Слайд 1Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Учитель биологии и химии Кукарева З.В.
Слайд 2Цель урока
Выявить общие закономерности развития организмов на примере эмбрионов хордовых;
Уметь формулировать
закон зародышевого сходства и биогенетический закон;
Объяснять термины «онтогенез», «филогенез», «эмбриональная дивергенция»;
Объяснять сходство строения эмбрионов современных животных с их далекими предками.
Слайд 3Зародышевое сходство
Сравните эмбрионы различных позвоночных.
Какую здесь можно выявить закономерность?
О чем говорит
сходство зародышей у различных позвоночных животных?
Слайд 4Закон зародышевого сходства
«Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное
общее сходство в пределах типа»
Сходство зародышей свидетельствует об общности их происхождения.
К.М.Бэр
( 1792-1876)
Слайд 6Зародышевое сходство
Зародыши различных позвоночных на раннем этапе развития имеют червеобразную форму,
жаберные щели, хорду, нервную трубку, один круг кровообращения,
При дальнейшем развитии в строении зародышей проявляются признаки класса, затем отрядов, затем семейств, затем рода , вида и индивидуальные признаки.
Такое явление получило название эмбриональной дивергенции.
Эмбриональная дивергенция отражает эволюцию систематических групп животных
Слайд 8
Общие закономерности развития зародышей организма
Отличительные признаки организма создаются в ходе развития
зародыша постепенно и в строгой последовательности
Общность строения различных организмов проявляется на ранних стадиях развития их зародышей
Видовые различия проявляются на поздних стадиях развития зародышей
Слайд 9Важная информация!
Изучение эмбрионов и их изменчивости показало, что изменчивы все
стадии развития.
Мутации изменяют строение и обмен веществ эмбрионов на самых ранних стадиях развития, затрагивают жизненно важные части организма, что приводит к недоразвитию и гибели особи.
Изменения на более поздних стадиях касаются менее значимых органов и могут быть даже благоприятны для организма.
Эволюционные изменения в строении организмов далеких предков проявляются в эмбриональном развитии современных животных.
Слайд 10Доказательства родства
Стадии зиготы, которую проходят все организмы, соответствуют филогенетической стадии первобытной
амебы.
У всех позвоночных закладывается хорда, которая позже заменяется позвоночником. У дальних предков (судя по ланцетнику) хорда сохранялась всю жизнь.
Жаберные щели появляются в глотке эмбрионов птиц, млекопитающих, в том числе и человека, что свидетельствует об их происхождении от рыбообразных предков, дышащих жабрами.
На ранних этапах развития сердце эмбриона человека схоже с сердцем рыб: имеет одно предсердие и один желудочек, один круг кровообращения.
У беззубых китов в эмбриональный период появляются зубы, которые не прорезываются, а рассасываются.
Названные примеры указывают на глубокую связь между индивидуальным развитием и их историческим развитием.
Слайд 11Словарик
Онтогенез – это индивидуальное развитие организма с момента оплодотворения яйцеклетки и
образования зиготы до гибели организма.
Филогенез - историческое развитие организма, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением форм жизни.
Слайд 13Биогенетический закон
Онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического
развития) вида, к которому относится эта особь.
(1834-1919)
Слайд 14Геккель сформулировал биогенетический закон в 1866 году, используя представления Ч.Дарвина и
закон зародышевого сходства, сформулированный К.Бэром
Слайд 15
Н.Г.Северцев установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков,
а их зародышей.
(1866-1936)
Слайд 16Первичное закрепление знаний
1) Приведите примеры сходства строения у зародышей разных классов
позвоночных животных.
2) Что такое эмбриональная дивергенция?
3) Объясните сходство строения у эмбрионов современных животных с их дальними предками.
4) В чем суть биогенетического закона Мюллера-Геккеля?
Слайд 19Выходной контроль
1.Закон зародышевого сходства вывел:
А) Г.Мендель
Б) К.М.Бэр
В) К.Линней Г) Ч.Дарвин
2. Согласно закону зародышевого сходства:
А) в онтогенезе животных первыми выявляются признаки рода и вида;
Б) в онтогенезе первыми выявляются признаки особи;
В) в онтогенезе первыми выявляются признаки отряда и семейства;
Г) в онтогенезе первыми выявляются признаки типа и класса.
3. Закон Бэра это:
А) закон единства организма и среды;
Б) закон эмбриональной дивергенции;
В) закон зародышевого сходства;
Г) закон чистоты гамет.
Слайд 20Выходной контроль
4. Биогенетический закон сформулировал:
А) Ч.Дарвин
Б) Ф.Мюллер
В) К.М.Бэр Г) Э. Геккель
5. Согласно эмбриональной дивергенции:
А) из однородного развивается различное;
Б) из гетерогенного развивается гомогенное;
В) из однородного развивается однородное;
Г) из различного развивается однородное.
6. Согласно биогенетическому закону:
А) филогенез является повторением онтогенеза;
Б) онтогенез является повторением филогенеза;
В) индивидуальное развитие не повторяет этапы эволюции;
Г) индивидуальное развитие организма отлично от других особей.
Слайд 21Выходной контроль
7. Стадия зиготы, которую проходят все организмы, соответствует:
А)
филогенетической стадии ланцетника;
Б) филогенетической стадии амфибии;
В) филогенетической стадии первобытной амебы;
Г) филогенетической стадии птицы.
8. У позвоночных:
А) на стадии эмбрионального развития формируется позвоночник;
Б) хорда сохраняется всю жизнь;
В) хорда со временем заменяется позвоночником;
Г) жаберные щели служат органами дыханиями на протяжении всей жизни.
Слайд 22Выходной контроль
9. Хорда сохраняется всю жизнь:
А) у птиц
Б) у рыб
В) у амфибий Г) у ланцетников
10. На ранних этапах развития сердце у эмбриона человека:
А) отсутствует Б) четырехкамерное
В) двухкамерное Г) однокамерное
Слайд 23Проверка выходного контроля
1) Б
6) Б
2) Г 7) В
3) Б 8) В
4) Г 9) Г
5) А 10) В
Критерии выставления оценок
10 правильных ответов – оценка «5»
8-9 правильных ответов – оценка «4»
5-7 правильных ответов – оценка «3»
Меньше 5 правильных ответов – оценка «2»
Слайд 25Домашнее задание
Повторить § 10-13
Используя дополнительные источник, заполнить таблицу
Слайд 26Факторы, оказывающие негативное влияние на развитие зародыша человека
Слайд 27
Спасибо за урок!
До новых встреч!