Презентация, доклад по биологии на тему: Речь и мышление (9 класс)

Содержание

МЫШЛЕНИЕ.

Слайд 1Речь и мышление

Речь и мышление

Слайд 2МЫШЛЕНИЕ.

МЫШЛЕНИЕ.

Слайд 3Какие отделы мозга развиты лучше, чем у животных? С чем это

связано?
Почему после удаления коры у животных наступает сон?
Почему животных без коры ничему нельзя научить?
Какую роль играет к.б.п. у человека?
Какая деятельность является основой работы мозга?
Что является компонентами ВНД?
Есть ли сходство ВНД животных и человека?
Какие отделы мозга развиты лучше, чем у животных? С чем это связано?Почему после удаления коры у животных

Слайд 4Мышление – это:
Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность

обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Мышление – это:Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и

Слайд 5Функции мышления

Установление всеобщих взаимосвязей
Обобщение свойств однородной группы явлений
Понимание сущности конкретного

явления
Решение проблем и задач


Функции мышленияУстановление всеобщих взаимосвязейОбобщение свойств однородной группы явлений Понимание сущности конкретного явления Решение проблем и задач

Слайд 6Виды мышления
Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.

Они различаются по своему функциональному назначению, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.
Генетическая психология выделяет три вида мышления:
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Словесно-логическое.

Виды мышления  Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.   Они различаются по своему функциональному назначению,

Слайд 7Виды мышления
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается

в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.
Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Виды мышленияНаглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с

Слайд 8Виды мышления
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций

с понятиями.
При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
Виды мышленияСловесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Слайд 9Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи,

основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.
Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их

Слайд 10Основные мыслительные операции

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие

его части или характеристики.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.
Основные мыслительные операцииАнализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.Синтез – мыслительная

Слайд 11Формы мышления
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения

предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
Формы мышленияПонятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или

Слайд 12Этапы решения мыслительной задачи

Этапы решения мыслительной задачи

Слайд 13Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные

качества мышления:
Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления:

Слайд 14Составляющие продуктивности ума
Быстрота
Самостоятельность
Широта
Гибкость
Глубина
Критичность
Инициативность
Сообразительность

Составляющие продуктивности умаБыстротаСамостоятельностьШиротаГибкостьГлубинаКритичностьИнициативностьСообразительность

Слайд 15Качества мышления:
Быстрота мышления – проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения

и реализовывать их в условиях дефицита времени.
Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности.
Гибкость мышления – проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач.
Качества мышления:Быстрота мышления – проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита

Слайд 16Сознание – это отражение действительности в мозге человека.




Мышление – это обобщенное

и опосредованное познание действительности.
Сознание – это отражение действительности в мозге человека.Мышление – это обобщенное и опосредованное познание действительности.

Слайд 17Сигнальные системы
Совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации

и ответную реакцию организма, называют сигнальной системой.
Сигнальные системыСовокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма, называют сигнальной

Слайд 18Сигнальные системы
Первая с.с
Воспринимает конкретные раздражители и является основой для образования условных

рефлексов.
За это восприятие отвечают анализаторы.

Вторая с.с.
Условным раздражителем является слово. На основе слов возникает возбуждение, воспринимаемое и перерабатываемое к.б.п. Слова являются сигналами для работы первой с.с.

Сигнальные системыПервая с.сВоспринимает конкретные раздражители и является основой для образования условных рефлексов.За это восприятие отвечают анализаторы.Вторая с.с.Условным

Слайд 19Речь – это озвученная мысль, свойственная только человеку
Основой для возникновения речи

является аппарат для образования звуков – голосовой.
В к.б.п. в левом полушарии три центра речи:
- слуховой (понимание)
- двигательный (произношение)
- зрительный ( понимание
письменной речи, чтение)
Речь – это озвученная мысль, свойственная только человекуОсновой для возникновения речи является аппарат для образования звуков –

Слайд 20Функции речи (слова)
Условный раздражитель
Основа формирования понятий
Средство общения
Средство мышления:
- мышления осуществляется

в речевой форме,
- Мышление свойственно только человеку,
- Мышление формируется…
Функции речи (слова)Условный раздражительОснова формирования понятийСредство общенияСредство мышления: - мышления осуществляется в речевой форме, - Мышление свойственно

Слайд 21Дети - «Маугли»
Возникновение второй с.с. Связано с коллективным трудом: эта система

- средство общения.
Слова и речь в целом обеспечили человеку высшие свойства нервной системы – сознание и мышление
Дети - «Маугли»Возникновение второй с.с. Связано с коллективным трудом: эта система - средство общения.Слова и речь в

Слайд 22Типпе Дегре – родилась в Африке и росла среди львов

Типпе Дегре – родилась в Африке и росла среди львов

Слайд 24Бэби-Хоспитал Найдена в 1978 на Сьерра-Леоне в стаде обезьян

Бэби-Хоспитал Найдена в 1978 на Сьерра-Леоне в стаде обезьян

Слайд 25Мальчик – обезьяна из Камбоджи

Мальчик – обезьяна из Камбоджи

Слайд 26В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию

закономерностей в окружающем мире.
В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.

Слайд 27 Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи:
В общении:

Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств.
Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена.
В мышлении:
Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние.
Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.
Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи:В общении:  Коммуникация – передача друг

Слайд 28Виды речи:
Внешняя
Общение между людьми при помощи разговора.
Внутренняя

Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер.
Устная
Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией
Виды речи:Внешняя   Общение между людьми при помощи разговора.Внутренняя   Направлена на себя. Носит свёрнутый,

Слайд 29Письменная
Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа.
Аффективная
Нет замысла.

Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!».
Диалогическая
Речь при которой активны в равной степени все её участники.
Монологическая
Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).
Письменная  Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа.Аффективная  Нет замысла. Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!».

Слайд 30Интеллект
Характерные черты:
1) Способность познавать окружающий мир.
2) Всеобщность (т.е. во всех видах

умственной деятельности).
3) Наследуемость (преимущественно).
ИнтеллектХарактерные черты:1) Способность познавать окружающий мир.2) Всеобщность (т.е. во всех видах умственной деятельности).3) Наследуемость (преимущественно).

Слайд 31IQ (англ. intelligence quotient) - коэффициент умственного развития.

Ниже 70 – слабоумные

(15% населения Земли)
Ниже 90 – у 1/4 населения
100 – в среднем
Выше 110 – у 1/4 населения
130-140 – 2% людей
IQ (англ. intelligence quotient) - коэффициент умственного развития.Ниже 70 – слабоумные (15% населения Земли)Ниже 90 – у

Слайд 33Вопросы для самостоятельной работы
- Объясните значение мышления для развития личности.
-Ученику предложили

найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик?
-Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка.
Вопросы для самостоятельной работы- Объясните значение мышления для развития личности.-Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим

Слайд 34Домашнее задание: по учебнику 9

класса

§32, § 33- учить
Прочитать § 35
Повторить §30, §31, §34

Отвечать на вопросы по тексту параграфов
Домашнее задание: по учебнику       9 класса§32, § 33- учить Прочитать §

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть