Презентация, доклад Личностно -ориентированный подход при проектировании образовательной траектории учащихся с ОВЗ на уроках биологии и ОБЖ

Содержание

Каждый ребенок имеет право на полноценное образование в соответствии со своими интересами, способностями, возможностями, поэтому перед учителем стоит задача разработки эффективных моделей образовательного процесса – как в социуме школы, так и вне ее, в том числе

Слайд 1Личностно -ориентированный подход при проектировании образовательной траектории учащихся с ОВЗ на

уроках биологии и ОБЖ

Денисова Э.В., заместитель директора, учитель биологии и ОБЖ, МАОУ «СОШ№5 г. Челябинска», высшая квалификационная категория. 21.12.2015г

Личностно -ориентированный подход при проектировании образовательной траектории учащихся с ОВЗ на уроках биологии и ОБЖДенисова Э.В., заместитель

Слайд 2Каждый ребенок имеет право на полноценное образование в соответствии со своими

интересами, способностями, возможностями, поэтому перед учителем стоит задача разработки эффективных моделей образовательного процесса – как в социуме школы, так и вне ее, в том числе и для детей с ОВЗ, которые не могут реализовать свои способности в полной мере.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании»

Каждый ребенок имеет право на полноценное образование в соответствии со своими интересами, способностями, возможностями, поэтому перед учителем

Слайд 3ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья –

это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых

Слайд 4ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
У большинства учеников с ОВЗ отмечается

недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯУ большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации

Слайд 5И. С. ЯКИМАНСКАЯ:
Личностно - ориентированное обучение — это такое обучение, где

во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования…,то личностно - ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
И. С. ЯКИМАНСКАЯ:Личностно - ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка,

Слайд 6 При личностно - ориентированном обучении на одно из ведущих мест

выходит индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности обучающегося в организованной учебной деятельности.
Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьника обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно - ориентированная педагогика.

При личностно - ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения – процесс раскрытия

Слайд 7Чем отличаются цели традиционного урока от целей нетрадиционных, реализуемых в личностно

- ориентированоом уроке?

Личностно — ориентированный урок предполагает иную систему оценивания ученика.
Это сложная проблема, решить которую можно лишь совместными усилиями педагогов, методистов, классных руководителей, психологов. Управленцев образования и родителей.

Чем отличаются цели традиционного урока от целей нетрадиционных, реализуемых в личностно - ориентированоом уроке?Личностно — ориентированный урок

Слайд 8Личностно — ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей,

отличается от традиционного урока.
Личностно — ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей, отличается от традиционного урока.

Слайд 10Решение данной проблемы в большей степени лежит на творческом союзе учителя

и ученика, но и семья должна принимать активное участие в соблюдении единых требований, оказывать всяческую поддержку в процессе реализации задуманных начинаний.
Решение данной проблемы в большей степени лежит на творческом союзе учителя и ученика, но и семья должна

Слайд 11Схема взаимодействия специалистов по работе с детьми ОВЗ

Схема взаимодействия специалистов по работе с детьми ОВЗ

Слайд 12С ребёнком ОВЗ для учителя актуальным становится возможность выявления системообразующих факторов

риска конкретного ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализ причин её неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ обучения (АОП по предмету).
С ребёнком ОВЗ для учителя актуальным становится возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного ребёнка в контексте жизненной

Слайд 13Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить характеристики детей с ОВЗ:
нарушение в

познавательной сфере,
особенности поведения в познавательной сфере,
особенности поведения, выражающегося в реакциях имитации или подражания отрицательным примерам,
систематически повторяющееся асоциальное поведение,
патологическое развитие характера,
затрудненность в общении,
нарушение в сфере отношений, в том числе к самому себе.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить характеристики детей с ОВЗ: нарушение в познавательной сфере, особенности поведения в познавательной

Слайд 14II.1. С организационной позиции педагогическая поддержка таких учащихся может быть представлена

следующими этапами:

диагностический;
поисковый;
договорный;
деятельностный;
рефлексивный.

II.1. С организационной позиции педагогическая поддержка таких учащихся может быть представлена следующими этапами:диагностический; поисковый; договорный; деятельностный; рефлексивный.

Слайд 15Цель диагностического этапа:
- выявление значимых для личностного роста показателей: мотивации

достижения, социального интереса, творческого потенциала. Методы диагностики: структурированное наблюдение, анализ документов, поведения, результатов деятельности, беседы и др.
Цель поискового этапа:
-организация совместного с учащимися поиска причин возникновения проблемы, возможных путей решения данной проблемы, взгляд на ситуацию со стороны, оказание поддержки и принятие учащихся на себя ответственности за возникновение и решением проблемы с использованием данных диагностического этапа.
Цель диагностического этапа: - выявление значимых для личностного роста показателей: мотивации достижения, социального интереса, творческого потенциала. Методы

Слайд 16Договорный этап
- проектирование действий педагога и обучающегося с ОВЗ в зависимости

от характера проблемы и причин , её вызвавших, педагог разрабатывает индивидуальную программу, помогающую наиболее оптимально разрешить проблему.
Деятельностный этап
- обучающийся с ОВЗ самостоятельно или с помощью педагога решает поставленную задачу.
Договорный этап- проектирование действий педагога и обучающегося с ОВЗ в зависимости от характера проблемы и причин ,

Слайд 17Рефлексивный этап
- это совместные с обучающимся ОВЗ обсуждения успехов и неудач

предыдущей деятельности или неразрешимости проблемы для её переформулирования, совместное осмысление нового опыта жизнедеятельности. Этот этап может быть как заключительным в разрешении проблемы, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут открываться невидимые ранее причины и обстоятельства и понадобиться переформулировать проблему, искать новые пути её разрешения.
Рефлексивный этап- это совместные с обучающимся ОВЗ обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности или неразрешимости проблемы для

Слайд 18Цели и задачи учителя - предметника по работе с обучающимися ОВЗ

и их родителями

Цель: разработка методических рекомендаций учителем - предметником для обучающихся с ОВЗ и их родителей.
Задачи:
1.Изучить личность учащихся с ОВЗ.
2.Составить индивидуальную карту по результатам диагностики личности учащегося.
3. Разработать индивидуальную программу (АОП по предмету) развития учащегося.
4. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа своей деятельности у учащихся с ОВЗ.
5. Подготовить методические рекомендации для учащихся и их родителей для реализации индивидуальной программы развития.

Цели и задачи учителя - предметника по работе с обучающимися ОВЗ и их родителями Цель: разработка методических

Слайд 191 этап. Диагностика личности школьника и изучение его субъективного опыта.
Для

эффективности работы учителя - предметника по организации и обучению учащихся с ОВЗ происходили совместные исследования с психологами, социальным педагогом, учителями - предметниками и опирались на знания классного руководителя, так как он больше общается не только с ребенком, но и родителями учащегося.

1 этап.  Диагностика личности школьника и изучение его субъективного опыта.Для эффективности работы учителя - предметника по

Слайд 20Для такого творческого союза, требуется провести диагностические исследования и с учащимися,

и с родителями. А также обязательно следует провести консультации психолога школы, так как при сходстве внешних проявлений психолого-социальной дезадаптации, проявляющейся в отставании в учении и отклонении в поведении, психологические причины последних могут быть различными.
Для такого творческого союза, требуется провести диагностические исследования и с учащимися, и с родителями. А также обязательно

Слайд 21 Состояние знаний учащихся, учебной деятельности, отдельных познавательных процессов, самооценки школьника,

поведенческих проявлений может исследовать учитель, поскольку он имеет возможность наблюдать ученика длительно, в различных школьных ситуациях.
Состояние знаний учащихся, учебной деятельности, отдельных познавательных процессов, самооценки школьника, поведенческих проявлений может исследовать учитель, поскольку

Слайд 22Используя современные методики по изучению личности, / например, Бабанского/ можно определить

характеристику качеств знаний учащихся, сформированность компонентов учебной деятельности, зону ближайшего развития обучающегося. Вместе с тем ряд приемов психологического изучения остается в области компетенции только практического психолога. Поэтому тесное сотрудничество психолога и учителя просто необходимо на протяжении всего учебного процесса.
Используя современные методики по изучению личности, / например, Бабанского/ можно определить характеристику качеств знаний учащихся, сформированность компонентов

Слайд 23Применение данных методик позволяет сформулировать психологический диагноз как причину возникновения психолого-социальной

дезадаптации школьников. Результатом диагностического этапа может стать создание индивидуальной карты учащегося, в соответствии со следующими критериями:
Применение данных методик позволяет сформулировать психологический диагноз как причину возникновения психолого-социальной дезадаптации школьников. Результатом диагностического этапа может

Слайд 24Первый критерий - это словесно-логическое мышление, которое определяет осведомленность, сформированность понятий

ученика, решение аналогичных заданий, умение делать обобщения.
Второй критерий – особенности когнитивной сферы, раскрывает возможность действовать в уме.
Третий критерий – это абстрагирование признака количества /самостоятельно, повторное, с наводящим вопросом/.
Четвертый критерий отражает умение руководствоваться правилом /дает возможность понять, что предпочитает ученик- правило или образец/.
Пятый критерий рассматривает продуктивность внимания и устойчивость внимания.
Первый критерий - это словесно-логическое мышление, которое определяет осведомленность, сформированность понятий ученика, решение аналогичных заданий, умение делать

Слайд 25Шестой критерий – это характеристика качеств знаний /оцениваются полнота и глубина,

осознанность и гибкость/, сформированность компонентов учебной деятельности /понимание, навыки анализа, самоконтроль, темп/, зона ближайшего развития /восприимчивость к усвоению знаний, помощи другого/. Данный критерий разрабатывается учителем – предметником.
Седьмой критерий – это ведение самоконтроля в учебной деятельности.
Восьмой критерий – это общее отставание в обучении.

Шестой критерий – это характеристика качеств знаний /оцениваются полнота и глубина, осознанность и гибкость/, сформированность компонентов учебной

Слайд 26Девятый критерий – это осознаваемые мотивы: долга, ответственности, избегание неприятностей, благополучия.


Десятый критерий – внешние и внутренние мотивы учащегося,
Одиннадцатый критерий – представление учащегося о школе, его положительные и отрицательные эмоции.
Двенадцатый критерий определяет тип волевой активности /сильный и ли слабый/.

Девятый критерий – это осознаваемые мотивы: долга, ответственности, избегание неприятностей, благополучия. Десятый критерий – внешние и внутренние

Слайд 27Тринадцатый критерий – личная тревожность.
Четырнадцатый критерий – наличие нравственных знаний, убеждений,

нравственного поведения/ уровень воспитанности: высокий, средний, низкий/.
Пятнадцатый критерий рассматривает отношения подростков в классном коллективе.
Шестнадцатый критерий – эмоциональное состояние на уроке.

Тринадцатый критерий – личная тревожность.Четырнадцатый критерий – наличие нравственных знаний, убеждений, нравственного поведения/ уровень воспитанности: высокий, средний,

Слайд 28Индивидуальные программы деятельности учеников по устранению ошибок.
На основании результатов контрольных работ,

собеседования с обучающимся, с учетом индивидуальных особенностей, составляется индивидуальная программа деятельности ученика по устранению ошибок и пробелов.
Ученик сам определяет, чья помощь ему понадобиться для устранения проблемы: товарища учителя или он проблему решит самостоятельно.
Индивидуальные программы деятельности учеников по устранению ошибок.На основании результатов контрольных работ, собеседования с обучающимся, с учетом индивидуальных

Слайд 29Создание технологических карт и дидактического обеспечения
Технологическая карта ученика создается

на конкретный урок. Она содержит и творческую деятельность ребенка, и его самооценку. В ней предусмотрен материал, который изучается всем классом и самостоятельно.
Прописываются задания, выполняемые всеми, в ходе которых ребенок с ОВЗ может уделить время для корректировки пробелов собственных знаний.
Создание технологических карт и дидактического обеспечения Технологическая карта ученика создается на конкретный урок. Она содержит и творческую

Слайд 30 Карта предусматривает контроль и оценку со стороны учителя. Каждая

карта предполагает наличие дидактического материала. На первых уроках по корректировке пробелов – это больше материал, подкрепленный наглядностью, опорами на заучивание. По ходу продвижения по теме задания становятся разноуровневыми, /следует отметить, что учащийся имеет право выбора, он может сделать только те задания, в которых уверен/. На последнем этапе работы обучающийся выполняет, как правило, зачетную работу.
Карта предусматривает контроль и оценку со стороны учителя.  Каждая карта предполагает наличие дидактического материала. На

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть