Слайд 1Человек - хоть будь он трижды гением
Остаётся мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдится этого родства!
С.Я.Маршак
Слайд 2Тема: Историческое развитие растительного мира на Земле
Слайд 3Повторение
1)Почему водоросли относят к высшим растениям?
2)Что такое ризоиды, какую они выполняют
функцию?
3) Какова роль водорослей в природе?
4)Почему мхи относят к высшим споровым растениям?
5) Какое значение имеют мхи в природе? В жизни человека?
6)Где обитают хвощи, плауны, папоротники?
7) По каким признакам их относят к высшим споровым растениям?
Слайд 4- Какие признаки свойственны покрытосеменным растениям?
- Чем голосеменные растения отличаются от
растений других отделов?
- Каковы отличительные признаки папоротниковидных растений?
- Что свойственно растениям отдела Моховидные?
- Какие водоросли вам известны?
- Что объединяет эти растения в водоросли?
Слайд 5Проблема
Всегда ли растения были такими, какими мы их видим в настоящее
время?
Слайд 6Как узнали ученые о смене видов растений на Земле в течении
многих миллионов лет?
Слайд 7Все многообразие живого мира появилось на Земле исторически, т.е. развивалось постепенно,
от простого к сложному в течении длительного периода существования нашей планеты. Оно было связано с изменяющимися условиями среды на Земле.
Нахождение ископаемых остатков – один из способов определения возраста слоев Земли, доказательство исторического развития растений и животных.
Слайд 8
Палеонтология – наука о вымерших организмах, смене их
во времени и пространстве.
Словарь
Слайд 9
Палеоботаника – это наука, изучающая ископаемые остатки древних
Слайд 10Палеоботаника – изучает ископаемые остатки древних растений.
Окаменелости
Отпечатки
Споры
пыльцу в осадочных породах
Слайд 11Вымершие и все ныне существующие организмы возникли в процессе постоянного изменения
их качеств, протекающего в течении длительного времени, т.н. возникли в процессе эволюции.
Слайд 12Эволюция –это необратимый процесс исторического развития живого мира.
Словарь
Слайд 13расставить их в порядке усложнения строения
1. Мохообразные
5.Покрытосеменные
4.Папоротникообразные
2.Голосеменные
3. Водоросли
Слайд 15Земля образовалась – более 5 млрд. лет назад.
Многие миллионы лет жизни
на Земле не было, потому что отсутствовали необходимые для этого условия.
Слайд 16Прокариоты
Появились 3,5 млрд
Жили в воде и питались растворенными веществами
Слайд 17В архейской эре возникли первые живые организмы. Они были гетеротрофами и
в качестве пищи использовали органические соединения «первичного «бульона». (В осадочных породах древностью 3.5 млрд. лет обнаружены биополимеры). Первыми жителями нашей планеты были анаэробные бактерии.
Слайд 18Циано-
бактерии
Появились 2,6 млрд
Могут быть одноклеточными и многоклеточными
Безъядерные зеленые организмы
Слайд 19Доядерные (прокариоты).
Цианобактерии- способствовали накоплению кислорода в атмосфере. Имеют хлорофилл.Не имеют ядра
в клетке.
Могут питаться и гетеротрофно.
Размножение бесполое: (простым делением)и спорами.
Слайд 20Важнейший этап эволюции жизни на Земле связан с возникновением фотосинтеза, что
обуславливает разделение органического мира на растительный и животный. Первыми фотосинтезирующими организмами были прокариотические (доядерные) цианобактерии и сине-зеленые водоросли.
Слайд 21Интересно
Древнейшие отложения ископаемых водорослей найдены в Гренландии французскими учеными. Их возраст
оценивается в 3,8млрд. лет. Обнаружены отдельные клетки, колонии и нити, имеющие сходство с синезелеными водорослями. Уже тогда эти группы существовали параллельно.
Слайд 22эукариоты
Появились 1,3 млрд
Зеленые и золотистые водоросли
Слайд 23Эукариотические зеленые водоросли выделяли в атмосферу из океана свободный кислород, что
способствовало возникновению бактерий, способных жить в кислородной среде.
Среди водорослей появляются прикрепленные ко дну, что привело к расчленению тела на части: одни – служат для прикрепления, другие осуществляют процесс фотосинтеза.
Слайд 24У одних форм это достигалось за счет развития гигантской многоядерной клетки.
Однако более перспективным оказалось приобретение многоклеточности и образования органов. Важным изменением считается появление полового размножения.
Слайд 25Интересно
В Канаде, в районе железорудного месторождения Ганфлинт, обнаружено 12видов ископаемых водорослей
возрастом 1,9 млрд лет, законсервированных кремнеземом.
Слайд 26Многообразные водоросли
Появились 600 млн.
Образование озонового слоя
Слайд 28Риниофиты
псилофиты
Появились 450 млн.
Первые споровые
растения суши
Слайд 29 Первые наземные организмы – риниофиты и псилофиты, появление которых
связано с существованием периодически освобождавшихся от воды участков суши. Строение их напоминало строение многоклеточных водорослей. Имели древовидную форму.
Слайд 30Интересно
Впервые древнейшие остатки наземного растения были обнаружены в 1859г. Д.Досоном в
девонских отложениях на полуострове Гаспе в Канаде и названы им псилофитом принцепс.
В 1912г. Врач У Макки нашел в Шотландии фитофоссилии (возраст 415млн лет).
Слайд 31В 1937г.У.Ланг в отложениях верхнего силура Уэльса обнаружил куксонию.
Впоследствии куксония найдена
в Подолии, Казахстане, Западной Сибири.
Листьев и корней нет, расположение спорангиев верхушечное.
Слайд 33
Появились 450 млн. лет назад на влажных берегах пресных водоемов. стр.
145 рис. 134.
Не было настоящих листьев.
Развилась покровная ткань с устьицами, механическая ткань, ризоиды,
В спорангиях развивались споры.
Не имели корней и листьев. Только стебли.
Вымерли 100 млн. лет назад.
Слайд 34испытатели растительного мира
580 млн. лет понадобилось растениям, чтобы перейти от
водного
к наземному образу жизни!
Завоевание суши было длительным и трудным процессом,
стоившим многих жертв растениям.
Слайд 36Споровые растения
Появились 350 млн.
Мхи
Хвощи
Плауны
папоротники
Слайд 37Споровые растения (расцвет) возникли около 300 млн. лет назад, от риниофитоподобных
растений.
Это были древние плауны, хвощи и папоротники. При половом размножении им была необходима вода.
Слайд 38Растения сумели отодвинуться от кромки воды и вскоре обширные районы суши
поросли густыми первобытными лесами.
Возросло число разнообразных сосудистых растений.
Появились споровые ликофиты (плауны) и хвощи, некоторые из них развились в настоящие деревья высотой 38м.
Слайд 39Дельты рек и берега обширных болот поросли густыми лесами из гигантских
плаунов, хвощей, древовидных папоротников и семенных папоротников высотой до 45 м.
Неразложившиеся останки этой растительности со временем превратились в каменный уголь.
Слайд 40Голосеменные растения
Появились 250 млн.
Слайд 41Голосеменные растения возникли около 345 млн. лет назад, когда климат на
Земле стал суше и холоднее. Это были примитивные голосеменные растения, которые произошли от древовидных, лиановидных и травянистых семенных папоротников.
Слайд 42Цветковые растения
Появились 100 млн.
Слайд 43 Покрытосеменные растения возникли около 130 млн. лет назад. Покрытосеменные оказались
наиболее приспособлены к жизни на суше и создали разнообразный растительный покров Земли.
Слайд 44Группы наземных растений и родственные связи между ними
Слайд 45Во-первых, в воде менее сильно действует гравитация на тело, поэтому ему
нужно было иметь какую-то определенную форму тела, и в итоге, приобрести опору. Опора появилась в виде механических тканей. Растения в ходе эволюции постепенно потеряли подвижность и перешли к прикрепленному образу жизни. Они в течение всей жизни остаются на одном месте, а передвижение связано либо с размножением (гаметы, пыльца, споры), либо с постепенным нарастанием органов (например, корней в почве).
Необходимые для фотосинтеза диоксид углерода, свет и вода находятся в двух средах – воздушной и почвенной. Поэтому нужно, чтобы часть растения находилась в почве, а часть – в воздушной среде, то есть одновременно они должны присутствовать в двух средах. Кроме того, чтобы проводить воду из почвы вверх, должна была появиться транспортная система.
Для того, чтобы выйти на сушу, растениям надо было
решить ряд проблем.
Слайд 46Следующая задача заключалась в защите от обезвоживания. Сухопутная среда способствует обезвоживанию,
поэтому растения должны были прибрести приспособления для добывания и сохранения воды. Первые растения были покрыты толстым слоем воскоподобного вещества кутина, то есть они защищались от обезвоживания кутикулой. Затем в процессе эволюции появилась ткань эпидермис. Для фотосинтеза и дыхания нужно, чтобы газообмен происходил не с раствором (как в случае с водорослями), а с воздушной средой. Для этого у растений существуют такие образования – устьица.
Нежные половые клетки должны быть защищены, а мужские гаметы – подвижные сперматозоиды – могут двигаться только в воде. В процессе эволюции произошел переход к образованию неподвижных мужских гамет – спермиев и доставке их к яйцеклетке с помощью пыльцевой трубки.
Для того, чтобы выйти на сушу, растениям надо было решить ряд проблем:
Слайд 47 Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не
удастся связать воедино разные факты, им наблюдаемые.
Я. Хевелси
Слайд 48Развитие растительного мира на Земле
Возникновение жизни
Водная 2-3 млрд. лет назад на Земле
Возникновение и Водная 1,5-2 млрд. лет назад
господство водорослей
Возникновение и господство Наземная
папоротникообразных влажная 300 млн. лет назад
Выход растений на сушу Наземно- водная 350-400 млн. лет
Возникновение и господство Сухопутная Свыше 200 млн. лет
Голосеменных назад
Возникновение и господство Сухопутная Около 120 млн. лет
покрытосеменных назад
Слайд 49Биологический диктант.
Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.
1)Где возникли
первые растительные организмы?
А) на земле
Б) в воздухе
В) в воде
Слайд 502) С появлением каких организмов началось более энергичное накопление кислорода в
атмосфере Земли?
А)бактерий
Б) цианобактерий
Слайд 513) Какие особенности строения риниофитов позволили им дать начало первым наземным
растениям?
А) корнеподобные выросты (ризоиды)
Б) наличие проводящей ткани
В) размножение спорами
Г) наличие корней, стеблей, листьев
Д) наличие развитой покровной ткани.
Слайд 524) Какие растения дали начало риниофитам?
а) водоросли
б) мхи
в) папоротникообразные
Слайд 535) Крупное событие в истории развития жизни на Земле:
А) появление фотосинтеза
Б)
появление доядерных организмов
В) верно а и б
Слайд 54Домашнее задание
Учебник § 27,
Рабочая тетрадь § 27
Слайд 55Заполните таблицу (по приведенному образцу)