Слайд 1 Урок биологии в 6 классе.
Тема: «Движение животных»
Автор работы: учитель биологии
Печорина Ю.А.
Слайд 3 Вступление
Наша жизнь
— это движенье.
Всем известно, без сомненья,
Мы в движенье целый день,
И нам двигаться не лень.
И в природе с нами вместе
Не стоит ничто на месте.
Если встанет всё, поверьте, -
Это равносильно смерти!
Слайд 4
Я — вам знакомая амёба,
В микроскоп смотрите в оба:
При движении то
и дело
Я выпячиваю тело.
И движенья совершаю,
Словно я «перетекаю».
Слайд 5А я — туфелька, друзья
Вы же знаете меня!
Мне « реснички» очень
просто
Заменяют микровёсла.
За секунду 30 взмахов
Могу ими совершать
И на четверть сантиметра
Вперёд тело продвигать
Слайд 6
Зелёная эвглена я,
Ножек нету у меня -
Просто жгутик свой вращаю,
Им я
воду рассекаю
Он у меня как винт гребной
Меня тянет за собой.
Слайд 7Называют меня так:
Просто-дождевой червяк.
Способ моего движения -
Мышечное сокращение.
Мышцы у меня такие:
Продольные
и кольцевые.
Да ещё щетинок много,
Я упрусь ими в дорогу,
Конец передний протолкну,
Потом задний подтяну.
Сокращения то и дело
Движутся волной по телу.
Слайд 8
Что, узнали? Кто же я?
Ну конечно же -змея!
Мускулатура наша тоже
Чем-то на
червей похожа.
Но никто не скажет так,
Что ползу я, как червяк.
Можете сравнить нас с сами,
Двигаемся мы волнами.
Слайд 9Узнать движенье ты готов
У рыб, дельфинов и китов?
Да, и у нас
орган движенья
Есть, конечно, без сомненья.
Есть хвостовой плавник у нас.
Плавно двигая хвостом,
Быстро по воде плывём.
Плюс -обтекаемая форма,
Мы плаваем весьма проворно.
Слайд 10
У китов, дельфинов тоже
Движения на рыб похожи,
Но плавник рыб вертикальный,
А у
них горизонтальный.
Слайд 11Мы — кальмар и гребешок,
Про нас слушайте стишок.
Все думают о
нас, что мы -
Животные пассивные,
Но движения у нас
Просто реактивные!
Потревожьте гребешок, и он
Место прежнее покинет -
Створки раковины сдвинет,
И из них тогда
Вылетит струёй вода,
Убедитесь тогда сами,
Как он движется рывками.
Слайд 12
Ну а если же кальмару
Его место надоело,
Наберёт он воду в тело,
Резко
вытолкнет её
И тело двигает свое.
Слайд 13
Не приходится лениться
Водоплавающим
птицам.
Им перепонки
помогают,
Словно вёсла загребают.
Плавают и там и тут,
Ловко лапками гребут.
Слайд 14Птицам больше повезло
Есть и ноги, и крыло.
Чем ногами им ходить,
Легче в
воздухе парить.
Они летают в
разном стиле
Благодаря подъёмной
силе.
Как воздушное весло,
Силу создаёт крыло.
Слайд 15И у насекомых тоже
С птицами движенье
схоже.
Те же есть приспособления,
И полёт у них -
движение.
Точно так же крылья есть,
Только ножек у них шесть.
Слайд 16Ну а у членистоногих
Орган движенья -
Только ноги.
У них в ногах нет недостатка ,
Чтоб равновесие держать:
У пауков четыре пары,
А у раков — целых пять.
Слайд 17В пруду меж корягами
Рак обитает,
Под берегом в иле
Он дни коротает,
По
дну водоёма,
Конечно, вперёд
В поисках пищи
Всегда он ползёт.
А пятится он тогда лишь назад,
Когда с противником
Встрече не рад.
Слайд 18Мы -пресмыкающихся
класс-
С движением познакомим вас.
Сбоку к телу примыкая,
Ноги нас передвигают.
Мы с осанкою такой
Брюхо тащим над землёй
Лишь чуть-чуть
приподнимаясь,
Иногда земли касаясь.
Слайд 19Млекопитающих огромный класс
На группы делится у нас.
У них, конечно, без сомненья
Разнообразные
движения.
Могут бегать, ходить, скакать,
Плавать, прыгать и летать.
А тех, кто ходит, посмотри,
На группы делят всех на три.
тропу:
Медведь, как ставит
всю стопу,
Идёт походкой
неспешащей,
Его зовут -
стопоходящий.
Слайд 21Ну а вот собаки, кошки
Движутся быстрей
немножко.
На пальцы ставя свои ноги,
Ступают мягко по дороге.
Да это ж просто загляденье!
Как грациозны их движения!
Крадутся — травы не
шелохнут,
Их пальцеходящими зовут
Слайд 22Бегут быстрее своей тени
Косули, лошади, олени.
На пальцах мчатся во
весь дух
Кто — на одном, а кто -
на двух.
На пальцах есть у них
копытца -
Могут от врагов отбиться,
Себя в обиду не дадут.
Их все копытными зовут.