО В ОКИСЛЕНИИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ  И УДАЛЕНИЕ

Слайд 5ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ
ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВОЗДУХА ПО ВОЗДУХОНОСНЫМ ПУТЯМ
ДО ЛЕГКИХ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО
ТРАНСПОРТ ГАЗОВ

КРОВЬЮ
ОБРАЗУЕТСЯ ОБРАТИМОЕ СОЕДИНЕНИЕ КИСЛОРОДА И УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА С ГЕМОГЛОБИНОМ КРОВИ. КРОВЬ ТРАНСПОРТИРУЕТ ГАЗЫ

ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ
ОКИСЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
В МИТОХОНДРИЯХ КЛЕТОК

ЭТАПЫ ДЫХАНИЯВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВОЗДУХА ПО ВОЗДУХОНОСНЫМ ПУТЯМ ДО ЛЕГКИХ ВКЛЮЧИТЕЛЬНОТРАНСПОРТ ГАЗОВ КРОВЬЮОБРАЗУЕТСЯ ОБРАТИМОЕ СОЕДИНЕНИЕ КИСЛОРОДА И УГЛЕКИСЛОГО

Слайд 6 ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАНИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗМА КИСЛОРОДОМ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО
В ОКИСЛИТЕЛЬНО- ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

ОБРАЗОВАНИЕ
И УДАЛЕНИЕ
ИЗ ОРГАНИЗМА ИЗБЫТКА ДВУОКИСИ УГЛЕРОДА

ОКИСЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
С ВЫСВОБОЖДЕНИЕМ ЭНЕРГИИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

УДАЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ: ПАРОВ ВОДЫ, АММИАКА, СЕРОВОДОРОДА
И ДРУГИХ ГАЗОВ

тепло-
регуляция

голосо-
образование

ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАНИЯ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗМА КИСЛОРОДОМ

Слайд 7 СТРОЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ
ЛЕГКИЕ
НОСОВАЯ И РОТОВАЯ ПОЛОСТИ

НОСОГЛОТКА

ГЛОТКА

ГОРТАНЬ

ТРАХЕЯ

БРОНХИ
БРОНХИ
(бронхиальное дерево)

АЛЬВЕОЛЫ
ЛЕГОЧНАЯ

ПЛЕВРА



Верхние
дыхательные
пути

Нижние
дыхательные
пути

СТРОЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИЛЕГКИЕНОСОВАЯ И РОТОВАЯ ПОЛОСТИНОСОГЛОТКАГЛОТКАГОРТАНЬТРАХЕЯБРОНХИБРОНХИ(бронхиальное дерево)АЛЬВЕОЛЫЛЕГОЧНАЯ ПЛЕВРАВерхниедыхательныепутиНижниедыхательные пути

Слайд 8СТРОЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

СТРОЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Слайд 9НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ
НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ
1 - обонятельные
нервы
2 – кровеносные


сосуды
НОСОВАЯ ПОЛОСТЬНОСОВАЯ ПОЛОСТЬ1 - обонятельные    нервы2 – кровеносные    сосуды

Слайд 10ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ ГОРТАНЬ – орган голосообразования
Строение гортани
Голосовая щель

ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ ГОРТАНЬ – орган голосообразованияСтроение гортаниГолосовая щель

Слайд 11 ТРАХЕЯ И БРОНХИ
Трахея и главные бронхи

ТРАХЕЯ И БРОНХИТрахея и главные бронхи

Слайд 12Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей
Работа с учебником

Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путейРабота с учебником

Слайд 13ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
Какие органы дыхательной системы обозначены под

цифрами:
1 – носовая полость
2 - носоглотка
3 - гортань
4 - трахея
5 - бронхи


Проверьте свои знания

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ   Какие органы дыхательной системы обозначены под цифрами:1 – носовая полость2 - носоглотка

Слайд 14ЛЕГКИЕ

ЛЕГКИЕ

Слайд 15ЛЕГОЧНОЕ И ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ
ВНЕШНЕЕ
ВНУТРЕННЕЕ
ВЕНТИЛЯЦИЯ
ЛЕГКИХ

ВДОХ
И
ВЫДОХ
ЛЕГОЧНОЕ
ДЫХАНИЕ

ГАЗООБМЕН
В
ЛЕГКИХ
ТКАНЕВОЕ
ДЫХАНИЕ

ГАЗООБМЕН
В
ТКАНЯХ
КЛЕТОЧНОЕ
ДЫХАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ


КИСЛОРОДА
В КЛЕТКАХ
ЛЕГОЧНОЕ И ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕВНЕШНЕЕВНУТРЕННЕЕВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЕГКИХВДОХ И ВЫДОХЛЕГОЧНОЕДЫХАНИЕГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕГАЗООБМЕН ВТКАНЯХКЛЕТОЧНОЕДЫХАНИЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИСЛОРОДА В КЛЕТКАХ

Слайд 16ЛЕГОЧНОЕ ДЫХАНИЕ (ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ)
ОБМЕН ГАЗОВ В ЛЕГОЧНЫХ ПУЗЫРЬКАХ ПРОИСХОДИТ БЛАГОДАРЯ –

ДИФФУЗИИ

ЗА СЧЕТ РАЗНИЦЫ ДАВЛЕНИЯ ИДЕТ ДИФФУЗИЯ ГАЗОВ ИЗ ОБЛАСТИ БОЛЬШЕГО В ОБЛАСТЬ МЕНЬШЕГО ДАВЛЕНИЯ

КИСЛОРОД, ПРОНИКАЯ В КАПИЛЛЯРЫ ЛЕГКИХ, СОЕДИНЯЕТСЯ С ГЕМОГЛОБИНОМ, ОБРАЗУЯ НЕСТОЙКОЕ СОЕДИНЕНИЕ – ОКСИГЕМОГЛОБИН

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ПРОНИКАЕТ В ЛЕГОЧНЫЕ ПУЗЫРЬКИ (АЛЬВЕОЛЫ)

ВЕНОЗНАЯ КРОВЬ В КАПИЛЛЯРАХ ЛЕГКИХ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В АРТЕРИАЛЬНУЮ


ЛЕГОЧНОЕ ДЫХАНИЕ (ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ)ОБМЕН ГАЗОВ В ЛЕГОЧНЫХ ПУЗЫРЬКАХ ПРОИСХОДИТ БЛАГОДАРЯ – ДИФФУЗИИЗА СЧЕТ РАЗНИЦЫ ДАВЛЕНИЯ ИДЕТ

Слайд 17ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ (ГАЗООБМЕН В ТКАНЯХ)
ДИФФУЗИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ РАЗНОСТИ ДАВЛЕНИЯ ГАЗОВ В

КРОВИ И ТКАНЕВОЙ ЖИДКОСТИ

НЕСТОЙКОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОКСИГЕМОГЛОБИН РАСПАДАЕТСЯ В КАПИЛЛЯРАХ ТКАНЕЙ НА КИСЛОРОД И ГЕМОГЛОБИН

КИСЛОРОД ДИФФУНДИРУЕТ ИЗ КАПИЛЛЯРОВ ТКАНЕЙ В ТКАНЕВУЮ ЖИДКОСТЬ, ЗАТЕМ В КЛЕТКИ

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ИЗ КЛЕТОК ТЕЛА ПОПАДАЕТ В ТКАНЕВУЮ ЖИДКОСТЬ, А ЗАТЕМ ДИФФУНДИРУЕТ В КРОВЬ КАПИЛЛЯРОВ ТКАНЕЙ

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ЧАСТИЧНО СОЕДИНЯЕТСЯ С ГЕМОГЛОБИНОМ, ОБРАЗУЕТСЯ КАРБОКСИГЕМОГЛОБИН, 75% УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ПЕРЕНОСИТСЯ КРОВЬЮ В ВИДЕ СОЛЕЙ УГОЛЬНОЙ КИСЛОТЫ

АРТЕРИАЛЬНАЯ КРОВЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ТКАНЯХ ОРГАНИЗМА В ВЕНОЗНУЮ КРОВЬ
ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ (ГАЗООБМЕН  В ТКАНЯХ)ДИФФУЗИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ РАЗНОСТИ ДАВЛЕНИЯ ГАЗОВ В КРОВИ И ТКАНЕВОЙ ЖИДКОСТИНЕСТОЙКОЕ

Слайд 18ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ

ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ

Слайд 19ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Гортань образована:

а – поперечнополосатыми мышцами, хрящами, слизистой
оболочкой
б – гладкими мышцами и хрящами
в – костной тканью, поперечнополосатыми мышцами и слизистой
оболочкой

Стенки альвеол состоят из:
а – однослойного эпителия и тонкого слоя эластических волокон
б – двухслойного эпителия
в – двухслойного эпителия и эластических волокон

Легкое имеет доли:
а – правое - 2, левое – 3
б – правое – 3, левое – 2
в – правое – 2, левое – 2

Проверьте свои знания

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯГортань образована:       а – поперечнополосатыми мышцами, хрящами,

Слайд 20МЕХАНИЗМ ВДОХА И ВЫДОХА
ВДОХ
СОКРАЩЕНИЕ МЕЖРЕБЕРНЫХ МЫШЦ

ПОДЪЕМ КОНЦОВ РЕБЕР

ВЫДВИЖЕНИЕ ГРУДИНЫ ВПЕРЕД, ОПУСКАНИЕ

КУПОЛА ДИАФРАГМЫ

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
РАСТЯЖЕНИЕ ЛЕГКИХ

УМЕНЬШЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ЛЕГКИХ
(ниже атмосферного)

ВДОХ
МЕХАНИЗМ ВДОХА И ВЫДОХАВДОХСОКРАЩЕНИЕ МЕЖРЕБЕРНЫХ МЫШЦПОДЪЕМ КОНЦОВ РЕБЕРВЫДВИЖЕНИЕ ГРУДИНЫ ВПЕРЕД, ОПУСКАНИЕ КУПОЛА ДИАФРАГМЫУВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ГРУДНОЙ КЛЕТКИРАСТЯЖЕНИЕ ЛЕГКИХУМЕНЬШЕНИЕ

Слайд 21МЕХАНИЗМ ВДОХА И ВЫДОХА
ВЫДОХ
РАССЛАБЛЕНИЕ МЕЖРЕБЕРНЫХ МЫШЦ

ОПУСКАНИЕ КОНЦОВ РЕБЕР

ОПУСКАНИЕ ГРУДИНЫ, ПОДЪЕМ КУПОЛА

ДИАФРАГМЫ

УМЕНЬШЕНИЕ ОБЪЕМА ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

СОКРАЩЕНИЕ ОБЪЕМА ЛЕГКИХ

УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ЛЕГКИХ
(выше атмосферного)

ВЫДОХ
МЕХАНИЗМ ВДОХА И ВЫДОХАВЫДОХРАССЛАБЛЕНИЕ МЕЖРЕБЕРНЫХ МЫШЦОПУСКАНИЕ КОНЦОВ РЕБЕРОПУСКАНИЕ ГРУДИНЫ, ПОДЪЕМ КУПОЛА ДИАФРАГМЫУМЕНЬШЕНИЕ ОБЪЕМА ГРУДНОЙ КЛЕТКИСОКРАЩЕНИЕ ОБЪЕМА ЛЕГКИХУВЕЛИЧЕНИЕ

Слайд 23НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ
РЕГУЛЯЦИЯ

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ

ПРОИЗВОЛЬНАЯ
РЕГУЛЯЦИЯ РЕГУЛЯЦИЯ
ЧАСТОТЫ И ГЛУБИНЫ ЧАСТОТЫ И ГЛУБИНЫ
ДЫХАНИЯ ДЫХАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ДЫХАТЕЛЬНЫМ КОРОЙ
ЦЕНТРОМ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ
ПРОДОЛГОВАТОГО
МОЗГА

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МЫ МОЖЕМ ПРОИЗВОЛЬНО
ХОЛОДОВЫЕ, БОЛЕВЫЕ УСКОРИТЬ ИЛИ
И ДР. РЕЦЕПТОРЫ ОСТАНОВИТЬ ДЫХАНИЕ
МОЖЕМ ПРИОСТАНОВИТЬ
ДЫХАНИЕ


Дыхательный центр

НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯРЕГУЛЯЦИЯ   НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ

Слайд 24НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ

Слайд 25Защитные рефлексы чихание

кашель

Раздражение пылью, неприятно пахнущим веществом слизистой носа

Происходит кратковременная остановка дыхания и смыкание голосовой щели гортани
Затем начинается интенсивный (форсированный) выдох

Давление воздуха в легких нарастает и он с силой прорывается через сомкнутые голосовые связки

Струя воздуха направляется наружу через нос. Возникает характерный звук чихания

Вместе с воздухом и слизью выделяются наружу и раздражители.

При кашле происходит то же самое, что и при чихании, только основной поток воздуха выходит через рот

Причиной кашля может быть раздражение слизистой оболочки легких, бронхов, трахеи, гортани и плевры

Нервные центры защитных рефлексов – чихания и кашля находятся в продолговатом мозге.

Продолговатый мозг

Защитные рефлексы  чихание             кашельРаздражение

Слайд 26ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
ЧАСТОТУ И ГЛУБИНУ
ДЫХАНИЯ
УСКОРЯЕТ
ИЗБЫТОК СО2
ЗАМЕДЛЯЕТ
НЕДОСТАТОК СО2
В РЕЗУЛЬТАТЕ УСИЛЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ ДЫХАНИЕ


ПРИОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, ТАК КАК КОНЦЕНТРАЦИЯ СО2 В КРОВИ СНИЖАЕТСЯ
ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯЧАСТОТУ И ГЛУБИНУДЫХАНИЯУСКОРЯЕТИЗБЫТОК СО2ЗАМЕДЛЯЕТНЕДОСТАТОК СО2В РЕЗУЛЬТАТЕ УСИЛЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ ДЫХАНИЕ ПРИОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, ТАК КАК КОНЦЕНТРАЦИЯ СО2 В

Слайд 27ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ
АТМОСФЕРЫ
УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЕСОВ
И ЗАГРЯЗНЕНИЕ

ОКЕАНОВ

КУРЕНИЕ
( ТАБАЧНЫЙ ДЫМ И СМОЛА )

НЕПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

ВОЗБУДИТЕЛИ
ИФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫУНИЧТОЖЕНИЕ ЛЕСОВ И ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКЕАНОВКУРЕНИЕ( ТАБАЧНЫЙ ДЫМ И СМОЛА )НЕПРАВИЛЬНОЕ

Слайд 28Действие никотина на органы дыхания
Наркогенные вещества (никотин) включается в обмен веществ

и вмешивается в нервную и гуморальную регуляцию

Вещества табачного дыма раздражают слизистую оболочку дыхательных путей – увеличивается выделение слизи

У курящих людей возникает кашель, т. к. легкие защищаются от вредного воздействия курения

Под влиянием дыма и смены температуры голосовые связки опухают – голос становится хриплым

В легких накапливаются смолы
Легкие чернеют, возрастает риск возникновения рака легкого
3. Растет число воспаленных клеток легких
4. Легкое менее способно противостоять инфекциям
5. Отмирает легочная ткань


Поражение легких

Легочная ткань курильщика

Действие никотина на органы дыханияНаркогенные вещества (никотин) включается в обмен веществ и вмешивается в нервную и гуморальную

Слайд 30Действие никотина на органы дыхания
Ряд веществ табачного дыма, в том числе

и никотин, всасываются уже в ротовой полости – курение без затяжки тоже опасно

Никотин способен всасываться и в носовой полости, если дым поступает через нос (пассивный курильщик)

Никотин и многие другие компоненты табака хорошо растворяются в слюне и всасываются в кишечнике.

Никотиновая зависимость:
Это значит, что организм мучается, не получая этого наркотика
Чем больше вы курите, тем больше никотина требует ваш организм
Организм заставляет вас курить, даже если вы хотите бросить курить
Это пристрастие порабощает и мозг. Если курить в течение долгого времени, меняется направление и скорость прохождения нервных сигналов в мозгу
Никотин так же сильно порабощает человека, как и героин, и действует на мозг подобно морфию, кокаину, марихуане и алкоголю.

Действие никотина на органы дыханияРяд веществ табачного дыма, в том числе и никотин, всасываются уже в ротовой

Слайд 31Воздушная среда и ее охрана
Концентрация кислорода в помещении снижается медленно, концентрация

углекислого газа растет быстро

На организм неблагоприятно действуют: табачный дым, водочный перегар и др. вещества

Пребывание в душном помещении ведет к головной боли, вялости, снижению работоспособности.

СОСТАВ ВДЫХАЕМОГО И ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА

Угарный газ чрезвычайно ядовит
(образуется стойкое соединение – карбоксигемоглобин)

Отравление угарным газом:
головная боль, тошнота
может возникнуть рвота, судороги, потеря сознания
при сильном отравлении – смерть!!!

Оказание первой помощи:
вынести пострадавшего на свежий воздух и заставить глубоко дышать
дать понюхать нашатырный спирт
напоить крепким горячим чаем
при потере сознания – сделать искусственное дыхание.

Воздушная среда и ее охранаКонцентрация кислорода в помещении снижается медленно, концентрация углекислого газа растет быстроНа организм неблагоприятно

Слайд 32Воздушная среда и ее охрана
При применении в быту газовых плит может

произойти отравление бытовым газом

Отравление бытовым газом сходно с отравлением угарным газом. Меры помощи такие же

Если в помещении обнаружен запах бытового газа:
надо немедленно распахнуть все окна и двери
постараться обнаружить источник утечки газа и перекрыть его
выйти в безопасное место
нельзя в таком помещении зажигать огонь и включать свет – газ взрывоопасен!

Пыль может механически травмировать стенки воздухоносных путей и легочных пузырьков

пыль затрудняет газообмен в легких

пыль вызывает аллергию

пыль переносит инфекцию воздушно-капельным способом

пыль, содержащая частички свинца, хрома, может вызвать химические отравления

Для защиты от пыли:
можно носить респираторы
в быту проводить влажную уборку помещений.

Бытовой газ

Борьба с пылью

Воздушная среда и ее охранаПри применении в быту газовых плит может произойти отравление бытовым газомОтравление бытовым газом

Слайд 33Воздушная среда и ее охрана
К основным источникам загрязнения воздуха относятся:
выхлопы автотранспорта
промышленные

выбросы вредных газов, золы и дыма
использование ядохимикатов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве
деятельность животноводческих ферм

В городах, где мало растений, но много промышленных предприятий, нередко образуется смог (смесь дыма, тумана и пыли, продуктов сухой перегонки топлива и сажи)
В сухие дни – смог желтый туман, в пасмурные дни смог содержит и капельки жидкости.

Источники загрязнения атмосферного воздуха

Проверьте свои знания

Воздушная среда и ее охранаК основным источникам загрязнения воздуха относятся:выхлопы автотранспортапромышленные выбросы вредных газов, золы и дымаиспользование

Слайд 34Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
Измерение обхвата грудной клетки
При вдохе

и выдохе подымается грудная клетка, следовательно меняется и ее обхват
В состоянии вдоха обхват больше, в состоянии выдоха он меньше

Экскурсия грудной клетки – изменение обхвата грудной клетки при выдохе и вдохе

Чем экскурсия больше, тем больше может быть увеличена грудная клетка, тем больше воздуха могут набрать легкие
При спортивных тренировках объем легких увеличивается, следовательно увеличивается и экскурсия легких

Лабораторная работа стр. 147

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
Оборудование: мерная лента портного
Ход работы
Определение места наложения мерной ленты
Измерение обхвата на вдохе
Измерение обхвата на выдохе
Занесение данных в тетрадь (в норме разница обхвата у взрослых равна 6-9 см.)

Измерение обхвата грудной клетки

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровьяИзмерение обхвата грудной клеткиПри вдохе и выдохе подымается грудная клетка, следовательно

Слайд 35Жизненная емкость легких (ЖЁЛ)
ЖЕЛ – это наибольшее количество воздуха, которое человек

может выдохнуть после самого глубокого вдоха

ЖЕЛ зависит от возраста, пола и степени тренированности человека

ЖЕЛ измеряется с помощью спирометра

Для человека важна и выносливость дыхательной мускулатуры, она считается хорошей, если при пяти пробах спирометрии, проведенных подряд, результаты не снижаются

В чем преимущества людей с высокой ЖЕЛ?

при тяжелой физической работе вентиляция легких достигается за счет большой глубины дыхания

Люди с небольшой ЖЕЛ дышат часто и поверхностно

свежий воздух у таких людей остается преимущественно в воздухоносных путях и лишь небольшая его часть доходит до альвеол

Жизненная емкость легких (ЖЁЛ)ЖЕЛ – это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдохаЖЕЛ

Слайд 36Болезни дыхательной системы
Наряду с кратковременно протекающими болезнями (гриппом, ангиной) существуют

хронические заболевания (рак, туберкулез) дыхательной системы

Хронические заболевания начинаются незаметно, человек о них даже может не подозревать. Их лечение успешно в начальной стадии болезни

Флюорография – исследование грудной клетки рентгеновскими лучами позволяет определить болезни на ранних стадиях

Флюорографию должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года!

Самые опасные заболевания – туберкулез и рак легких!!!

Работа с учебником

Болезни дыхательной системы Наряду с кратковременно протекающими болезнями (гриппом, ангиной) существуют хронические заболевания (рак, туберкулез) дыхательной системы

Слайд 37Проверьте свои знания
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ОПРЕДЕЛИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, КОТОРЫЕ

ПРОИСХОДЯТ ПРИ ВДОХЕ И ВЫДОХЕ:
А – УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ЛЕГКИХ И УМЕНЬШЕНИЕ В НИХ ДАВЛЕНИЯ
ВОЗДУХА.
Б – СОКРАЩЕНИЕ МЕЖРЕБЕРНЫХ МЫШЦ И ДИАФРАГМЫ.
В – ДВИЖЕНИЕ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА В ЛЕГКИЕ.
Г – УДАЛЕНИЕ ИЗ ЛЕГКИХ ЧАСТИ ВОЗДУХА.
Д – РАССЛАБЛЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ.
Е – УМЕНЬШЕНИЕ ОБЪЕМА ГРУДНОЙ КЛЕТКИ И ГРУДНОЙ ПОЛОСТИ.
Ж – СЖАТИЕ ЛЕГКИХ И ПОВЫШЕНИЕ В НИХ ДАВЛЕНИЯ.
З – РАСШИРЕНИЕ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ И ГРУДНОЙ ПОЛОСТИ.

Проверьте свои знанияВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ   ОПРЕДЕЛИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ ПРИ ВДОХЕ И ВЫДОХЕ:

Слайд 38Проверьте свои знания
ОПРЕДЕЛИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕР ПРИ ВДОХЕ И ВЫДОХЕ.

( ПУНКТИРНАЯ ЛИНИЯ И СПЛОШНАЯ )

ОПРЕДЕЛИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДИАФРАГМЫ ПРИ ВДОХЕ И ВЫДОХЕ
( НИЖНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВЕРХНЕЕ )

Проверьте свои знания

Проверьте свои знанияОПРЕДЕЛИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕР ПРИ ВДОХЕ И ВЫДОХЕ.    ( ПУНКТИРНАЯ ЛИНИЯ И СПЛОШНАЯ

Слайд 39УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
ГЛУБОКОЕ, РИТМИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОС

ДЛЯ ПОЛНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ

ПРИ ДЫХАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТ ГРУДНУЮ КЛЕТКУ И ДИАФРАГМУ

ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ДЫХАНИЯ СЛЕДИТЬ ЗА ПРАВИЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ТЕЛА ВО ВРЕМЯ СТОЯНИЯ И СИДЕНИЯ

ПРОВЕТРИВАТЬ ПОМЕЩЕНИЯ

ВОЗДУХ В ПОМЕЩЕНИЯХ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЫЛЬНЫМ, СЛИШКОМ СУХИМ ИЛИ СЛИШКОМ СЫРЫМ

УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ ГЛУБОКОЕ, РИТМИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОСДЛЯ ПОЛНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ ПРИ ДЫХАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТ ГРУДНУЮ КЛЕТКУ И

Слайд 40ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЫХАТЕЛЬНОЙ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМ
ДЫХАТЕЛЬНАЯ И КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМЫ ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ

РАЗЛИЧАЮТ

ЛЕГОЧНОЕ ДЫХАНИЕ – ГАЗООБМЕН МЕЖДУ АЛЬВЕОЛЯРНЫМ ВОЗДУХОМ И КРОВЬЮ

ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ – ГАЗООБМЕН МЕЖДУ КРОВЬЮ И КЛЕТКАМ ТКАНЕЙ

ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМОЙ, ПОСКОЛЬКУ КРОВЬ ДОСТАВЛЯЕТ ОРГАНАМ КИСЛОРОД И УНОСИТ ОТ НИХ ПРОДУКТЫ РАСПАДА И УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЫХАТЕЛЬНОЙ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМДЫХАТЕЛЬНАЯ И КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМЫ ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙРАЗЛИЧАЮТ ЛЕГОЧНОЕ ДЫХАНИЕ – ГАЗООБМЕН МЕЖДУ АЛЬВЕОЛЯРНЫМ

Слайд 41СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ
РЕАНИМАЦИЯ – ЭТО ИСКУССТВЕННОЕ ПОДДЕРЖИВАНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ФУНКЦИЙ

ОРГАНИЗМА, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЫХАНИЯ И КРОВООБРАЩЕНИЯ

ОСМОТРЕТЬ ПОЛОСТЬ РТА И НОСА ПОСТРАДАВШЕГО И ОЧИСТИТЬ ИХ ОТ ПЕСКА И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ

ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ИЗ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ ВОДЫ ПОСТРАДАВШЕГО КЛАДУТ ВНИЗ ЛИЦОМ НА БЕДРО СОГНУТОЙ В КОЛЕНЕ НОГИ СПАСАЮЩЕГО ТАК, ЧТОБЫ ГОЛОВА КАСАЛАСЬ ЗЕМЛИ, А ТУЛОВИЩЕ СВЕШИВАЛОСЬ ВНИЗ

ЗАТЕМ СИЛЬНО И РИТМИЧНО НАДАВЛИВАЮТ НА СПИНУ ПОСТРАДАВШЕГО, УДАЛЯЮТ ВОДУ ИЗ ЕГО ЛЕГКИХ

ОТКАЧИВАНИЕ УТОПЛЕННИКА

Первая помощь утопающему

СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯРЕАНИМАЦИЯ – ЭТО ИСКУССТВЕННОЕ ПОДДЕРЖИВАНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЫХАНИЯ И

Слайд 42Первая помощь при удушении и заваливании землей
Удушение может произойти:
при сдавливании горла
при

западении языка (при обмороках, когда человек внезапно теряет сознание)

Оказание первой помощи:
прислушаться к дыханию пострадавшего
если дыхание сопровождается хрипом или прекратилось вовсе, нужно открыть пострадавшему рот и оттянуть его язык вперед либо переменить положение головы – откинуть ее назад
дать понюхать нашатырный спирт (он возбуждает дыхательный центр)

После извлечения человека из завала надо восстановить его дыхание:
очистить рот от грязи
затем начать искусственное дыхание
и непрямой массаж сердца

После восстановления дыхания можно приступить к осмотру повреждений, наложению жгутов и шин

Согреть пострадавшего, растирая кожу, закутать в теплую одежду, дать теплы чай, кофе или др. горячие напитки

Первая помощь при удушении и заваливании землейУдушение может произойти:при сдавливании горлапри западении языка (при обмороках, когда человек

Слайд 43Первая помощь при электротравме
Поражение молнией и электротоком часто приводит к остановке

дыхания – это “электротравмы”

При поражении техническим электрическим током прежде всего необходимо обесточить провод

Последствия электротравм:
человек теряет сознание
нарушается дыхание
слабо работает сердце, не всегда прослушивается сердцебиение и прощупывается пульс

Первая помощь (если человек сам вышел из состояния обморока):
осмотреть поврежденные места тела
наложить повязку
немедленно отправить пострадавшего в больницу ( может наступить повторная потеря сознания из-за сердечной недостаточности)

При тяжелых электротравмах, когда происходит остановка дыхания, необходимо применить искусственное дыхание, а при остановке сердца – непрямой массаж

Первая помощь при электротравмеПоражение молнией и электротоком часто приводит к остановке дыхания – это “электротравмы”При поражении техническим

Слайд 44Клиническая и биологическая смерть
Смерть наступает не сразу после прекращения дыхания и

остановки сердца

Пока жив мозг можно восстановить угасающие функции организма

Первая фаза, пока еще обратимая, называется клинической смертью

Приемы возвращения к жизни называют реанимацией

Клиническая смерть длится сравнительно недолго – всего несколько минут


Биологическая смерть связана со смертью мозга

Биологическая смерть необратима

Клиническая и биологическая смертьСмерть наступает не сразу после прекращения дыхания и остановки сердцаПока жив мозг можно восстановить

Слайд 45ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
ТЕХНИКА ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ
1. БОЛЬНОЙ НА СПИНЕ, ГОЛОВА

ОТКИДЫВАЕТСЯ НАЗАД, ЧТОБЫ ВОЗДУХ СВОБОДНО ПРОХОДИЛ ПО ДЫХАТЕЛЬНЫМ ПУТЯМ

2. ЕСЛИ НЕОБХОДИМО: ОСВОБОДИТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ, УДАЛИВ ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА, РВОТНЫЕ МАССЫ ИЛИ ЖИДКОСТЬ

3. ДЫХАНИЕ ”ИЗО РТА В РОТ” (НОС ЗАЖАТ) ИЛИ “ИЗО РТА В НОС” (РОТ ЗАЖАТ). РЕАНИМАТОР АКТИВНО ВДУВАЕТ ВОЗДУХ В ЛЕГКИЕ ПОСТРАДАВШЕГО – ВДОХ

4. ГРУДНАЯ КЛЕТКА ПАССИВНО СЖИМАЕТСЯ -ВЫДОХ

5. ЧИСЛО ВДУВАНИЙ: 20 - 25 В МИНУТУ

ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕТЕХНИКА ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ1.    БОЛЬНОЙ НА СПИНЕ, ГОЛОВА ОТКИДЫВАЕТСЯ НАЗАД, ЧТОБЫ ВОЗДУХ СВОБОДНО ПРОХОДИЛ

Слайд 46НАРУЖНЫЙ (НЕПРЯМОЙ) МАССАЖ СЕРДЦА
ТЕХНИКА НАРУЖНОГО МАССАЖА СЕРДЦА

1.

БОЛЬНОГО УЛОЖИТЬ НА ТВЕРДУЮ ПОВЕРХНОСТЬ

2. ПРИ ДАВЛЕНИИ НА ГРУДИНУ (ОНА ПРОГИБАЕТСЯ НА 3-5 СМ) СЕРДЦЕ СЖИМАЕТСЯ МЕЖДУ ГРУДИНОЙ И ПОЗВОНОЧНИКОМ: ИЗ СЕРДЦА ВЫТАЛКИВАЕТСЯ КРОВЬ

3. ПОСЛЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ СЕРДЦЕ ВНОВЬ ЗАПОЛНЯЕТСЯ КРОВЬЮ

4. ЧАСТОТА СЖАТИЯ: 50 - 70 РАЗ В МИНУТУ

Место расположения рук
при массаже сердца –
на 2 пальца выше
мечевидного отростка

Руки прямые, под прямым
углом. Используют
не только силу рук,
но и тяжесть туловища

Пальцы не касаются
грудины, чтобы избежать
перелома ребер

НАРУЖНЫЙ (НЕПРЯМОЙ) МАССАЖ СЕРДЦАТЕХНИКА НАРУЖНОГО МАССАЖА СЕРДЦА    1. БОЛЬНОГО УЛОЖИТЬ НА ТВЕРДУЮ ПОВЕРХНОСТЬ

Слайд 47СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ
МАССАЖ СЕРДЦА ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО С ИСКУССТВЕННЫМ

ДЫХАНИЕМ, ТАК КАК ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ ЦИРКУЛИРУЮЩАЯ КРОВЬ СНАБЖАЕТСЯ КИСЛОРОДОМ

ЕСЛИ РЕАНИМАЦИЮ ПРОВОДИТ ОДИН ЧЕЛОВЕК: ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 15 ТОЛЧКОВ ГРУДИНЫ (1 В СЕКУНДУ) ПРОВОДИТ
2 СИЛЬНЫХ ВДОХА

ЕСЛИ РЕАНИМАЦИЮ ПРОВОДЯТ ДВА ЧЕЛОВЕКА: ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 5 ТОЛЧКОВ ГРУДИНЫ ОДНОГО РЕАНИМАТОРА ПРОВОДИТ ВТОРОЙ РЕАНИМАТОР
1 СИЛЬНЫЙ ВДОХ
СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ   МАССАЖ СЕРДЦА ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО С ИСКУССТВЕННЫМ ДЫХАНИЕМ, ТАК КАК ТОЛЬКО В ЭТОМ

Слайд 48ДАЙТЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРАВИЛАМ ГИГИЕНЫ ДЫХАНИЯ
ДЫШАТЬ НАДО ГЛУБОКО И РАЗМЕРЕННО

РАБОЧИЕ ДВИЖЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С БОЛЬШИМИ УСИЛИЯМИ, ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ С ВЫДОХОМ

ПОЛЕЗНО ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ: ГРЕБЛЕЙ, ХОДЬБОЙ НА ЛЫЖАХ, ИГРОЙ ВОЛЕЙБОЛ, СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ И ДР

ПОЛЕЗНО БЫВАТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

ДЫШАТЬ НАДО ВСЕГДА ЧЕРЕЗ НОС

ПРИ КАШЛЕ И ЧИХАНИИ СЛЕДУЕТ ЗАКРЫВАТЬ НОС И РОТ ПЛАТКОМ

НЕОБХОДИМО БОРОТЬСЯ С ПЫЛЬЮ НА УЛИЦЕ И В ПОМЕЩЕНИИ

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ ВАЖНА ХОРОШАЯ ОСАНКА

ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ, ЗАБОЛЕВШИМИ ИНФЕКЦИОННОЙ БОЛЕЗНЬЮ, СЛЕДУЕТ СОБЛЮДАТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ: НОСИТЬ МАРЛЕВЫЕ ПОВЯЗКИ, НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВЕЩАМИ БОЛЬНОГО

КУРЕНИЕ ВРЕДНО ДЛЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ВСЕГО ОРГАНИЗМА.

ДАЙТЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРАВИЛАМ ГИГИЕНЫ ДЫХАНИЯДЫШАТЬ НАДО ГЛУБОКО И РАЗМЕРЕННОРАБОЧИЕ ДВИЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С БОЛЬШИМИ УСИЛИЯМИ, ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ

Слайд 49ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

ЧЕМ СОСТАВ ВДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОСТАВА

ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА?

НА КАКИЕ ПРОЦЕССЫ В КЛЕТКЕ РАСХОДУЕТСЯ КИСЛОРОД?

ПОЧЕМУ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ КОЛИЧЕСТВО КИСЛОРОДА И УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ?

ЧЕМ ЛЕГОЧНОЕ ДЫХАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТКАНЕВОГО?

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ПОСТОЯНСТВО СОСТАВА И КОНЦЕНТРАЦИЯ ГАЗОВ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ОРГАНИЗМА?

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ТКАНЕВЫЙ ГАЗООБМЕН ОКАЗЫВАЮТ ДАВЛЕНИЕ И СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ?
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫЧЕМ СОСТАВ ВДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОСТАВА ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА?НА КАКИЕ ПРОЦЕССЫ В КЛЕТКЕ

Слайд 50ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

РАСПОЛОЖИТЕ В ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ НИЖЕ ПРОЦЕССЫ:
А

– ПОСТУПЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ЛЕГКИЕ;
Б – УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА ИЗ ЛЕГКИХ;
В - ПЕРЕНОС КРОВЬЮ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ОТ ТКАНЕЙ К ЛЕГКИМ;
Г – ПЕРЕНОС КРОВЬЮ КИСЛОРОДА ОТ ЛЕГКИХ К ТКАНЯМ;
Д - ДИФФУЗИЯ КИСЛОРОДА В КАПИЛЛЯРЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ЛЕГКИХ;
Е – ПОСТУПЛЕНИЕ КИСЛОРОДА В ТКАНЕВУЮ ЖИДКОСТЬ;
Ж - ПОСТУПЛЕНИЕ КИСЛОРОДА В КЛЕТКИ ТЕЛА;
З – ПОСТУПЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ИЗ КЛЕТОК В ТКАНЕВУЮ ЖИДКОСТЬ;
И – ОКИСЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ С ОСВОБОЖДЕНИЕМ ЭНЕРГИИ;
К – ПОСТУПЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В КАПИЛЛЯРЫ РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ТКАНЯХ.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ДЫХАТЕЛЬНАЯ И КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМЫ ТЕСНО СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ?

