Презентация, доклад по биологии на тему Роль леса в сохранении биосферы

На грани вымиранияПриблизительно пятая часть обитающих на планете растений находится под угрозой вымирания. Такой вывод был сделан учёными по итогам глобального анализа состояния земной флоры.

Слайд 1Роль леса в сохранении биосферы.

Роль леса в сохранении биосферы.

Слайд 2На грани вымирания
Приблизительно пятая часть обитающих на планете растений находится под

Слайд 3Леса исчезают
Ежегодно площадь зелёных массивов уменьшается примерно на 13 млн га.

До того как появилось сельское хозяйство и промышленное производство , площадь лесов составляла 6 млрд га.
В Европе первичных лесов к настоящему времени практически не осталось. Они заменены полями, садами и искусственными лесными насаждениями.
В Китае уничтожено ¾ всех массивов.
США потеряли 1/3 всех своих лесов и 85% первичных древостоев.
В Африке уничтожено ½ девственных лесов.
Лишь в Сибири и Канаде леса преобладают над безлесными пространствами, причём только здесь остались большие массивы относительно нетронутых северных лесов.
С доисторических времён площадь лесов в среднем по всем континентам сократилась примерно наполовину.

Леса исчезаютЕжегодно площадь зелёных массивов уменьшается примерно на 13 млн га. До того как появилось сельское хозяйство

Слайд 4Почему, площадь лесов ,так катастрафически быстро сокращается?

Почему, площадь лесов ,так катастрафически быстро сокращается?

занята быстро растущими поселениями, промышленными комплексами, дорогами и прочей инфраструктурой.
За последние 40 лет площадь лесов на душу населения уменьшилась более чем на 50%, с 1,2 га до 0,6 га на человека.
Большая часть массивов была вырублена для создания сельскохозяйственных угодий, другая часть, занята быстро растущими поселениями, промышленными комплексами,

Слайд 6Перечислите области применения древесины.

Перечислите области применения древесины.

Слайд 7Какова роль леса в экосистеме Земли?

Какова роль леса в экосистеме Земли?

Слайд 8Что будет, если исчезнут леса?
Эта тема могла бы стать сюжетом для

триллера. Счастливая семья, живущая в небольшом уютном домике с садом, вдруг обнаруживает, что днём стало непривычно жарко, а ночью непривычно холодно. Далее начинает расти количество пыли в воздухе. И уже аккуратная хозяйка не успевает с уборкой. Сад потихоньку подвергается нашествию полчищ насекомых. Наконец однажды утром при ясном небе и тёплой погоде ближайшая речка вдруг выходит из берегов, и вскоре весь участок заливает водой….
Что будет, если исчезнут леса?Эта тема могла бы стать сюжетом для триллера. Счастливая семья, живущая в небольшом

Слайд 9Голодные годы
Историкам хорошо известен тот факт, что в 1891 году в

России разразился небывалый голод, буквально потрясший империю. Причиной был неурожай, вызванный сильной засухой, от которой пострадали лесостепные и степные районы. На протяжении 19 столетия таких голодных лет в нашей стране было немало.
В.В.Докучаев дал ответ на вопрос: В чём причина такого явления. « Губительные засухи возникают в следствии экологической деградации территорий, вызванной вырубками лесов и экологически опасными методами ведения сельского хозяйства».
Такого же мнения придерживался крупнейший климатолог А.И.Воейков.
Голодные годыИсторикам хорошо известен тот факт, что в 1891 году в России разразился небывалый голод, буквально потрясший

Слайд 10Регуляция температурного и гидрологического режима
Лес влияет на распределение и накопление летних

и особенно зимних осадков. С одной стороны, он сохраняет уровень грунтовых вод, уменьшает поверхностный сток воды, с другой – усиливает процессы транспирации растений, конденсирует больше водяных паров, что повышает повторяемость летних осадков.
Роль леса будет зависеть от видового состава древесных растений, их биологических особенностей и географического распространения.
Регуляция температурного и гидрологического режимаЛес влияет на распределение и накопление летних и особенно зимних осадков. С одной

Слайд 11Пыльные бури.
Докучаев считал сведение лесов одной из причин возникновения пыльных бурь.
Во

время пыльной бури в 1928 году в степных и лесостепных областях Украины ветер поднял в воздух более 15 млн тонн чернозёма. Черноземная пыль была перенесена ветром на запад и осела на площади 6 млн км в Прикарпатье, Румынии и Польше. Толщина черноземного слоя в степных областях Украины после бури уменьшилась на 10 -15см.
Пыльные бури.Докучаев считал сведение лесов одной из причин возникновения пыльных бурь.Во время пыльной бури в 1928 году

Слайд 12Биоразнообразие

и особенно в тропических лесах мало изучена либо вообще до сих пор не описана учёными. Генетически каждый вид уникален, и каждый может оказаться носителем каких-либо ещё не открытых полезных для человечества свойств, например пищевых или лекарственных.
Исчезновение любого вида приведёт к невосполнимой утрате важного ресурса. Каждый вид представляет интерес для науки – он может оказаться важным звеном в эволюционной цепи, и его утрата затруднит понимание эволюционных закономерностей.
БиоразнообразиеОгромная масса биологических видов, в том числе мелких (насекомых, мхов, червеобразных) и особенно в тропических лесах мало

