Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа имени Р.Г.Карманова» с.Усть-Нем
Снежный покров, как
экологический фактор
Исполнитель:Уляшева Наталия
ученица 9 класса
Руководитель: Уляшева Нина Ивановна,
учитель географии, биологии
Слайд 2Цель : Определить влияние снежного покрова на природные процессы.
Задачи:
1. Изучить
физико- механические свойства снежного покрова
2. Изучить физические и химические характеристики снега
3. Изучить состояние почвенного и растительного покрова
4. Изучить состояние снежного покрова, как аккумулятора загрязняющих веществ
Слайд 3Методы изучения:
1. Изучение и анализ литературы
2.Проведение эксперимента
Оборудование: линейка, пробирки, штатив, спиртовка,
раствор аммиака, йодид калия, соляная кислота, нитрат серебра, азотная кислота, хлорид бария, стеклянный цилиндр, индикаторная бумажка, спиртовка, лопата
Слайд 4Актуальность темы:
Территория Республики Коми находится севернее 60 0 с.ш. Продолжительность
зимнего периода с отрицательными температурами длится с конца октября до апреля месяца. Практически половину года земля покрыта снежным покровом. Влияние снежного покрова на природные процессы значительны.
Слайд 5Гипотеза:
Я полагаю, что снежный покров обладая своеобразием физических и химических
свойств, оказывает влияние на природные процессы и является аккумулятором загрязняющих веществ
Слайд 61.Определение физико - механических свойств снежного покрова
Мощность снежного покрова зависит от
рельефа местности, естественных, искусственных преград, Глубина промерзания почвы– от мощности и плотности снежного покрова
Слайд 72. Изучение физических свойств талого снега.
Наиболее чистыми по прозрачности и запаху
являются пробы №1 и 1, взвешенные частицы присутствуют во всех пробах, особенно много в пробе № 4- регулярная чистка дорог, в пробе № 3- попадание сажи
Слайд 8 Фильтровальная бумага пробы № 1
Фильтровальная бумага пробы № 2
Фильтровальная бумага пробы № 3 Фильтровальная бумага пробы № 4
Слайд 93. Изучение состояния растительного покрова
Под снегом обнаружены зеленые растения: мох ,
зеленые части пырея, а также опад листьев березы и отмершие травы. Снег обладает теплоизолирующими свойствами, которые обусловлены низкой теплопроводностью. В школьном дворе, где мощность снега больше и он рыхлый в растительном покрове встречаются зеленые растения.
Слайд 10Состояние растительного покрова под снегом в контрольном участке № 1
Слайд 11Рекомендации:
1. Продолжить изучение влияния снежного покрова на химический состав почвы, влагосодержания,
сроки появления зеленых растений.
2. Провести мониторинг накопления загрязняющих веществ в течение зимнего периода по снежному покрову.
3. Наладить контакт с обучающимися других населенных пунктов, где котельные работают на другом топливе, и сравнить загрязненность атмосферы через снежный покров.
Слайд 12Литература
1.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. Методическое пособие
для учителя . Самара: Корпорация, «Федоров» издательство Учебная литература 2006 г.
2.Василевич М.И. Формирование химического состава снежного покрова в таежной зоне Европейского северо-востока России Москва 2009 г.
3. Энциклопедия для детей . т 17 Химия Гл. редактор В.А.Володин Москва Аванта + 2001 г.
4. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. Москва 2001 г.
Слайд 134. Изучение химических свойств почвы
В пробе № 3 обнаружены сульфат ионы
– близость котельной , работающей на угле
Слайд 14Вывод
1.Снежный покров, обладая своеобразием физических и физико- механических свойств, оказывает влияние
на процессы жизнедеятельности живых организмов. Снег обладает теплоизолирующими свойствами, которые обусловлены низкой теплопроводностью. Там, где мощность снега больше и он рыхлый, под снегом в растительном покрове встречаются зеленые растения.
2. Снег является аккумулятором загрязняющих веществ, таким образом, влияет на химический состав почвы и накопление в почве загрязняющих веществ.
3. Мощность и плотность снежного покрова влияют на глубину промерзания почвы и ее влагосодержание.