Слайд 1Открытие фотосинтеза.
МБОУ «Сатинская СОШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Сатинская средняя общеобразовательная
школа"
Слайд 2 Уникальный процесс
Исходным материалом для фотосинтеза служат углекислый газ атмосферы и вода. Для синтеза органических веществ растения используют только неорганические вещества. До появления на нашей планете фотосинтезирующих клеток и организмов атмосфера Земли была лишена кислорода. С их же появлением она стала насыщаться кислородом. Постепенное наполнение атмосферы кислородом привело к важному этапу жизни на Земле – кислородному этапу.
Слайд 3Связь с космосом
К. А. Тимирязев так описывал величайший процесс
природы:
«Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку или, точнее сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь об него, он потух, перестал быть светом, но не исчез…»
Именно Тимирязев в начале XX века первым обобщил все данные о фотосинтезе, известные в то время науке, и сформулировал научное понятие этого процесса.
Слайд 4Первые исследования.
В начале XVII в. фламандский врач Ван Гельмонт вырастил
в кадке с землей дерево, которое он поливал только дождевой водой.
Слайд 5
Он заметил, что спустя пять лет, дерево выросло до больших размеров,
хотя количество земли в кадке практически не уменьшилось. Ван Гельмонт, естественно, сделал вывод, что материал, из которого образовалось дерево произошел из воды, использованной для полива.
В 1777 английский ботаник Стивен Хейлс опубликовал книгу, в которой сообщалось, что в качестве питательного вещества, необходимого для роста, растения используют главным образом воздух.
Слайд 6Как был открыт процесс фотосинтеза?
Впервые мысль о воздушном питании растений высказал
в 1761 году М.В. Ломоносов. Образование кислорода при фотосинтезе было открыто английским химиком Джозефом Пристли в 1780 г. Он обнаружил, что растения могут “очищать воздух, который был испорчен горящей свечой”
Слайд 7Пристли поместил побег мяты в перевернутую стеклянную банку, погруженную в сосуд
с водой, и через несколько дней обнаружил, что “воздух в банке не гасил свечу, а когда поместил в банку мышь, не причинял ей вреда”.
Слайд 8Важный вклад в изучение фотосинтеза внес датчанин, придворный медик австрийской императрицы
Ян Ингенхауз, который в конце 18 века открыл роль света в фотосинтезе: “Этот удивительный процесс обусловливается не ростом растения, а влиянием на него солнечного света”.
Слайд 9Швейцарский пастор Жан Сенебье показал, что в процессе фотосинтеза происходит потребление
“фиксированного воздуха”, а именно СО2. В Женеве Теодором де Соссюр нашел, что суммарный вес органического вещества, образуемого растениями, и выделяющегося О2 значительно превышает вес потребленного СО2. На основе закона сохранения вещества, открытого М. Ломоносовым и А. Лавуазье, де Соссюр заключил, что имеет место использование еще одного вещества. Поскольку компонентами его системы являлись только СО2, вода и свет, де Соссюр пришел к выводу, что таким реагентом должна быть вода.
Слайд 10В 1842 году немецкий хирург Юлиус Роберт Майер установил, что растения
превращают солнечную энергию в химическую свободную энергию: “Растение потребляет один вид энергии - свет и преобразует ее в другой вид энергии - химическую”.
Слайд 11Экспериментально точку зрения Ю. Р. Майера подтвердил русский ученый К.А. Тимирязев.
Он же (1871) впервые высказал идею о непосредственном участии хлорофилла в акте фотосинтеза и о том, что в ходе этого процесса пигмент подвергается обратимым окислительно-восстановительным превращениям.
К. А. Тимирязев сформулировал также идею о космической роли фотосинтеза: фотосинтез - процесс, с помощью которого космическая солнечная энергия улавливается и остается на Земле, трансформируясь в другие формы энергии.
Слайд 12В суммарном уравнении фотосинтеза:
СО2 + Н2О + свет (СН2О )n+
О2
долгое время предполагалось, что углеводы образуются из воды и углерода, а кислород выделяется из углекислоты.
Впервые предположение об образовании в процессе фотосинтеза кислорода из воды было высказано русским академиком Бахом А. Н. в 1884 году. Согласно представлениям Баха А.Н. , в ходе фотосинтеза образуется перекись водорода, при разложении которой освобождается кислород.
Слайд 13Экспериментальные доказательства происхождения выделяемого при фотосинтезе кислорода из воды были получены
в 1945 году А.П. Виноградовым и Р.В. Тейс.
Слайд 14Представления об исключительной роли хлорофилла и фотосинтеза в возникновении и существовании
современных форм жизни на нашей планете развиты в многочисленных исследованиях А.Л. Курсанова, А.И. Опарина, А.А. Красновского, А.А. Ничипоровича, А.Т. Мокроносова, Б.А. Рубина, А.Б. Рубина, В.Е. Семененко, И.А. Тарчевского и др.
В дальнейшем был открыт механизм фотосинтеза, расшифровано строение моллекулы хлорофилла
А настоящее время изучение фотосинтеза продолжается, выясняется влияние различных факторов на этот процесс
Слайд 16Где происходит процесс фотосинтеза?
Это вещество способно поглощать и
трансформировать солнечную энергию. У растений хлорофилл содержится в специальных органеллах – хлоропластах.
Фотосинтез происходит во всех клетках растений, содержащих зелёный пигмент – хлорофилл.
Слайд 17Что происходит в листе растения во время фотосинтеза?
В результате фотосинтеза –
растения, используя энергию лучей Солнца, поглощают углекислый газ, воду и минеральные соли образуют органические вещества и кислород, жизненно необходимые всему живому на Земле.
Слайд 18Значение фотосинтеза.
Ежегодно зеленые растения синтезируют большое
количество органического вещества, поглощают
около
600 млрд. т. углекислоты, выделяют в атмосферу
400 млрд. т. свободного кислорода. Благодаря
фотосинтезу ежегодно запасается огромное
количество преобразованной солнечной энергии.
Слайд 19 Животные не умеют использовать солнечный свет непосредственно в качестве источника
энергии, они получают энергию, поедая растения или других животных, питающихся растениями. Итак, в конечном счете источником энергии для всех живых организмов на нашей планете, служит Солнце, а процесс фотосинтеза необходим для поддержания всех форм жизни на Земле.
Мы пользуемся ископаемым топливом — углем, природным газом, нефтью и т. д. Все эти виды топлива — не что иное, как продукты разложения наземных и морских растений или животных, и запасенная в них энергия была миллионы лет назад получена из солнечного света.
Изучение проблем фотосинтеза, помимо общебиологических, имеет и прикладное значение. В частности, проблемы питания, создания систем жизнеобеспечения при космических исследованиях, использования фотосинтезирующих организмов для создания различных биотехнических устройств непосредственно связаны с фотосинтезом.
Слайд 20 Инфромационные источники:
https://otvet.mail.ru/question/32279984
https://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://allrefs.net/c45/1dx9e/p1/
http://biofile.ru/bio/21305.html
Биология : Многообразие покрытосеменных
растений. 6 кл. : учебник / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 207, [1] с.