Слайд 13Парниковый эффект
Лесной покров Земли – это её главная производительная сила, энергетическая

база биосферы, связующее звено всех её компонентов и важнейший ресурс её устойчивости. Около 90% всей фитомассы суши сконцентрировано в лесах. Суммарная листовая поверхность лесов мира почти в 4 раза превышает поверхность всей нашей планеты. Отсюда и высокие показатели поглощения солнечной радиации и углекислоты, выделения кислорода. При уничтожении зелёных массивов на большой территории ускоряется биологический круговорот ряда химических элементов, в том числе углерода, который переходит в атмосферу в виде углекислого газа. Возникает парниковый эффект.
Парниковый эффектЛесной покров Земли – это её главная производительная сила, энергетическая база биосферы, связующее звено всех её

На территории России среднегодовая температура растёт более чем в 2 раза

быстрее, чем в среднем по миру.
Информация по гибели лесов от погодных факторов собирается в государственной системе лесопатологического мониторинга.
На территории России среднегодовая температура растёт более чем в 2 раза быстрее, чем в среднем по миру.Информация

России при повышении глобальной температуры на 1 градус, которое ожидается к 30-50 годам 21 века масштабного исчезновения лесов к этому времени не будет, за исключением небольших площадей сосняков в Волжско-Вятском междуречье и верхнем течении реки Оби. Процессы трансформации растительных сообществ начнутся на 70% площадей сосняков и 50% ельников. Менее чувствительны к потеплению смешанные леса и дубравы (20%), а самыми устойчивыми будут лиственничные леса Восточной Сибири (5%)
Исследователями из Института физики атмосферы РАН сделан прогноз изменений растительного покрова России при повышении глобальной температуры на

Слайд 16Лёгкое потепление убило все деревья
Цепочка негативного влияния может быть запущена всего

лишь крохотным ростом температуры воздуха. Повышение средней температуры в том или ином регионе всего на 4 градуса против привычного уровня может привести к пятикратному росту смертности среди населяющих данную местность деревьев.
Лёгкое потепление убило все деревьяЦепочка негативного влияния может быть запущена всего лишь крохотным ростом температуры воздуха. Повышение

оранжерее «Биосфера-2» - самой крупной в мире замкнутой искусственной экосистеме, в которой под герметичным куполом можно моделировать различные климатические условия.
Биологии использовали сосну-пиньон. 20 зрелых деревьев были пересажены в оранжерею, причём половину посадили в отсеке с температурой, нормальной для их ареала, а половину – с температурой, повышенной на 4 градуса.
Затем деревья подвергли засухе, причём нехватка воды была одинаковой для обеих групп. Все сосны в «тёплой» оранжерее погибли раньше своих «холодных» собратьев.

Биологи из университета Аризоны поставили любопытный опыт. Он проходил в гигантской оранжерее «Биосфера-2» - самой крупной в

гораздо более короткая засуха. А коротких засух бывает намного больше, чем продолжительных» - говорит руководитель эксперимента Генри Адамс.
Механизм прост. При засухе сосны закрывают поры в своих иглах, чтобы предотвратить потерю воды. Причём чем выше температура, тем больше «закупорка». Но тем самым растения лишают себя доступа к атмосферному углекислому газу, необходимому для фотосинтеза. И если такая задержка дыхания продолжается достаточно долго – сосна умирает.
«Полученные результаты показывают, что при тёплом климате для гибели деревьев требуется гораздо более короткая засуха. А коротких

Слайд 19Живой фильтр

причём наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные насаждения, а также некоторые виды лиственных (лип, верб, берёз).
Качество питьевой воды, запасаемой в водохранилищах зависит от лесистости и состояния насаждений водосборного бассейна.
Растворённые в воде загрязняющие вещества могут частично задерживаться лесными почвами.
Живой фильтрЛеса способны активно преобразовывать химические и атмосферные загрязнения, особенно газообразные, причём наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные

Слайд 20Что делать?
Половину пути к полному уничтожению лесов мы уже прошли. Свернём

ли мы с него? Что же делать?
Что делать?Половину пути к полному уничтожению лесов мы уже прошли. Свернём ли мы с него? Что же

Самый распространённый ответ – сажать лес. Многие слышали о принципе «сколько

вырубил – столько и посади».
Сажать нужно в тех регионах, где интенсивно идут процессы обезлесения, и в тех местах, где лес может расти, но по каким-то причинам исчез и самостоятельно не восстановится в обозримом будущем.
Самый распространённый ответ – сажать лес. Многие слышали о принципе «сколько вырубил – столько и посади».Сажать нужно

Нужно рубить так, чтобы сохранялся естественный потенциал восстановления лесов.
В каждом

лесу, подвергающемся промышленной вырубке, есть жизнеспособный подрост. И требуется рубить так, чтобы не погубить их и сохранить условия для их жизни.
Нужно рубить так, чтобы сохранялся естественный потенциал восстановления лесов. В каждом лесу, подвергающемся промышленной вырубке, есть жизнеспособный

Слайд 23Что лично я могу сделать, чтобы леса не исчезли?

Что лично я могу сделать, чтобы леса не исчезли?

Слайд 24Вывод: Леса являются стабилизатором биосферы, главным условием её существования.