Презентация, доклад по биологии для 9, 11 классов.

Содержание

В экологии под термином «свет» подразумевается весь диапазон солнечного излучения, представляющий собой поток энергии в пределах длин волн от 0,05 до 3000 нм и более. Этот поток радиации распадается на несколько областей, отличающихся физическими свойствами и

Слайд 1Абиотические факторы среды. Свет.

Абиотические факторы среды. Свет.

Слайд 2В экологии под термином «свет» подразумевается весь диапазон солнечного излучения, представляющий

собой поток энергии в пределах длин волн от 0,05 до 3000 нм и более.

Этот поток радиации распадается на несколько областей, отличающихся физическими свойствами и экологическим значением для живых организмов.

Границы этих областей не четки; в общем виде их можно представ следующим образом:
       < 150 нм — зона ионизирующей радиации;        150—400 нм — ультрафиолетовая радиация (УФ);        400—800 нм — видимый свет (границы отличаются для раз организмов);        800—1000 нм — инфракрасная радиация (ИК).
       За пределами зоны ПК-радиации располагается область так называемой дальней инфракрасной радиации — мощного фактора теплового режима среды.
В экологии под термином «свет» подразумевается весь диапазон солнечного излучения, представляющий собой поток энергии в пределах длин

Слайд 3Значение света:
Свет как экологический фактор имеет важнейшее значение потому, что является

источником энергии для процессов фотосинтеза, т. е. участвует в образовании органических веществ из неорганических составляющих;
Свет стимулирует транспирацию (испарение воды);
Свет оказывает влияние на фотопериодизм;
Свет влияет на движение живых организмов ;
Свет обеспечивает ориентацию у животных;
Свет способствует синтезу витамина D у человека и др.
Значение света:Свет как экологический фактор имеет важнейшее значение потому, что является источником энергии для процессов фотосинтеза, т.

Слайд 4Поглощение почвой

Солнечная радиация
100%

облака
33%
Отражение в пространство
15% Поглощение атмосферой
9%
Отражение в пространство
25%
Рассеянная радиация
Отражение


Излучение

Теплообмен

Расход на испарение

16 + 27 = 43%

Баланс солнечной радиации на земной поверхности

Поглощение почвойСолнечная радиация100%облака33%Отражение в пространство15% Поглощение атмосферой9% Отражение в пространство25%Рассеянная радиацияОтражение ИзлучениеТеплообменРасход на испарение  16 +

Слайд 5Лучевая энергия

Лучевая энергия

Слайд 6Земля
50%
Видимый свет
50% тепловые
инфракрасные
лучи
1%
Ультра-
фиолет

Земля50%Видимый свет50% тепловые инфракрасные лучи1%Ультра-фиолет

Слайд 7Спектр солнечного света

Спектр солнечного света

Слайд 8Баланс солнечной радиации
33% +9% = 42% отражается атмосферой в мировое пространство
15%

поглощается толщей атмосферы и идет на ее нагревание

43% энергии достигает земной поверхности:
27% прямая радиация (это почти параллельные лучи, идущие от Солнца и несущие наибольшую энергетическую нагрузку
16% рассеянная радиация ( это лучи, поступающие к Земле со всех точек небосвода, рассеянных молекулами газов воздуха, капельками водяного пара, кристалликами льда, частицами пыли, а также отраженными вниз от облаков)
Баланс солнечной радиации33% +9% = 42% отражается атмосферой в мировое пространство15% поглощается толщей атмосферы и идет на

Слайд 9Ионизирующее излучение. Это излучение включает космические лучи, а также естественную и

искусственную радиоактивность. На поверхности Земли эта форма воздействия на организмы связана главным образом с естественным радиоактивным фоном, а в наше время — и с его резкими возрастаниями техногенного происхождения.

Биологическое действие радиации осуществляется, в основном, на субклеточном уровне (ядра, митохондрии, микросомы).
Установлена зависимость этого действия от дозы облучения: при малых дозировках повреждающий эффект может сменяться стимулирующим.
Известно влияние ионизирующей радиации на генетический аппарат (мутагенный эффект). Экологический аспект действия этой части спектра остается практически не изученным.
Ионизирующее излучение. Это излучение включает космические лучи, а также естественную и искусственную радиоактивность. На поверхности Земли эта

Слайд 10       Ультрафиолетовые лучи

Наиболее коротковолновая (200—280 нм) зона этой части спектра («ультрафиолет С»)

активно абсорбируется кожей; по опасности УФ-С близок к ЛГ-лучам, но практически полностью поглощается озоновым экраном.
Следующая зона — УФ-В, с длиной волны 280—320 нм — наиболее опасная часть спектра УФ, обладающая канцерогенным действием. Механизм этого действия неизвестен; предполагают влияние через нарушение молекулы ДНК. Кроме того, эти лучи инактивируют в коже клетки Лангерганса, отвечающие за ее иммунитет, а также активируют некоторые микроорганизмы. Последнее свойственно только этой части спектра УФ; в других длинах волн УФ губителен для микробов.
. В частности, УФ-лучи стимулируют процессы клеточного синтеза. Показано, что облучение ультрафиолетом повышает продуктивность молодняка сельскохозяйственных животных. Под действием этих лучей в организме синтезируется витамин D, регулирующий обмен Са и Р, а соответственно нормальный рост и развитие скелета. Особенно велико значение этого витамина для растущего молодняка. Поэтому многие млекопитающие, выводящие детенышей в норах, регулярно (чаще—по утрам) выносят их на освещенные солнцем места вблизи норы. Так поступают, например, лисицы и барсуки. «Солнечное купанье» свойственно и многим птицам; основная роль этой формы поведения — нормализация обмена, синтез витамина D и регуляция продукции меланина. У водоплавающих птиц витамин D синтезируется на основе жирного секрета копчиковых желез, которым они смазывают свое оперение; соскабливая длиной волны порядка 400—700 нм. Некоторые бактерии, имеющие бактериохлорофиллы, способны поглощать свет в длинноволновой части спектра (максимум в области 800—1000 нм).
       Ультрафиолетовые лучиНаиболее коротковолновая (200—280 нм) зона этой части спектра («ультрафиолет С») активно абсорбируется кожей; по опасности УФ-С

Слайд 11
Обитатели открытых мест обитания: лугов, степей, верхних ярусов лесов, ранневесенние растения,

многие культурные растения.

Занимают промежуточное положение. Часто хорошо развиваются в условиях нормального освещения, но могут при этом переносить и затемнение.

Не выносят сильного света. Места обитания: нижние затемненные ярусы; обитатели глубоких слоев водоемов. Это растения, растущие под пологом леса

Обитатели открытых мест обитания: лугов, степей, верхних ярусов лесов, ранневесенние растения, многие культурные растения. Занимают промежуточное положение.

Слайд 12Определите экологическую группу, в которую можно
отнести данные растения по отношению

к свету
Определите экологическую группу, в которую можно отнести данные растения по отношению к свету

Слайд 13Сравнительная характеристика гелиофитов и сциофитов
Гелиофиты:

мелкие размеры листьев;
встречается сезонный диморфизм: весной

лестья мелкие, летом - крупнее;     
листья располагаются под большим углом, иногда почти вертикально;     
листовая пластинка блестящая или густо опушенная;
образуют разряженные насаждения.

Сциофиты:

листья крупные, нежные;
листья темно-зеленого цвета;
листья подвижные;
характерна так называемая листовая мозаика (то есть особое расположение листьев, при котором листья максимально не заслоняют друг друга).

Сравнительная характеристика  гелиофитов и сциофитовГелиофиты:мелкие размеры листьев; встречается сезонный диморфизм: весной лестья мелкие, летом - крупнее;

Слайд 14Длиннодневные растения – это растения, развитие которых нормально происходит при длинном

дне
Это растения северных зон и средней полосы (рожь, пшеница, луговые злаки, клевер)

Короткодневные растения – это растения, которые нормально развиваются при сокращенном световом дне.
Это растения южных районов (гречиха, просо, подсолнечник, астры)

Длиннодневные растения – это растения, развитие которых нормально происходит при длинном днеЭто растения северных зон и средней

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть