Слайд 1Автор: Якименко Алена
9класс МБОУ СОШ №7
г. Мичуринск
Поглядишь, как несмешно разрастается зло
–
Слава богу, мы смертны,
не увидим всего.
Поглядишь, как несмелы
табунки васильков –
Слава богу, мы смертны,
не испортим всего.
Определение рекреационной дегрессии
леса
Слайд 3Гипотеза
“Человек становится геологической силой, способной изменить мир Земли.”
В.И.Вернадский
Слайд 4Цель работы
Определить стадию рекреационной дегрессии Панского леса города Мичуринска
Слайд 5Ход исследования
Изучили особенности расположения леса
Проанализировали растительное сообщество
Нашли информацию о стадиях перерождения
леса под воздействием антропогенной нагрузки
Определили рекреационную дегрессию леса
Слайд 6Результаты исследования
Панский лес находится на окраине города Мичуринска на берегу реки
Лесной Воронеж.
В любое время года это место отдыха большинства горожан, не имеющих возможность выехать за город. Особенно там многолюдно в тёплый период.
Привет тебе, приют покоя и свободы,
Родного города неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Слайд 7Результаты исследования
Это типичная дубрава. Возраст около 60 лет. Здесь господствует дуб
со своими спутниками: липа, ясень обыкновенный, клён остролистный.
Подлесок густой из лещины, бересклета бородавчатого, жимолости лесной, шиповника коричного.
Напочвенный покров густой и высокий, из следующих растений: сныть, звездчатка дубравная, будра плющелистная, ландыш майский, медуница неясная, майник двулистный, копытень европейский, пролеска лесная.
Слайд 8Результаты исследования
Вытаптывание приводит к определённым, порой не обратимым изменениям в жизни
леса. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу. Вытоптанная трава – значит, резко уменьшилось количество насекомых. Если на лесной поляне появились ромашка, мятлик, овсяница, тысячелистник, значит, почва уплотнилась в 3 – 4 раза по сравнению с нетоптаным (нетронутым) лесом. Когда же она уплотняется в 6 раз (это уплотнение грунтовой дороги), не выдерживают даже луговые травы. Они прижимаются к стволам деревьев, а на открытых местах их занимают самые жизнеспособные: подорожник, лапчатка – гусиная лапка, птичья гречишка. Это всё, что осталось от бесконечного многообразия травянистых растений.
Слайд 9Результаты исследования
Учёные выделяют пять стадий перерождения леса под воздействием антропогенной нагрузки,
называемых рекреационной регрессией.
Деятельность человека не внесла в лесное сообщество сколько – нибудь существенных изменений.(0 – 2 балла)
Появилась редкая сеть тропинок среди травянистых растений, стали попадаться светолюбивые виды, начала разрушаться подстилка.(3 – 4 балла)
Тропиночная сеть уже сравнительно гуще, светолюбивые виды преобладают в травяном покрове, начинаются появляться луговых травы, мощность подстилки уменьшается.(5 – 6 баллов)
Тропинки густо опутывают лес. В травянистом покрове количество видов незначительно. Молодого подростка (до 5 – 7 лет) практически нет, подстилка встречается лишь у стволов деревьев.(7 – 8 баллов)
Полное отсутствие подстилки. На плотной вытоптанной земле под редкими деревьями встречаются отдельные экземпляры сорных и однолетних трав. На наклонных участках формы линейной эрозии – борозды, овраги. На лёгких (супесчаных почвах) меньше поддающихся уплотнению по сравнению с тяжёлыми почвами (суглинистыми и глинистыми), в результате плоскостной эрозии смывается верхний слой – перегной.(9 – 10 баллов)
Слайд 11Результаты исследования
В ходе исследования установлено, что Панский лес города Мичуринска находится
на третьей стадии рекреационной дегрессии.
Слайд 13Гипотеза подтвердилась
Антропогенный фактор оказывает прямое воздействие на окружающую среду и живые
организмы.
Слайд 14Вывод
“Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни”. А.Гумбольдт.
Природа –
это и среда обитания людей, и кладовая жизненно необходимых ресурсов, и мастерская, в которой они трудятся, и источник здоровья и вдохновения. Не вредить, а дружить надо с природой! Не брать сколько хочешь, а сколько она может дать! Убьёшь природу, убьёшь себя!
Слайд 15Информационные ресурсы
Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: методическое пособие.
– М.: ТЦ Сфера,2005.
Кузьмина М.Н., Рыжков И.Н.Типы городской застройки // Биология в школе. 1995.№2.
И.Ф.Ишкина. – Волгоград: Учитель – АСТ,2003. Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология.10 – 11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина “Общая биология” / Под ред. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2001.
Общая биология: учеб. Для 10 – 11 кл.общеобразоват. учреждений / Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др., Под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2003.