Слайд 1ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА
9
класс
Выполнила:
Власенкова Марина Федоровна
учитель биологии и химии школы
№5
г.Нелидово Тверская область
Слайд 2Цели урока:
1. Сформировать у учащихся понятие о природном сообществе,
2. Познакомить со
структурой природного сообщества,
3. Дать представление о компонентах природного сообщества и их взаимосвязях,
4. Сформировать понятие о биогеоценозе как о совокупности биотических организмов и абиотических условиях среды на конкретной территории,
5. Познакомить учащихся с многообразием природных сообществ.
Слайд 31. Кто такие автотрофы?
2. Дайте определения гетеротрофам?
3. Назовите среды жизни живых
организмов?
4. Какие вы знаете факторы среды?
5. Что за наука ЭКОЛОГИЯ?
Слайд 5
Группы растений произрастающих на одной территории и оказывающие влияние друг на
друга и на среду своего обитания, называются растительными сообществами или ФИТОЦЕНОЗАМИ.
Слайд 6
Для каждого из этих типов
фитоценозов характерен
свои тип растительности.
В
каждом типе фитоценоза
ость основные виды:
ЭДИФИКАТОРЫ и
СОПУТСТВУЮЩИЕ
виды растений.
Средообразователи (эдификаторы)-виды, которые в наибольшей мере влияют на условия жизни в сообществе. Ель в еловом лесу, мхи на болоте, дождевые черви и бактерии в почве
Слайд 8
черника, брусника, кислица обыкновенная, плаун булавовидный, майник двулистный, сердечник европейский, толокнянка
обыкновенная, вереск обыкновенный, ястребинка. клевер ползучий, мышиный горошек, чина луговая
Слайд 11Биогеоценоз -
совокупность живых организмов населяющих определенный участок среды
обитания и взаимосвязанных между собой определенными отношениями.
Слайд 12Термин ввел в науку ученый геоботаник В.Н. Сукачев
(1880-1967г)
Слайд 14БИОТОП
весь комплекс факторов неживой природы, т.е. абиотическое
окружение из которого, биоценоз черпает средства к существованию и куда выделяет продукты обмена.
Слайд 15Функциональная структура биогеоценоза
Слайд 16Осуществление круговорота веществ в природе и потока энергии – главный признак
Слайд 17Понятие об экосистеме
Экосистема – это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и
условий среды.
Слайд 18Термин ввел в науку английский ученый
А.Тенсли в 1935г
Слайд 20Закрепление
Что такое растительное сообщество?
Приведите примеры растительных сообществ?
Какие растения называют ЭДИФИКАТОРАМИ?
Что такое
биотоп?
Что такое биогеоценоз?
Что такое биоценоз?
Дайте самое краткое определение биогеоценозу?
Каковы функции структурных звеньев биогеоценоза?
Назовите основной признак биогеоценоза?
Что такое экосистема?
Слайд 21
Вот и ответили мы на вопрос –
«Что же такое биоценоз?»
Здесь все семьёю одною живут,
Дышат, питаются, даже растут.
Все приловчились, порядок везде,
Всё по закону «Ты – мне, я – тебе»
Если вдруг с кем-то случилась беда –
Нечего плакать, такая судьба.
В целом, у каждого доля своя,
В этой системе есть где-то и я.
Слайд 22Домашнее задание.
Записи в тетради.
Творческое задание: нарисовать любое природное сообщество,
но так чтобы виды эдификаторы и сопутствующие виды растений были узнаваемы.
Слайд 23
Литература:
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.
М., «5 за знания», 2006.
Миркин б.М. Что такое растительные сообщества. М., «Наука» ,1986.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Биология 9. М., «Просвещение»,2010.