Презентация, доклад по биологии на тему Биоритмы( 8класс)

Содержание

бобровская Е.В.БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ (биоритмы), циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (напр., частота сокращений сердца, дыхания), другие связаныс приспособлением организмов к геофизическим циклам — солнечно-суточным (напр., колебания интенсивности деления

Слайд 1бобровская Е.В.
Биологические ритмы жизни

бобровская Е.В.Биологические  ритмы  жизни

Слайд 2бобровская Е.В.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ (биоритмы), циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов

и явлений.
Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (напр., частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны

с приспособлением организмов к геофизическим циклам — солнечно-суточным (напр., колебания интенсивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активности животных), приливным (напр., биологические процессы у организмов, связанные с уровнем морских приливов), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений и др.).
Наука о биологических ритмах — хронобиология.

бобровская Е.В.БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ (биоритмы), циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Одни биологические ритмы относительно

Слайд 3бобровская Е.В.
Биологические ритмы
Внутренние(эндогенные)-связаны с собственной жизнедеятельностью организма. Генерируются самим организмом. Пример:

процессы синтеза ДНК, РНК, работа ферментов, деление клеток, биение сердца. Всего 100 функций

Физиологические ритмы -поддерживают непрерывную жизнедеятельность организмов(биение сердца, дыхание, работа желез внутр.секреции, ритмичность стенок кишечника и т.д.)

Экологические ритмы - возникли как приспособление живых существ к периодическим изменениям среды (суточные, годичные, приливные, лунные)

Внешние(экзогенные)-циклические изменения в окружающей среде, имеют геофизическую природу, связанную с вращением Земли. Пример: изменение солнечной активности, изменения активности и поведения организмов.

Адаптивные биоритмы – (суточные, приливно-отливные, равные лунному месяцу, годичные) возникли как приспособление физиологии живых существ к регулярным экологическим изменениям во внешней среде.

бобровская Е.В.Биологические ритмыВнутренние(эндогенные)-связаны с собственной жизнедеятельностью организма. Генерируются самим организмом. Пример: процессы синтеза ДНК, РНК, работа ферментов,

Слайд 4бобровская Е.В.
Солнечно-суточный (24 ч) ритм свойствен большинству физиологич. процессов (частоте деления

клеток, колебаниям температуры тела, интенсивности обмена веществ и энергии у животных и человека и др.). Он проявляется в состоянии и поведении живых организмов (см. Активности цикл); при этом меняется двигательная активность животных, положение листьев и цветочных лепестков у растений, расходование гликогена в печени млекопитающих и др. биохимич. процессы (рис. 1, 2). У животных обнаружены нейро-гуморальные центры, координирующие суточную периодичность физиологич. процессов. В зависимости от количества периодов активности в течение суток различают монофазный и полифазный суточные ритмы. В течение индивидуального развития (онтогенеза) многих животных и человека происходит переход от полифазного ритма к монофазному (так, для грудных детей характерно многократное чередование бодрствования и сна в течение суток).
бобровская Е.В.Солнечно-суточный (24 ч) ритм свойствен большинству физиологич. процессов (частоте деления клеток, колебаниям температуры тела, интенсивности обмена

Слайд 5бобровская Е.В.
1. Суточные изменения положения листьев бобовых растений при нормальном чередовании

дня и ночи (А) и при постоянной темноте (Б). 2. Суточный цикл изменения окраски у манящего краба в нормальных условиях (А) и при постоянной темноте (Б).
бобровская Е.В.1. Суточные изменения положения листьев бобовых растений при нормальном чередовании дня и ночи (А) и при

Слайд 6бобровская Е.В.
Лунно-суточный (24,8 ч), или приливный, ритм типичен для большинства животных

и растений прибрежной морской зоны и проявляется совместно с солнечно-суточным ритмом в колебаниях двигательной активности, периодичности открывания створок моллюсков, вертикальном распределении в толще воды мелких морских животных и т. п. Солнечно- и лунно-суточный ритмы, так же как и звёздно-суточный (23,9 ч), имеют большое значение в навигации животных (напр., перелётных птиц, мн. насекомых), использующих" астрономич. ориентиры.

Лунно-месячный ритм (29,4 сут) соответствует периодичности изменения уровня мор. приливов и проявляется в ритмичности вылупления
из куколок насекомых, выплаживающихся в прибрежной зоне, в цикле размножения червя палоло, нек-рых водорослей и мн. др. животных и
растений. Близок лунно-месячному ритму и менструальный цикл женщин.

бобровская Е.В.Лунно-суточный (24,8 ч), или приливный, ритм типичен для большинства животных и растений прибрежной морской зоны и

Слайд 7бобровская Е.В.
Годичный (сезонный) ритм изменения численности и активности животных, роста и

развития растений широко известен. Годичные ритмы у животных и растений во мн. случаях регулируются изменениями длины светового дня (см. фотопериодизм), темп-ры и др. климатич. факторов.
Б. р.- не только непосредств. реакция на изменения внеш. условий. Он сохраняется в искусств, условиях - при постоянном освещении, темп-ре, влажности и атм. давлении, причём продолжительность каждого периода Б. р. в таких условиях почти не зависит от интенсивности обменных процессов.
В постоянных условиях солнечно-суточный ритм обычно превращается в т. н. циркадный ритм с периодом, типичным для каждого объекта и
несколько отличающимся от 24 ч. Циркадная периодичность возникает у выращенных в постоянных условиях организмов после кратковрем. изменения этих условий, что доказывает врождённую предрасположенность к такому ритму. Так, близкая к обычной ритмич. активность возникает у дрозофил, выращиваемых в темноте, после одной вспышки света длительностью 0,5 м/с.
бобровская Е.В.Годичный (сезонный) ритм изменения численности и активности животных, роста и развития растений широко известен. Годичные ритмы

Слайд 8бобровская Е.В.
Примером годичного ритма в жизни многих животных являются дальние миграции.

Некоторые перелетные птицы улетают на зимовку из одного полушария Земли в другое.

Маршруты перелетов полярной крачки

бобровская Е.В.Примером годичного ритма в жизни многих животных являются дальние миграции. Некоторые перелетные птицы улетают на зимовку

Слайд 9бобровская Е.В.
У человека циркадные биоритмы изучались в различных ситуациях: в пещерах,

герметических камерах, подводных плаваниях и т.п. Обнаружилось, что в отклонениях от суточного цикла у человека большую роль играют типологические особенности нервной системы.
Циркадные биоритмы могут быть различны у членов одной семьи.
Перестройка циркадного ритма:
А)перелеты на значительные расстояния в широтном направлении, наступает десинхронизация их физиологического биоритма с местным астрономическим временем. Адаптация идет от нескольких дней до двух недель.
Б) работа в дневную и ночную смену через неделю
В)переход на летнее(зимнее)время
Г)работа под землей, подводное плавание
Циркадные и суточные биоритмы лежат в основе способности организма чувствовать время, т.е. являются «биологическими часами».

бобровская Е.В.У человека циркадные биоритмы изучались в различных ситуациях: в пещерах, герметических камерах, подводных плаваниях и т.п.

Слайд 10бобровская Е.В.
Существуют 2 точки зрения на природу Б. р.:
1) Б.

р. основаны на происходящих в организме строго периодических физ.-химич. процессах - "биологических часах". Изменения внешних условий служат сигналами времени, к-рые могут сдвигать фазы ритма. При постоянстве условий ритмичность полностью спонтанна, что доказывается несовпадением циркадного ритма с колебаниями геофизич. факторов.
2) Организм воспринимает циклы проникающих геофизич. факторов (геомагнитное поле, космич. лучи и т. д.). Собственная система измерения времени,
если она имеется, играет вспомогат. роль. Изменения освещения и температуры могут сдвигать фазу Б. р. по отношению к геофизич. циклу. Под влиянием неестественных для организма, но постоянных условий может возникнуть регулярный сдвиг фазы
Б. р.

Обоснуйте эти точки зрения, выясните их состоятельность, приведите примеры, доказывающие обе точки зрения

бобровская Е.В.Существуют 2 точки зрения на природу Б. р.: 1) Б. р. основаны на происходящих в организме

Слайд 11бобровская Е.В.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ, периодические колебания различных функций организма, отражающие закономерности осуществления

процессов жизнедеятельности во времени.
Ф. р. у человека наблюдаются в циклах сна и бодрствования, физической и умственной работоспособности, выделении различных веществ почками, секреции гормонов.
бобровская Е.В.ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ, периодические колебания различных функций организма, отражающие закономерности осуществления процессов жизнедеятельности во времени. Ф. р.

Слайд 12бобровская Е.В.
Установлено, что наиболее высокое содержание гормонов коры надпочечника в организме

человека,
увеличивающих его сопротивляемость вредным факторам, наблюдается утром.
Повышение секреции этих гормонов обусловливается усиленным выделением в кровь примерно в это же время адренокортикотропного гормона гипофиза (АКТГ), стимулирующего функцию коры надпочечника. В свою очередь, образование АКТГ контролируется нервными центрами гипоталамуса мозга, деятельность к-рых также ритмична. Полагают, что Ф. р. наследуются и подчиняются генетич. контролю. Параметры Ф. р. изменяются как в процессе индивидуального развития организма, так и при различных воздействиях на него. Это является важным фактором для приспособления растений и животных к меняющимся условиям внешней среды. Вследствие согласованности всех Ф. р. между собой и с периодич. изменениями во внешней среде у организмов существует надёжная система регуляции функций (см. Гомеостаз). Расстройства в этой системе приводят к нарушениям жизнедеятельности организмов и могут послужить причиной заболеваний у животных и человека.

бобровская Е.В.Установлено, что наиболее высокое содержание гормонов коры надпочечника в организме человека, увеличивающих его сопротивляемость вредным факторам,

Слайд 13бобровская Е.В.

Распределить по биоритмам: А-приливно-отливные, Б-суточные, В- годовые
1. Перелеты птиц с

мест гнездовья в южные районы;
2.Спячка бурых медведей;
3.Утреннее раскрывание цветков растений;
4.Линька соболя;
5.Периодичность открывания и запирания раковин устриц в прибрежной зоне;
6.Цветение покрытосеменных растений умеренных широт;
7.Сон и бодрствование у человека
8.Наибольшая восприимчивость кожи человека к косметическому уходу;
9. Авитаминозы у человека;
10.Осенний листопад

Ответы: А-5, Б-3, 7,8 В-1,2,4,6,9,10

Закрепление

бобровская Е.В.Распределить по биоритмам: А-приливно-отливные, Б-суточные, В- годовые1. Перелеты птиц с мест гнездовья в южные районы;2.Спячка бурых

Слайд 14бобровская Е.В.

Ознакомиться с программой «Grisha»,
Открыть вкладку «история», составить краткий конспект

по физиологическим ритмам человека
Проработать изменчивость физического, интеллектуального, эмоционального ритмов
Перенести фрагмент биоритмов в тетрадь
бобровская Е.В.Ознакомиться с программой «Grisha», Открыть вкладку «история», составить краткий конспект по физиологическим ритмам человекаПроработать изменчивость физического,

Слайд 15бобровская Е.В.
Жаворонок лесной
Сова болотная
Сизый голубь

бобровская Е.В.Жаворонок леснойСова болотнаяСизый голубь

Слайд 16бобровская Е.В.
Практическая работа
«Выявление индивидуального суточного хронотипа»
Ход работы:
1. В течение

недели в утренние и вечерние часы в положении сидя подсчитать ЧСС (частоту сердечных сокращений) и частоту дыхания (ЧД).
2. Определить суточный хронотип: ЧСС/ЧД с точностью до 0,1секунды.
Если показатель находится в пределах от
4,0-5,0- вы:аритмик,
превышение 5,0 - вы : «жаворонок»,
меньше 4,0 - вы: «сова»

Домашнее задание:

бобровская Е.В.Практическая работа «Выявление индивидуального суточного хронотипа»Ход работы: 1. В течение недели в утренние и вечерние часы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть