Слайд 1Актуализация опорных знаний
Проверка Д/З
Слайд 2Проверочный тест по теме « Ланцетник»
Вариант 1(Выберите один правильный ответ .Один
правильный ответ – 1 балл.)
1.У хордовых животных в отличие от беспозвоночных есть:
а) кровеносная система;
б) нервная система;
в) внутренний скелет;
г) вторичная полость тела.
2. Тело хордовых обладает симметрией:
а) лучевой;
б) двусторонней;
в) спиральной;
г) всё перечисленное.
3. Ланцетник относится к:
а) позвоночным;
б) бесчерепным;
в) беспозвоночным.
4. Кровеносная система у хордовых:
а) замкнутая;
б) незамкнутая;
в) обоих типов;
г) отсутствует.
5. Сердце у ланцетника:
а) однокамерное;
б) двухкамерное;
в) отсутствует;
г) трёхкамерное.
6. Жаберные щели ланцетника расположены в:
а) коже;
б) заднем отделе кишечника;
в) переднем отделе кишечника.
7. Жабры у ланцетника представляют собой:
а) складки в ротовой полости;
б) видоизменённые конечности;
в) отверстия в глотке;
г) производные плавников.
8. В состав пищеварительной системы ланцетника не входит:
а) ротовые щупальца;
б) глотка;
в) желудок;
г) печёночный вырост.
9. Опорно-двигательная система ланцетника представлена:
а) позвоночником;
б) хордой;
в) кожно- мускульным мешком;
г) гидроскелет.
10. Нервная трубка у ланцетника расположена:
а) в спинной части тела, под хордой;
б) в спинной части тела, над хордой;
в) в брюшной части тела, под хордой;
г) в брюшной части тела, над хордой.
11. Для хордовых не характерно:
а) закладка нервной системы в виде нервной трубки;
б) лучевая симметрия;
в) закладка внутреннего скелета в виде в виде хорды;
г) закладка в стенках глотки жаберных щелей.
12. Ланцетник проводит большую часть времени:
а) в толще воды;
б) среди водорослей;
в) в песке на дне моря;
г) в подводных пещерах.
Слайд 3
Ответы к тесту.
Вариант1.
1 – в, 2 – б, 3
– б, 4 – в, 5 – в, 6 – в, 7 – в, 8 –в, 9 –б, 10 – б, 11 – б,12 – в.
Ответ к карточке (А.А. Ремизова. Раздаточные карточки по зоологии .стр.15, задание №1, №2).
Вариант 2.
Ланцетник обитает в морях, на небольших глубинах. Тело ланцетника длиной до 8 см. Задней частью тела животное зарывается в песок, оставляя над поверхностью передний конец тела с венчиком щупалец, окружающих предротовую воронку. Тело этих полупрозрачных животных стиснуто с боков и заострено на переднем и заднем концах. Покровы на спинной и брюшной стороне образуют складки. На задней части тела они сливаются в ланцетовидный хвостовой плавник, откуда и происходит название этих животных. Ланцетники – фильтраторы, питающиеся микроскопическими организмами, взвешенными в воде.
1 – хорда(опорно- двигательная функция), 2 – нервная трубка (проведение нервных импульсов, регуляторная функция), 3 – кишечник(процессы пищеварения), 4 – жаберные щели(происходит газообмен).
Слайд 4
Мотивация учебной деятельности.
Проблемный вопрос
Акулы бывают довольно опасными для человека. Как вы
думает, надо ли их охранять?
Слайд 5 Цель:
ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями отрядов акул,
скатов, химерообразных; показать их значение в природе и жизни человека.
Тема урока:
Слайд 7
Этот страшный белый хищник
В океане пищу ищет.
Ноздри
чуткие на рыле:
Кровь почует и за милю.
Возле жертвы рядом кружит,
А круги все уже, уже.
Задирает нос … О боже!
Челюсть на капкан похожа!
Зубы острые сомкнула.
Так охотится …
Слайд 9
Особенности строения хрящевых рыб
хрящевой скелет
хвостовой и парные брюшные и грудные
плавники, парные плавники расположены горизонтально
челюсти с зубами, покрытыми эмалью
жаберных крышек нет
отсутствует плавательный пузырь, вынуждены постоянно двигаться, чтобы не утонуть.
плакоидная чешуя
Слайд 10Происхождение
Слева одна из панцирных рыб – ботриолепис.
Справа челюсти ископаемой акулы-кархарадона
Слайд 11Акулы распространены очень широко: обитают в прибрежных и открытых водах, некоторые
в реках (например, в Амазонке, Ганге). Большинство акул живородящие, некоторые откладывают яйца. Почти все акулы - хищники. Питаются рыбами, донными беспозвоночными, иглокожими, моллюсками, червями.
Слайд 13Строение акулы
Дыхательная система начинается с 5–7 пар жаберных щелей.
В кишечнике
по всей его длине тянется спиральный клапан, увеличивающий всасывающую поверхность.
Артериальный конус двухкамерного сердца способен к самостоятельному сокращению и даёт дополнительный импульс крови.
Органы чувств представлены органами обоняния, зрения, осязания (боковая линия)
Оплодотворение почти у всех хрящевых рыб внутреннее.
У многих из них есть клоака.
Хрящевые рыбы живородящи или откладывают яйца.
Слайд 14Верхний ряд, слева направо: китовая акула, акула-нянька, гигантская акула
Нижний ряд –
белая акула-людоед, атлантическая серо-голубая акула (мако), обыкновенная морская лисица
Слайд 15
Верхний ряд – слева направо: гигантская акула-молот, тигровая акула, рифовая акула.
Нижний ряд – слева направо: американская кунья акула, леопардовая акула, звёздчатая кошачья акула
Слайд 16Верхний ряд, слева направо: чёрная пилозубая акула, обыкновенный катран, полярная акула.
Нижний ряд, слева направо: австралийская бычья акула, южная акула-пилонос, европейский морской ангел
Слайд 18Скаты
Жаберные щели расположены на брюшной стороне
Тело сильно уплощенное.
Широкие грудные плавники
прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует.
Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.
Брызгальца развиты значительно лучше, чем у акул.
Большинство видов являются обитателями морского дна, из-за чего их спина имеет покровительственную окраску под цвет грунта.
Скаты размножаются откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или живорождением.
Слайд 19Скаты
Верхний ряд, слева направо: обыкновенная пила-рыба, ромбовый скат, пятнистый орляк.
Нижний ряд
- гигантский морской дьявол (манта), американский
скат-хвостокол, обыкновенный электрический скат
Слайд 22Химеры
Американский гидролаг
Европейская химера
Слайд 23Химеры
Челюсти полностью слиты с черепом.
Жаберные щели прикрыты кожной складкой.
Клоаки
нет, анальное и мочеполовое отверстия обособлены друг от друга.
Голое тело длиной до 1,5 м, постепенно утончаясь, переходит в длинный хвост.
Живут от шельфа до больших глубин Мирового океана.
Химеры питаются морскими беспозвоночными и рыбами.
Промыслового значения практически не имеют.
Слайд 25Обобщение, систематизация и контроль знаний,
умений учащихся.
-работа с тетрадью( стр.49 задание №3)
-работа
с учебником (стр.171 , контрольные вопросы
(работа в группах)
-тестовое задание « Волна»(слайд 26)
-работа с картинками «Узнай отряд»(слайд 27)
Слайд 26 Тестовое задание «Да», «Нет»
1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми
крышками;
2) самая крупная акула — китовая;
3) большинство скатов ведут придонный образ
жизни;
4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;
5) все акулы опасны для людей;
6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;
7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;
8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;
9) тело скатов имеет торпедообразную форму;
10) окраска скатов покровительственная;
11) у хрящевых рыб замкнутая кровеносная система;
12) все хрящевые рыбы имеют клоаку.
Слайд 27
Ответ к тестовому заданию «Да», «Нет»
1)Нет
2) Да
3) Да
4) Нет
5) Нет
6) Да
7)
Нет
8) Да
9) Нет
10) Да
11) Да
12) Нет
2.
К какому отряду относятся данные рыбы?
3. 4.
Слайд 29Домашнее задание
П. 35.
Задания в раб.тетради №1, №2 с. 48
Составить 5 вопросов
по теме
По желанию подготовить сообщения
«Самые-самые в мире рыб»