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕРАСПОЛОЖИТЕ В ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ НИЖЕ ПРОЦЕССЫ:А – ПОСТУПЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ЛЕГКИЕ;Б –

Слайд 51ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛЕГКОГО И ЛЕГОЧНЫХ ПУЗЫРЬКОВ

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛЕГКОГО  И ЛЕГОЧНЫХ ПУЗЫРЬКОВ

Слайд 52Биологический энциклопедический словарь. Ред. М.С.Гиляров. М. Советская энциклопедия. !989.
Биология человека в

таблицах, рисунках и схемах. Е.Н. Рязанова и др., М. Издат-Школа. 1998.
Биология в таблицах. А.И. Никишов и др. М. Илекса. 1998.
Биология. Человек. А.С. Батуев и др., М. Дрофа. 2001.
Биология. Человек. Д.В. Колесов и др., М. Дрофа. 2000
Самостоятельные работы учащихся по анатомии физиологии и гигиене человека. В.С. Анисимова и др., М. Просвещение. 1987.

Литература

Биологический энциклопедический словарь. Ред. М.С.Гиляров. М. Советская энциклопедия. !989.Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Е.Н. Рязанова

Слайд 53ИЗМЕРЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ - СПИРОМЕТРИЯ
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЖЕЛ - СПИРОМЕТР
обратно

ИЗМЕРЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ - СПИРОМЕТРИЯПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЖЕЛ - СПИРОМЕТРобратно

Слайд 54ЖИЗНЕННУЮ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ СКЛАДЫВАЮТ
ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ
( О, 5 ЛИТРА )

Объем, который можно

вдохнуть после спокойного выдоха

РЕЗЕРВ ВДОХА

( 1,5 – 2, 5 ЛИТРА )

Объем, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха

РЕЗЕРВ ВЫДОХА

( 1.0 – 1,5 ЛИТРА )

Объем, который можно дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха

ОСТАТОЧНЫЙ ОБЪЕМ
( 1.0 – 1,2 ЛИТРА )

Объем , который остается в дыхательной системе после интенсивного выдоха

ЖЕЛ У ЖЕНЩИН – 2,5 – 3,5 ЛИТРА, У МУЖЧИН – 4,0 – 5,0 ЛИТРА

обратно

ЖИЗНЕННУЮ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ СКЛАДЫВАЮТДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ( О, 5 ЛИТРА )Объем, который можно вдохнуть после спокойного выдохаРЕЗЕРВ ВДОХА( 1,5

Слайд 55Органы дыхательной системы Заболевания дыхательных путей Проверьте свои знания
1. Что такое легочное дыхание

и тканевое дыхание?

2. Какие преимущества носового дыхания перед дыханием через рот?

3. Что относится к верхним к верхним и что относится к нижним дыхательным путям человека?

4. Как происходит голосообразование и формируется звуки речи?

5. Что такое гайморит, фронтит, тонзиллит?

6. Какие признаки позволяют заподозрить разрастание аденоидов у ребенка?

7. Что вводят в организм при лечении антидифтерийной сывороткой, а что – при вакцинации этой болезни?

Ответьте на вопросы

Органы дыхательной системы Заболевания дыхательных путей Проверьте свои знания1. Что такое легочное дыхание и тканевое дыхание?2. Какие

Слайд 56Легкие. Легочное и тканевое дыхание Проверьте свои знания

1. Из чего

состоит внутренняя среда организма? Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?

2. Как связаны компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа?

3. Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа?

4. Каков состав плазмы крови?

5. Объясните, что такое лимфатические узлы, что в них происходит. Покажите на себе, где находятся некоторые из них.

6. Каковы функции эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов?

7. Выполните задания 1,2, 3 на стр. 89 со знаком !

Ответьте на вопросы

К содержанию

К слайду

Легкие. Легочное и тканевое дыхание  Проверьте свои знания 1. Из чего состоит внутренняя среда организма? Почему

Слайд 57Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания Проверьте свои знания

1. Где

находится дыхательный центр?

2. Почему вдох сменяет выдох?

3. Какова роль кашля и чихания?

4. Как изменяется воздух в помещении при большом скоплении людей и плохой вентиляции?

5. Какие меры первой помощи необходимо осуществить при отравлении угарным или бытовым газом?

6. В чем вредное действие пыли?

7. Каковы источники загрязнения атмосферного воздуха?

Ответьте на вопросы

К содержанию

К слайду

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания  Проверьте свои знания 1. Где находится дыхательный центр?2. Почему вдох

Слайд 58Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья Проверьте свои знания

1.

Что называется жизненной емкостью легких? Как ее определяют?

2. Где находится дыхательный центр? Какие функции он выполняет?

3. Какую роль в регуляции дыхания играет кора больших полушарий?

4. Какую роль в дыхании играют диафрагма и мышцы грудной клетки?

5. Чем объясняется правильное чередование вдоха и выдоха в течение всей жизни?

6. Почему приостанавливается дыхание, если человек погружается в холодную воду?


Ответьте на вопросы

К содержанию

К слайду

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья  Проверьте свои знания 1. Что называется жизненной емкостью легких?

Слайд 59Заболевания дыхательных путей
Работа
по
учебнику

§ 26
страница
137
Прочитайте часть статьи “Инфекционные и хронические

заболевания дыхательных путей” и до конца параграфа




Составьте таблицу:


К слайду


Заболевания дыхательных путейРабота по учебнику§ 26страница137Прочитайте часть статьи “Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей” и до конца

Слайд 60Болезни дыхательных путей
Работа
по
учебнику

§ 29
страница
149
Прочитайте часть статьи “Болезни дыхательных путей.

Туберкулез и рак легких”




Составьте таблицу:


К слайду


Болезни дыхательных путейРабота по учебнику§ 29страница149Прочитайте часть статьи “Болезни дыхательных путей. Туберкулез и рак легких”Составьте таблицу:К слайду

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть