Слайд 2Цели урока:
- повторить, закрепить и расширить знания о признаках класса паукообразных
на примере паука-крестовика, показать его особенности , связанные с жизнью на суше;
- продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом;
- раскрыть многообразие паукообразных, их значение в природе и роль в жизни человека.
Слайд 3Задачи урока:
- познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных как первых
наземных животных;
- выявить черты усложнения организации в связи с выходом на сушу;
- рассмотреть многообразие представителей паукообразных;
- продолжить формирование умений составлять сравнительные таблицы, решать проблемные вопросы, обобщать.
Слайд 4Вопросы для обсуждения домашнего задания.
1. Какие общие черты строения имеются у
кольчатых червей и ракообразных?
2. По каким признакам животных объединяют в тип Членистоногие?
3. Назовите причины, ведущие к сокращению численности ракообразных. Каковы последствия этого явления?
4. Какие меры вы могли бы рекомендовать для предотвращения падения численности ракообразных?
5. Перечислите ракообразных, используемых человеком. Укажите их практическое значение.
Слайд 5Опрос домашнего задания по карточкам (устно и письменно).
Карточка № 1
• Допишите
предложения.
Тип Членистоногие включает в себя свыше ___ видов. Это животные с _____ симметрией. Тело их (в большинстве случаев) состоит из _____ , _____. Оно покрыто ___________ кутикулой.
Первые членистоногие возникли в _____ и произошли от древних свободноживущих _____.
• Заполните таблицу:
Приспособленность членистоногих к жизни в различных средах
Слайд 6
Карточка №2
• Дополните схему. Запишите систематические группы типа, приведите примеры членистоногих.
Приведите
примеры и закончите схему.
Слайд 7
Карточка №3
Рассмотрите рисунок.
Как изменение численности дафний и циклопов может сказаться на
численности и темпе роста рыб, живущих в этом водоеме, что влияет на численность этих мелких рачков?
Слайд 8Карточка №4
• Установите по рисункам, какие части и отдельные органы речного
рака и креветки обозначены цифрами 1—7.
Рис. 1 - речной рак; 2 - краб потамон; 3 - лангуст.
• Сравните между собой представителей десятиногих раков. Установите, какие признаки сходства имеются в их строении. Какие различия можно отметить в строении изображенных животных?
Слайд 9Карточка №5
Рис. 1 -дафния; 2 - циклоп; 3 - мокрица; 4
- водяной ослик.
• Сравните с десятиногими раками изображенных на рисунке пресноводных и наземных рачков. Установите, какие общие признаки можно выделить в строении ракообразных.
Слайд 10• Выберите правильный ответ.
Тестовая работа предлагается на листах на парты и
вариант на интерактивную доску в увеличенном виде.
Слайд 12Класс объединяет свыше 36 тыс. видов. Орудия для размельчения и раздавливания
пищи - хелицеры. Вторая пара конечностей - педипальпы служат для захвата и удержания добычи. Паукообразные имеют четыре пары ходильных конечностей и дышат легкими или при помощи трахей.
Слайд 14Строение паукообразных.
Тело паукообразных состоит из головогруди и брюшка.
Слайд 15Головогрудь несет шесть пар конечностей. Остальные четыре пары головогрудных конечностей состоят
из 6-7 члеников, заканчиваются коготками и используются для передвижения.
Слайд 16Нервная система
Надглоточный нервный узел, связан с органами чувств. Головной мозг;
брюшная нервная цепочка образована крупными нервными узлами.
Слайд 17Органы чувств.
Органы зрения представлены простыми глазами. Обычно их бывает несколько
- 12, 8, 6, реже 2.
У скорпионов, например, имеется пара срединных более крупных глаз и 2-5 пар боковых.
У пауков чаще всего 8 глаз.
Слайд 18Кровеносная система
незамкнутая, представлена мешковидным сердцем, от которого отходит несколько сосудов,
открывающихся в полость тела.
Слайд 19Органы дыхания
легочные мешки, у других - трахеи, у третьих -
легкие и трахеи одновременно.
У некоторых мелких паукообразных, в том числе у части клещей, газообмен совершается через тонкие покровы тела.
Слайд 20Пищеварительная система
глотка; пара небольших слюнных желез. пищеварение у пауков наружное
- внеполостное.
Слайд 21Выделительная система
пара ветвящихся мальпигиевых сосудов - трубчатых канальцев, являющихся слепыми
выростами кишечника.
Слайд 22Размножение и развитие.
Раздельнополы. Внутреннее оплодотворение. Большинство из них откладывает крупные,
богатые желтком, защищенные паутинным коконом яйца. В коконе происходит эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие у всех паукообразных, за исключением клещей, прямое - без образования личинки. У многих скорпионов и у некоторых клещей наблюдается живорождение.
Слайд 24Многообразие паукообразных. Класс паукообразных подразделяют на ряд отрядов (Скорпионы, Пауки и
Клещи).
Слайд 25Скорпионы
Для скорпионов характерны педипальпы в виде клешней и членистый задний отдел
брюшка, который кончается парой ядовитых желез с жалом.
Слайд 26Пауки
Тело делится на головогрудь и нечленистое брюшко. Хелицеры снабжены ядовитыми железами,
а на конце брюшка расположены паутинные бородавки - видоизмененные брюшные ножки, в которых открываются протоки паутинных желез.
Слайд 27Паутина - это затвердевающий на воздухе секрет желез, состоящий в основном
из белка, близкого к шелку, но значительно более прочного.
Слайд 29
Клещи.
У представителей этого отряда головогрудь и брюшко сливаются в мешковидное
тело; хелицеры и педипальпы превращаются в колюще-сосущий хоботок.
Слайд 32Закрепление материала.
Рис. Паук-крестовик, каракурт, тарантул.
• Рассмотрите рисунок паука-крестовика и установите
с помощью текста учебника, что обозначено цифрами 1-4. Сравните между собой изображенных пауков. Чем сходны они между собой, и каковы особенности каждого из них?
Слайд 33
• Опишите по рисунку ловчую сеть паука. Как использует ее паук
в своей жизни? Рассмотрите рисунки с изображением лапки и брюшка паука, установите, какие особенности строения связаны с приспособлением к постройке ловчей сети.
Рис. Ловчая сеть паука-крестовика (слева); лапка паука и паутинные бородавки (вверху справа); схема внутреннего строения паука: 1 - рот и пищевод; 2 - ядовитая железа; 3 - желудок; 4 - кишка; 5 - анальное отверстие; 6 - выросты кишечника; 7 - головной мои; 8 - сердце; 9 - трахеи; 10 - легочный мешок; 11 - яичник; 12 - паутинные бородавки
Слайд 34• Рассмотрите схему внутреннего строения паука. Установите, чем по внутреннему строению
паук сходен с речным раком. Каковы отличия в строении паука-крестовика и речного рака?
• Ответьте на вопрос.
Наблюдение за поведением паука показывает, что он выскакивает из своего укрытия и стремительно направляется к мухе, попавшей в паутину, только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает малая муха, то паук не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?
Слайд 35• Приведите примеры паукообразных, опасных для человека. Для человека опасны __________.
•
Составьте 2 цепи питания, одним звеном в которых являются пауки и клещи.
• Определите, какой из предлагаемых ответов правильный. Индекс правильного ответа обведите кружочком.
Яд у паука находится в:
а) конечностях;
б) ногощупальцах;
в) паутинных бородавках;
г) хвосте.
Слайд 36• Установите по рисункам, почему этих животных относят к паукообразным, а
не к ракообразным. Установите, каковы особенности внешнего строения клещей по сравнению с пауками.
Рис. Лжескорпион- 1, скорпион-2
Слайд 37• Расскажите с помощью рисунка о жизни изображенных паразитических клещей.
Рис. Клещи:
1
(а и б) - собачий клеш, голодный и напившийся крови; 2 - красный плодовый клещ; 3 - чесоточный зудень (За - зудень в коже человека); 4 - таежный клещ; 5 - железничный клещ и клещи в железнице.
Слайд 38Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера
правильных суждений (текст прилагается).
• Выберите правильный ответ.
1. Паукообразные дышат при помощи:
а) только трахей;
б) легочных мешков и трахей;
в) только легочных мешков.
2. Развитие ракообразных протекает:
а) с превращением, есть личиночные стадии;
б) у одних видов с превращением, у других без превращения;
в) развитие прямое, протекает без превращения.
3. Развитие паукообразных протекает:
а) с превращением у всех видов;
б) у части видов с превращением;
в) развитие прямое, протекает без превращения.
Слайд 39Домашнее задание:
§ 25, вопросы после параграфа, термины.
Выпишите в тетрадь названия
паукообразных, а рядом с ними соответствующее им описание. Знать признаки паукообразных, отряда клещей.
Решите кроссворд «Ракообразные и паукообразные»