Слайд 1Выполнила: Ремизова А.Ю. (821731 гр.)
Развитие
эволюционного учения
Чарльза Дарвина
Слайд 2
Задачи урока:
Познакомить с историей формирования и развития эволюционных идей.
Рассмотреть
предпосылки возникновения эволюционной теории.
Познакомить учащихся с работами Ж-Б Ламарка и других ученых.
Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
Слайд 3План изучения урока:
1. Эволюция.
2. Система органической природы К. Линнея.
3. Эволюционная теория Ж-Б Ламарка.
4.Успехи в новых областях биологии в начале XIX века.
5.Предпосылки возникновения эволюционной теории.
6.Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Слайд 4Основные понятия урока:
Эволюция
Наследственная изменчивость
Естественный отбор
Искусственный отбор
Борьба за существование
Слайд 5« Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем больше невероятными
становятся для нас чудеса».
Слайд 6Чарльз Дарвин
Английский ученый натуралист и путешественник.
Одним из первых осознал и наглядно
продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.
В своей теории основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределенную изменчивость.
Идеи и открытия Дравина формируют фундамент современной теории эволюции и составляют основу биологии.
Слайд 7 Биография
1827-в течение трех лет изучал богословие в Кембриджском университете.
1831-
по окончании университета отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота « Бигль».
За время путешествия побывал на Галапагосских островах и других местах.
Результаты исследований изложил в трудах Дневник изысканий, Происхождение видов путем естественного отбора.
Слайд 8Эволюция
Термин « эволюция» ( от латинского evolution- развертывание) ввел в XVIII
веке швейцарский натуралист Шарль Боннэ.
В биологии эволюция- это:
необратимое историческое развитие природы.
сила, ведущая к образованию новых форм организмов.
процесс, благодаря которому доклеточные формы жизни дали начало сложным многоклеточным организмам нашего времени.
Слайд 9 Система органической природы
К. Линнея
Шведский естествоиспытатель
Слайд 10Вклад в создание системы природы:
За единицу классификации он принял вид- совокупность
особей, сходных по строению.
Выделил три царства: Растения, Животные и Минералы.
Установил единообразную терминологию.
Закрепил использование в науке бинарной (т.е. двойной) номенклатуры для обозначения видов. Каждый вид обозначается двумя словами. Например: Кошка домашняя (ливийская).
Установил принцип соподчиненности: соседние категории связаны не только сходством, но и родством, но чем дальше друг от друга находятся категории, тем меньше степень их родства.
Слайд 11Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка:
Основы первого учения об эволюции органического мира были
разработаны и опубликованы в труде
« Философия зоологии»
в 1809г.
Слайд 12Жан Батист Ламарк
Эволюционная идея тщательно разработана, подкреплена многочисленными фактами, превращается в
теорию.
Приводит доказательства изменяемости видов.
Ошибочные механизмы изменчивости:
• 1)стремление организмов к совершенствованию;
• 2) прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.
Слайд 13Успехи в новых областях биологии в начале XIX века:
• Исследовал органы
позвоночных;
• Установил:
Все органы представляют собой части одной целостной системы;
• Установил, что вымирание древних животных и растений могло быть следствием крупных катастроф геологического характера.
Жорж Кювье (1762- 1832)
Слайд 14• Впервые описал процесс возникновения тканей и органов в ходе развития
эмбриона.
• Сформулировал закон зародышевого сходства:
• «Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствуют об общности их происхождения»
Карл Бэр – российский ученый (1792-1876)
Слайд 15• Удалось расшифровать и датировать геологическую историю Земли.
• Показал, что горообразование,
вулканизм, оледенения, потоки, дождь, ветер, приливы, объясняют изменения земной поверхности, а значит и изменения в составе органического мира.
Чарльз Лайель - английский ученый (1797-1876)
Слайд 16Предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина:
Социально- экономические предпосылки.
Развитие промышленности в Англии, интенсивный
рост городов.
Развитие колоний, бурное развитие селекций, выведение новых сортов растений и животных, проведение многочисленных научных экспедиций.
Слайд 17Научные предпосылки.
Успехи систематики растений и животных, развитие биогеографии, сравнительной анатомии, эмбриологии
и палеонтологии, появление клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.
Слайд 18Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина.
Любой вид растений и животных в
природе стремится к размножению в геометрической прогрессии.
В природе происходит непрерывная борьба за существование. В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который, позволяет наиболее успешно конкурировать с другими.
Движущей силой изменения видов является естественный отбор.
Слайд 19
В эволюционной теории Дарвина
предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость,
а движущими
силами эволюции - борьба за существование и естественный отбор.
Слайд 20Наследственная изменчивость (неопределенная)
Это изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа.
Комбинативная
- в результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения.
Мутационная - возникает в результате внезапного изменения состояния генов. Характер случайный, ненаправленный.
Слайд 21Наследственная изменчивость (неопределенная)
Наследственная изменчивость и производимый человеком отбор представляют собой движущие
силы эволюции.
Однако свойства, полезные с точки зрения человека, могут оказаться бесполезными и даже вредными в борьбе за жизнь, происходящей в дикой природе.
Слайд 22Учение Дарвина об искусственном отборе:
Искусственный отбор - это процесс создания новых
пород животных и сортов культурных растений путем сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений.
Слайд 23Формы искусственного отбора:
Сознательный
(Методический):
• При методическом отборе селекционер ведет отбор по
одному- двум признакам.
• Условия успеха методического искусственного отбора- большое исходное число особей.
Бессознательный:
• Человеком не ставилось цели вывести определенную породу или сорт.
• Например: убивали или съедали в первую очередь худших животных, а сохранялись при этом наиболее ценные.
Слайд 24Учение Дарвина о естественном отборе:
В результате борьбы за существование происходит естественный
отбор - «Сохранение благоприятных индивидуальных различий и уничтожение вредных».
Накапливаются признаки, полезные только для организма в целом, в результате чего образуются виды и разновидности.