Слайд 1Личностно -ориентированный подход при проектировании образовательной траектории учащихся с ОВЗ на
уроках биологии и ОБЖ
Денисова Э.В., заместитель директора, учитель биологии и ОБЖ, МАОУ «СОШ№5 г. Челябинска», высшая квалификационная категория. 21.12.2015г
Слайд 2Каждый ребенок имеет право на полноценное образование в соответствии со своими
интересами, способностями, возможностями, поэтому перед учителем стоит задача разработки эффективных моделей образовательного процесса – как в социуме школы, так и вне ее, в том числе и для детей с ОВЗ, которые не могут реализовать свои способности в полной мере.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании»
Слайд 3ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья –
это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Слайд 4ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
У большинства учеников с ОВЗ отмечается
недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Слайд 5И. С. ЯКИМАНСКАЯ:
Личностно - ориентированное обучение — это такое обучение, где
во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования…,то личностно - ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Слайд 6 При личностно - ориентированном обучении на одно из ведущих мест
выходит индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности обучающегося в организованной учебной деятельности.
Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьника обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно - ориентированная педагогика.
Слайд 7Чем отличаются цели традиционного урока от целей нетрадиционных, реализуемых в личностно
- ориентированоом уроке?
Личностно — ориентированный урок предполагает иную систему оценивания ученика.
Это сложная проблема, решить которую можно лишь совместными усилиями педагогов, методистов, классных руководителей, психологов. Управленцев образования и родителей.
Слайд 8Личностно — ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей,
отличается от традиционного урока.
Слайд 10Решение данной проблемы в большей степени лежит на творческом союзе учителя
и ученика, но и семья должна принимать активное участие в соблюдении единых требований, оказывать всяческую поддержку в процессе реализации задуманных начинаний.
Слайд 11Схема взаимодействия специалистов по работе с детьми ОВЗ
Слайд 12С ребёнком ОВЗ для учителя актуальным становится возможность выявления системообразующих факторов
риска конкретного ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализ причин её неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ обучения (АОП по предмету).
Слайд 13Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить характеристики детей с ОВЗ:
нарушение в
познавательной сфере,
особенности поведения в познавательной сфере,
особенности поведения, выражающегося в реакциях имитации или подражания отрицательным примерам,
систематически повторяющееся асоциальное поведение,
патологическое развитие характера,
затрудненность в общении,
нарушение в сфере отношений, в том числе к самому себе.
Слайд 14II.1. С организационной позиции педагогическая поддержка таких учащихся может быть представлена
следующими этапами:
диагностический;
поисковый;
договорный;
деятельностный;
рефлексивный.
Слайд 15Цель диагностического этапа:
- выявление значимых для личностного роста показателей: мотивации
достижения, социального интереса, творческого потенциала. Методы диагностики: структурированное наблюдение, анализ документов, поведения, результатов деятельности, беседы и др.
Цель поискового этапа:
-организация совместного с учащимися поиска причин возникновения проблемы, возможных путей решения данной проблемы, взгляд на ситуацию со стороны, оказание поддержки и принятие учащихся на себя ответственности за возникновение и решением проблемы с использованием данных диагностического этапа.
Слайд 16Договорный этап
- проектирование действий педагога и обучающегося с ОВЗ в зависимости
от характера проблемы и причин , её вызвавших, педагог разрабатывает индивидуальную программу, помогающую наиболее оптимально разрешить проблему.
Деятельностный этап
- обучающийся с ОВЗ самостоятельно или с помощью педагога решает поставленную задачу.
Слайд 17Рефлексивный этап
- это совместные с обучающимся ОВЗ обсуждения успехов и неудач
предыдущей деятельности или неразрешимости проблемы для её переформулирования, совместное осмысление нового опыта жизнедеятельности. Этот этап может быть как заключительным в разрешении проблемы, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут открываться невидимые ранее причины и обстоятельства и понадобиться переформулировать проблему, искать новые пути её разрешения.
Слайд 18Цели и задачи учителя - предметника по работе с обучающимися ОВЗ
и их родителями
Цель: разработка методических рекомендаций учителем - предметником для обучающихся с ОВЗ и их родителей.
Задачи:
1.Изучить личность учащихся с ОВЗ.
2.Составить индивидуальную карту по результатам диагностики личности учащегося.
3. Разработать индивидуальную программу (АОП по предмету) развития учащегося.
4. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа своей деятельности у учащихся с ОВЗ.
5. Подготовить методические рекомендации для учащихся и их родителей для реализации индивидуальной программы развития.
Слайд 191 этап. Диагностика личности школьника и изучение его субъективного опыта.
Для
эффективности работы учителя - предметника по организации и обучению учащихся с ОВЗ происходили совместные исследования с психологами, социальным педагогом, учителями - предметниками и опирались на знания классного руководителя, так как он больше общается не только с ребенком, но и родителями учащегося.
Слайд 20Для такого творческого союза, требуется провести диагностические исследования и с учащимися,
и с родителями. А также обязательно следует провести консультации психолога школы, так как при сходстве внешних проявлений психолого-социальной дезадаптации, проявляющейся в отставании в учении и отклонении в поведении, психологические причины последних могут быть различными.
Слайд 21 Состояние знаний учащихся, учебной деятельности, отдельных познавательных процессов, самооценки школьника,
поведенческих проявлений может исследовать учитель, поскольку он имеет возможность наблюдать ученика длительно, в различных школьных ситуациях.
Слайд 22Используя современные методики по изучению личности, / например, Бабанского/ можно определить
характеристику качеств знаний учащихся, сформированность компонентов учебной деятельности, зону ближайшего развития обучающегося. Вместе с тем ряд приемов психологического изучения остается в области компетенции только практического психолога. Поэтому тесное сотрудничество психолога и учителя просто необходимо на протяжении всего учебного процесса.
Слайд 23Применение данных методик позволяет сформулировать психологический диагноз как причину возникновения психолого-социальной
дезадаптации школьников. Результатом диагностического этапа может стать создание индивидуальной карты учащегося, в соответствии со следующими критериями:
Слайд 24Первый критерий - это словесно-логическое мышление, которое определяет осведомленность, сформированность понятий
ученика, решение аналогичных заданий, умение делать обобщения.
Второй критерий – особенности когнитивной сферы, раскрывает возможность действовать в уме.
Третий критерий – это абстрагирование признака количества /самостоятельно, повторное, с наводящим вопросом/.
Четвертый критерий отражает умение руководствоваться правилом /дает возможность понять, что предпочитает ученик- правило или образец/.
Пятый критерий рассматривает продуктивность внимания и устойчивость внимания.
Слайд 25Шестой критерий – это характеристика качеств знаний /оцениваются полнота и глубина,
осознанность и гибкость/, сформированность компонентов учебной деятельности /понимание, навыки анализа, самоконтроль, темп/, зона ближайшего развития /восприимчивость к усвоению знаний, помощи другого/. Данный критерий разрабатывается учителем – предметником.
Седьмой критерий – это ведение самоконтроля в учебной деятельности.
Восьмой критерий – это общее отставание в обучении.
Слайд 26Девятый критерий – это осознаваемые мотивы: долга, ответственности, избегание неприятностей, благополучия.
Десятый критерий – внешние и внутренние мотивы учащегося,
Одиннадцатый критерий – представление учащегося о школе, его положительные и отрицательные эмоции.
Двенадцатый критерий определяет тип волевой активности /сильный и ли слабый/.
Слайд 27Тринадцатый критерий – личная тревожность.
Четырнадцатый критерий – наличие нравственных знаний, убеждений,
нравственного поведения/ уровень воспитанности: высокий, средний, низкий/.
Пятнадцатый критерий рассматривает отношения подростков в классном коллективе.
Шестнадцатый критерий – эмоциональное состояние на уроке.
Слайд 28Индивидуальные программы деятельности учеников по устранению ошибок.
На основании результатов контрольных работ,
собеседования с обучающимся, с учетом индивидуальных особенностей, составляется индивидуальная программа деятельности ученика по устранению ошибок и пробелов.
Ученик сам определяет, чья помощь ему понадобиться для устранения проблемы: товарища учителя или он проблему решит самостоятельно.
Слайд 29Создание технологических карт и дидактического обеспечения
Технологическая карта ученика создается
на конкретный урок. Она содержит и творческую деятельность ребенка, и его самооценку. В ней предусмотрен материал, который изучается всем классом и самостоятельно.
Прописываются задания, выполняемые всеми, в ходе которых ребенок с ОВЗ может уделить время для корректировки пробелов собственных знаний.
Слайд 30 Карта предусматривает контроль и оценку со стороны учителя. Каждая
карта предполагает наличие дидактического материала. На первых уроках по корректировке пробелов – это больше материал, подкрепленный наглядностью, опорами на заучивание. По ходу продвижения по теме задания становятся разноуровневыми, /следует отметить, что учащийся имеет право выбора, он может сделать только те задания, в которых уверен/. На последнем этапе работы обучающийся выполняет, как правило, зачетную работу.