Слайд 1Питание
растений
Федорова Наталья
УЗБО-22В
Слайд 2Макро и микроэлементы в жижни растений.
Слайд 3Какие
минеральные вещества
необходимы растениям?
видео
Слайд 4Растение способно регулировать их поступление: через клетки внутреннего слоя коры корня
могут проникать только те вещества, которые необходимы растению в данный период жизни.
Слайд 5Каждый элемент минерального питания играет определенную роль для обеспечения нормальной жизнедеятельности
растения и не может быть полностью заменен другим элементом.
Слайд 7МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ, совокупность процессов поглощения, передвижения и усвоения растениями химических
элементов, получаемых из почвы в форме ионов минеральных солей. При исследовании золы растений в ней было обнаружено множество химических элементов, в т. ч. редких, содержание которых в различных частях растений было не одинаковым. Это свидетельствует о том, что данные элементы необходимы растениям и накапливаются в них. Элементы, присутствующие во всех растениях, были отнесены к жизненно
Слайд 8Элементы питания растений
Макроэлементы
(нужны в большом количестве)
Азот
Железо
Калий
Кальций
Магний
Сера
Микроэлементы
(нужны в малых
количествах)
Медь
Бор
Марганец
Цинк
Молибден
Кобальт
Слайд 9макроэлементы и их физиологическая роль
Макроэлементы - это элементы, которые содержатся в
организме человека в относительно больших количествах. К ним относятся натрий, кальций, магний, калий, хлор, фосфор, сера, азот, углерод, кислород, водород.
Слайд 10 Калий в растениях содержится в больших количествах, чем любой другой
катион, особенно в их вегетативны частях. Основная масса калия сосредоточена в клеточном соке. В молодых клетках, богатые протоплазмой, значительная часть калия находится в адсорбированном состоянии. Калий оказывает большое влияние на коллоиды плазмы, он повышает их гидро-фильность (разжижает плазму). Калий является также катализатором ряда синтетических процессов: как правило, он катализирует синтезьи высокомолекулярных веществ из более простых, способствует синтезу сахарозы, крахмала, жиров, белков, При недостатке калия процессы синтеза нарушаются, и в растении скапливаются глюкоза, аминокислоты и продукты распада других высокомолекулярных соединений
видео
Слайд 11При недостатке калия на нижних листьях появляется краевой запал — края
листовой пластинки отмирают, листья приобретают характерную куполообразную форму, на листьях появляются коричневые пятна. Образование коричневых пятен (некрозов) связано с нарушением азотного обмена и образованием в тканях трупного яда — путресцина.
Слайд 12Кальций. Кальций поступает в растение в течение всей его жизни. Часть
кальция находится в клеточном соке. Этот кальций не принимает активного участия в процессах обмена веществ, он главным образом обеспечивает нейтрализацию избыточно образующихся органических кислот. Часть кальция сосредоточена в плазме—здесь кальций играет роль антагониста калия, он оказывает на -коллоиды плазмьи действие, противоположное калию, а именно — понижает гидрофильность плазменных коллоидов, повышает их вязкость
Слайд 13Кальций входит в состав ядерного вещества, а потому играет большую роль
в процессах деления клетки. Велика роль кальция и в образовании клеточных оболочек, особенной формировании стенок корневых волосков, куда он входит в виде пектата. При отсутствии кальция в питательном растворе очень быстро поражаются точки роста надземные частей и корня, так как кальций не передвигается из старых частей растения к молодым. Корни ослизняются, рост их почти прекращается или идет ненормально. В искусственной культуре на водопроводной воде обычно симптомы недостатка кальция не проявляются.
Слайд 14 Магний поступает в растения в меньших количествах, чем калий и
кальций. Тем не менее роль его в растении исключительна, так как магний входит в состав хлорофилла. Магний необходим также всем бесхлорофильным организмам, и его роль не исчерпывается значением для процесса фотосинтеза. Магний является чрезвычайно важным и для дыхательного обмена, он катализирует целый ряд реакций образования богатых энергией фосфатных связей и их переноса. Так как богатые энергией фосфатные связи участвуют в самых различных синтезах, то без магния эти процессы не идут.
Слайд 15Желтые, красные или пурпурные листья, их края и жилки некоторое время
остаются зелеными (межжилковый хлороз). Окраска напоминает "елочку". Преждевременный листопад начинается с нижней части растения. Иногда недостаток магния приводит к появлению рисунка на листьях, схожего с мозаичной болезнью растений. Симптомы дефицита магния особенно ярко проявляются на легких кислых почвах.
Слайд 16Азот (N). Самый важный из питательных элементов. Он не только входит
в состав белков: хранитель генетической информации — ДНК — также включает в себя азотистые основания. Да и в хлорофилле, ответственном за фотосинтез (важность которого неоспорима), азот тоже присутствует, как и во многих других важных для нормальной жизнедеятельности растений химических соединениях.
Долгое время ученые полагали, что азот, как и углекислый газ, растение поглощает из атмосферы, почти на 80 % состоящей из него. Увы, практика доказала обратное — растение способно извлекать этот элемент исключительно из почвы, так что и о его достаточном количестве приходится заботиться человеку.
видео
Слайд 17При недостатках азота деревья слабо ветвятся, плоды мелкие и могут осыпаться.
Молодые листья яблони при дефиците азота не достигают нормальных размеров, их черешки отходят от побега под острым углом. Усиливать азотное голодание растений могут кислые почвы и задернение участка под плодовыми деревьями. Недостаток азота приводит к заложению малого количества плодовых почек. У косточковых пород при азотном голодании может покраснеть кора веток.
Слайд 18Сера (S). Этот элемент входит во многие аминокислоты, принимает участие в
окислительно-восстановительных процессах, является составной частью ферментов, гормонов, веществ, служащих растению защитой от вредителей.
Слайд 19Железо поглощается из раствора как в виде растворенных солей, так и
в виде комплексных и органических соединений. Содержание его в растениях невелико, обычно оно составляет сотые доли процента. В растительных тканях железо частично переходит в органические соединения. Ион железа способен легко переходить из окисной формы в закисную, и обратно. В силу этого, находясь в составе ферментов, он принимает активное участие в окислительно-восстановительных процессах. Железо, в частности, входит в состав дыхательных ферментов (цитохрома, цитохромоксидазы, каталазы и перокеи-даэы). В состав молекулы хлорофилла железо не входит, но принимает деятельное участие в его образовании.
Слайд 20Симптомами нехватки железа могут служить пожелтение и обесцвечивание листьев (частичное или
целиком). У ослабленных хлорозом растений замедляется рост, отмирают края листьев, мельчают плоды, снижается урожай, наступает преждевременный листопад. Могут усыхать вершины деревьев. Признаки дефицита железа проявляются при избыточном известковании почвы. На плодовых деревьях и ягодных кустарниках наблюдается сплошное побеление листьев.
При железном голодании в сентябре под каждое растение вносят до 1 кг железного купороса (порошком или раствором) + 50 кг перегноя. Весной деревья опрыскивают (2-3 раза) раствором железного купороса (50 г на 10 л воды).
Слайд 22Кроме основных элементов, для роста растений необходим целый ряд так называемых
микроэлементов. Они находятся в растении в ничтожных количествах, составляя тысячные доли процента его сырого веса. Микроэлементы усваиваются только при низких концентрациях соответствующих солей. При увеличении дозы они становятся уже ядовитыми для растения. С этим обстоятельством приходится особенно считаться при выращивании растений без почвы. Микроэлементы^ не играют роли в осмотических свойствах клеточного сока, не могут участвовать а структурообразовании протоплазмы. Их количество слишком ничтожно для выполнения подобных функций. Роль их в жизни растений, подобно витаминам, связана с деятельностью ферментов.
Слайд 23Из микроэлементов особо важен бор. Для того чтобы растение нормально развивалось,
его необходимо постоянно снабжать бором, так как он слабо передвигается по растению. При отсутствии бора приостанавливается рост корней и наземной части. Точки роста отмирают, так как клетки молодой растущей ткани —меристемы перестают делиться. Внешние признаки недостатка бора схожи с недостатком кальция, так как метаболизм этого элемента тесно связан с бором. Liop принимает участие в процессе прорастания пыльцы и росте завязи, поэтому при недостатке его резко снижается семенная продукция растений.Бор играет большую роль в передвижении Сахаров; ряд борорганических соединений является активаторами роста.
Слайд 24Медь. Значительная доля меди сосредоточена к хлоропла-стах. По-видимому, медь катализирует какие-то
реакции в фотосинтезе, При недостатке меди хлоропласту оказываются недолговечными, медь, видимо, препятствует разрушению хлорофилла. Медь входит в состав ряда окислительных ферментов (поли-фенолксидаза, тирозиназа и др.)- Медь играет большую роль а в белковом обмене,
Слайд 25Цинк. Цинк входит в состав важного фермента —карбоан-гидразы. Кроме того, цинк
участвует в синтезе аминокислоты триптофана, являющегося предшественником ростовых веществ (ауксинов) в растении.
Слайд 26Симптомы недостатка цинка:
Мелкие, сморщенные, узкие листья. Крапчатые из-за межжилкового хлороза. Побеги
тонкие, короткие, ломкие. Характерна "розеточность". Ветки с короткими междоузлиями. Плоды мелкие, уродливые, с толстой кожурой. У косточковых пород в мякоти плодов появляются бурые пятна. Для предупреждения дефицита цинка в саду в междурядьях выращивают люцерну. Недостаток цинка может проявиться на богатых азотом почвах.
Слайд 27Марганец. Он очень важен для растения, так как катализирует реакции арбоксилирования
и играет важную роль в фотосинтезе и дыхании. Органические и неорганические соединения марганца встречаются во всех частях растения. Преимущественно он скапливается в листьях и в точках роста — в молодой растущей ткани, где наблюдается наибольшая физиологическая активность. Хотя марганец не входит в молекулу окислительных ферментов, его наличие способствует окислительным превращениям.
Слайд 28Молибден. Молибден необходим растениям в чрезвычайно малых количествах. Он катализирует процессы
восстановления нитратов и синтеза белковых веществ.
Слайд 29Дефицит молибдена отмечается у цветной капусты на кислых песчаных (реже глинистых)
почвах, особенно, если применяют физиологически кислыми удобрениями. Симптомы голодания проявляются в отмирании точки роста. Недостатку молибдена способствуют заболоченные почвы, холодный или сухой период, избыток азота. У растений не доразвиваются листовые пластинки, головка цветной капусты практически не завязывается. Старые листья приобретают хлоротичную окраску.
Слайд 30механизм поступления ионов в клетку. Роль клеточной оболочки. Транспорт ионов через
мембраны пассивный и активный
Все неорганические питательные вещества поглощаются в форме ионов, содержащихся в водных растворах. Поглощение ионов клеткой начинается с их взаимодействия с клеточной стенкой. Ионы могут частично локализоваться в межмицеллярных и межфибриллярных промежутках клеточной стенки, фиксироваться в клеточной стенке электрическими зарядами. Объем клетки, доступный для свободной диффузии ионов, получил название свободного пространства. Свободное пространство включает межклетники, клеточные стенки и промежутки, которые могут возникать между клеточной стенкой и плазмалеммой
Слайд 31Электрический потенциал на мембране — трансмембранный потенциал может возникнуть по следующим
причинам: 1) если поступление ионов идет по градиенту концентрации, но благодаря разной проницаемости мембраны с большей скоростью поступают катионы, чем анионы. В силу этого на мембране возникает разность электрических потенциалов, что приводит к диффузии противоположно заряженного иона; 2) при наличии на внутренней стороне мембраны белков, фиксирующих определенные ионы; 3) в результате активного транспорта либо катиона, либо аниона, в этом случае противоположно заряженный ион может передвигаться пассивно по градиенту электрического потенциала.
Слайд 32Активный транспорт — это транспорт, идущий против электрохимического градиента с затратой
энергии, выделяющейся в процессе метаболизма. В определенных пределах с повышением температуры скорость активного поглощения веществ возрастает. Под влиянием дыхательных ядов (цианистый калий, окись углерода, и ингибиторов дыхания (2,4-динитрофенол, азид натрия)) транспорт ионов ингибируется. А увеличение содержания АТФ усиливает процесс поглощения. Активный транспорт ионов через мембрану осуществляется с помощью переносчиков. Ион реагирует со своим переносчиком на поверхности плазмалеммы. Комплекс переносчика с ионом подвижен в самой мембране и передвигается к ее внутренней стороне. Здесь комплекс распадается и ион освобождается во внутреннюю среду, а переносчик передвигается к внешней стороне мембраны.
Слайд 33Корень как орган поглощения минеральных элементов
Сформировавшаяся корневая система — сложный специализированный
орган. Основной зоной поглощения питательных веществ, снабжающей и надземные органы растения, является зона растяжения клеток и зона корневых волосков. Подсчеты показывают, что на 1 мм2 поверхности корня развивается от 200 до 400 корневых волосков. Таким образом, корневые волоски увеличивают поверхность корня в сотни раз. Они обладают и повышенной способностью к поглощению
Слайд 34Физиологические основы применения удобрений
Рациональное внесение питательных веществ в виде удобрений —
мощный фактор повышения урожайности растений. Особое значение это приобретает при развитии интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Однако необходимо учитывать, что завышенные дозы удобрений представляют не только бесполезную их трату, но могут привести к ряду весьма вредных последствий. Прежде всего, это может создать повышенную концентрацию почвенного раствора. Большинство культурных растений чувствительны к этому показателю. Повышение содержания какой-либо питательной соли может оказать непосредственное токсическое действие на растительный организм. Наконец, повышенное содержание солей в растении может ухудшать качество сельскохозяйственной продукции. Для установления обоснованных норм удобрений необходимо учитывать наличие питательных веществ в почве, потребности данного растения и свойства вносимых удобрений.
ЦОР