Слайд 2Раскрыть сущность мутационной изменчивости.
Образовательные: на основе знаний учащихся определить особенности наследственной
изменчивости, формировать умения по выявлению мутагенных факторов в окружающей среде, углубить знания о сущности процессов, происходящих при мутационной изменчивости.
Развивающие: развивать умение выступать перед аудиторией, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать понимание необходимости исследования своей родословной с целью предотвращения заболеваний в случае существования предрасположенности к ним.
Цель урока
Задачи урока
Слайд 3Узнать о видах наследственной изменчивости, причинах возникновения мутаций их материальной основе;
Определить
значение мутаций для эволюции, селекции и медицины.
Понять, как можно избежать возникновения мутаций.
Слайд 4Понятие «Мутация»
Основные положения мутационной теории
Классификация мутаций
Факторы возникновения мутаций – мутагены. Их
классификация
Проблемы биобезопасности
Значение мутаций
Слайд 5- Какое свойство живых организмов даёт возможность приобретать им новые свойства
и признаки?
- Какие формы изменчивости вам известны?
- Чем отличаются эти формы изменчивости?
Слайд 8- Каковы последствия мутаций?
- Не подвергает ли человечество себя серьёзному
риску непредвиденных генетических изменений?
-Можем ли мы снизить вероятность появления мутаций?
Слайд 9
- (от лат. «mutatio» - изменение, перемена) - внезапно возникающие стойкие
изменения генотипа, передающиеся по наследству.
Процесс возникновения мутаций называют мутагенез, организмы, у которых произошли мутации, – мутантами, а факторы среды, вызывающие появление мутаций, – мутагенами.
Слайд 10Основные положения мутационной теории:
1. Мутации возникают внезапно, скачкообразно
2. Мутации наследуются, то
есть передаются из поколения в поколение
3. Мутации не направлены: мутировать может ген в любом локусе (участке), вызывая изменения как незначительных, так и жизненно важных признаков.
4. Сходные мутации могут возникать повторно.
5. Мутации по характеру проявления могут быть доминантными и рецессивными.
6. Мутации носят индивидуальный характер.
Гуго Мари
де Фриз
1848-1935
Слайд 13Геномные -
приводят к изменению
числа хромосом
Генные -
связаны с изменением
последовательности
нуклеотидов молекулы
ДНК
Хромосомные -
связаны с изменением
структуры хромосом
Цитоплазматические -
результат изменения
ДНК клеточных
органоидов –
пластид, митохондрий
Слайд 15 - изменения нуклеотидной последовательности молекулы ДНК в определенном участке
хромосомы. Генные мутации выражаются в выпадении, добавлении или перестановке нуклеотидов в гене.
Слайд 21- изменение числа хромосом за счет добавления или потери отдельных хромосом
(2n+1, 2n+2, 2n -1, 2n – 2 …)
Слайд 22Наиболее часто встречающаяся болезнь, трисомия-21 , клинически была описана в 1866
г. английским педиатром Л.Дауном
По его имени и названа эта болезнь - синдром (или болезнь) Дауна
Джон Лэнгдон Хэйдон Даун
1828 - 1896
Слайд 23Основные проявления: умственная отсталость, своеобразный внешний облик больного и врожденные пороки
развития. Одна из наиболее распространенных хромосомных болезней, встречается в среднем с частотой 1 на 700 новорожденных.
Слайд 24У мальчиков и девочек болезнь встречается одинаково часто.
Дети с синдромом
Дауна чаще рождаются у пожилых родителей.
Если возраст матери 35 - 46 лет, то вероятность рождения больного ребенка возрастает до 4,1 %, с возрастом матери риск увеличивается.
Возможность возникновения повторного случая заболевания в семье с трисомией 21 составляет 1 - 2 %.
Слайд 25 Пример: соматические мутации, вызванные у растений ионизирующей радиацией (рентгеновские
или гамма-лучи): появление белой окраски в красных цветках табака (1) и двух сортов львиного зева (2 и 3); на рис. 3 (слева) — нормальный цветок, справа — мутировавший после облучения.
Слайд 26Соматические
Генеративные
Доминантные
Рецессивные
Летальные
Полулетальные
Повышающие жизнеспособность
Полезные
Вредные
Слайд 27
Распределите понятия по данным факторам:
радиоактивное излучение, ГМО,
соли тяжелых металлов, температура, лекарства, вирусы, аналоги азотистых оснований, бактерии, пищевые консерванты, рентгеновские лучи, кофеин, формальдегид, стрессы.
Слайд 28Мутагены
Физические
химические
биологические
Радиоактивные излучения, рентгеновские лучи, температуры и т.п.
Пероксиды,
соли тяжелых металлов, иприт, кофеин, формальдегид, колхицин, некоторые компоненты табака, гербициды, пестициды, и т.д.
ГМО, старение, стрессы, нарушения метаболизма, вирусы, вакцины
Слайд 30Расшифровывается ГМО — генно-модифицированные организмы, это живые организмы, созданные при помощи генной
инженерии. Данные технологии очень широко применяются в сельском хозяйстве, потому что растения, выращенные при помощи генной инженерии, устойчивы к вредителям и имеют повышенную урожайность.
Слайд 31Генетически модифицированные организмы - это организмы в генетический код которых при
помощи генной инженерии внедрены чужеродные гены. Например, в ген картофеля добавляют ген скорпиона - его не едят никакие насекомые! Или в помидоры внедрили ген полярной камбалы - они перестали боятся морозов! Можно выращивать хоть в условиях крайнего Севера!
Слайд 32Нарушение стабильности генома или встроенного в него чужеродного фрагмента ДНК
Проявление аллергических
или токсических эффектов чужеродного белка
Изменение «работы» генетического аппарата и клеточного метаболизма с непредсказуемыми биологическими последствиями
Слайд 33
1 Шоколад Snickers
2 McDonald's (Макдональдс) сеть "ресторанов" быстрого питания
3
Детское питание Nestle
4 Pepci-Со Pepsi
5 Mars M&M
6 Йогурты, кефир, сыр, детское питание Denon
7 Кетчупы, соусы. Heinz Foods (Хайенц Фудс)
8 Cadbury (Кэдбери) шоколад, какао
9 Продукция Ferrero
10 шоколад, чипсы, кофе, детское питание Kraft (Крафт)
11 Шоколадный напиток Nestle Nesquik
12 Безалкогольный напиток Соса-Соla "Кока-Кола"
13 "Спрайт", "Фанта", тоник "Кинли", "Фруктайм"
Слайд 3414 Чай Lipton
15 "7-Up", "Фиеста", "Маунтин Дью"
16 Сухие завтраки
Kellogg's
17 Соусы Knorr
18 Печенье Parmalat
19 Приправы, майонезы, соусы Hellman's
20 Приправы, майонезы, соусы Heinz
21 Рис Uncle Bens Mars
24 Abbot Labs Similac
25 Шоколад Twix
26 Супы Campbell
27 Nestle шоколад "Нестле", "Россия"
28 Продукция Milky Way
29 детское питание, продукты "Делми" Unilever (Юнилевер)
Слайд 35Вопросы использования и контроля за ГМО затрагивают права граждан на получение
своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, рисках и угрозах для здоровья, а широкомасштабное неконтролируемое распространение на пищевом рынке России ГМ продуктов питания может негативно отразиться на здоровье населения и будущем нации.
Слайд 36 «Население России необходимо шире информировать о вреде генетически модифицированных (ГМ)
продуктов. Чем больше вы будете говорить об этой проблеме, тем лучше для граждан и сельхозпроизводителей», – считает Владимир Путин. "Надо использовать европейский опыт, где работа в этом направлении сводится к тому, чтобы как можно больше улучшить информирование населения о вреде таких продуктов", – подчеркнул он.
Слайд 37Генный инженер, создавая ГМО, нарушает один из основных запретов эволюции –
запрет на обмен генетической информацией между далеко отстоящими видами (например, между растениями и человеком, между растением и рыбой или медузой).
Слайд 38Мутации часто вредны, так как меняют приспособительные признаки организмов, вызывают врожденные
заболевания у человека и животных, часто несовместимые с жизнью. Однако именно мутации создают резерв наследственной изменчивости и играют важную роль в эволюции.
Слайд 39
1. У одного котенка возникла мутация в хромосомах половых клеток, а
у другого - в аутосомах. Как повлияют эти мутации на каждый организм? В каком случае мутация проявится у котенка фенотипически?
Слайд 40
2. Особенности строения и жизнедеятельности любого организма определяют белки,
входящие в состав клетки. Почему же считают, что формирование признаков организма происходит под воздействием генов? В чем проявляется связь между генами, белками и признаками организма?
Слайд 41
Безусловно, ДА!
Необходимо знать свои особенности, знать, что может
вызвать генетические нарушения еще не родившегося ребенка… Вероятность трагедии можно снизить. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - пути снижения этого риска.
Слайд 44§ 47, 48 ответить на вопросы в конце параграфов;
Выучить мутационную теорию
наизусть;
Ответить письменно на вопрос: Что имеют общего и чем отличаются комбинативная и мутационная изменчивость?
Слайд 46http://soldmaral.ucoz.ru/load/shablony_prezentacij/biologija/71
http://images.yandex
http://www.biosafety.ru/index.php?idp=23&idn=213.ru/yandsearch?text
http://kak-zdorovo.com/gmo/chto-takoe-gmo-v-produktax-pitaniya-2
http://runa.pro/doc/gmo/putin-prizval-irmirovat-o-vrede-transgennyx-produktov.html
http://www.profistart.ru/ps/blog/2198.html