Презентация, доклад к выступлению ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Содержание

«Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека» Кузнецов В.И.

Слайд 1
Средняя общеобразовательная школа №23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
 
 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ
 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
 
И

ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
 
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОЙ АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 2012 Г.)
 
 
 
 
 
 

ПОДГОТОВИЛА КАЛАШНИКОВА Ю.А.,
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ СОШ № 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УРАЛЬСК 2012
Средняя общеобразовательная школа №23         «ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ» (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОЙ АВГУСТОВСКОЙ

Слайд 2

«Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией,
в которую ученик приходит,
чтобы делать открытия,
с

той только разницей, что эти открытия
не для всего человечества,
а для данного маленького человека» Кузнецов В.И.

«Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей,

Слайд 3


Целью современной школы является обучение проектированию как некоему обще- учебному универсальному

умению, как некоей компетентности. А так как проектирование – универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся, поэтому внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.
Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников.
И когда они видят результаты своих старших товарищей, то у них сразу возникает девиз «Я ведь тоже так смогу»


Целью современной школы является обучение проектированию как некоему обще- учебному универсальному умению, как некоей компетентности. А так

Слайд 4



Все лабораторные работы, особенно в среднем звене, по сути - начало

более сложных исследовательских проектов и индивидуальных, и групповых. В 7 классе при изучении растений простор для исследовательских проектов очень велик.

И некоторые такие мини-проекты (при определенных коррективах и дополнениях) перерастают в достойные конкурсные работы (Приложения 1 и 2) в городском конкурсе рефератов и презентаций.



Все лабораторные работы, особенно в среднем звене, по сути - начало более сложных исследовательских проектов и индивидуальных,

Слайд 5

«Вот те и господин лук! Ишь, какая прелесть!»


Народная мудрость
«Вот те и господин лук! Ишь, какая прелесть!»

Слайд 6

«...Лягушкам только образования не

хватает, а так они на всё способны» МАРК ТВЕН
«...Лягушкам только образования не           хватает, а

Слайд 7
Как показывает практика, проектная деятельность учащихся легко организуется во внеурочное время

в условиях дополнительного образования, потому они здесь больше свободны в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения, требуется меньше усилий для их организации.
Так как в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации, то внедрение метода проектов в практику преподавания предмета будет способствовать как формированию обще- учебных  умений и навыков, так и освоению предметного содержания.
Проектирование является таким видом деятельности, научить которой может только тот, кто ею владеет.
Метод проектов – это образовательная технология, использовать которую нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей её реализации. В противном случае будет только декларирование, что работа организуется методом проектов, а в действительности это творческие и исследовательские работы, рефераты, доклады по темам программы или её дополняющим, школьные или классные мероприятия, концерты и так далее.



Как показывает практика, проектная деятельность учащихся легко организуется во внеурочное время в условиях дополнительного образования, потому они

Слайд 8
Поэтому для обучения школьников методу проектов как способу учебной деятельности необходимо

хорошо владеть его  методологией.
«Прежде чем научить, нужно знать самому»

Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности?

Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:
1. формировать и развивать творческие способности ученика;
2. развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
3. создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
4. заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
5. постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

Поэтому для обучения школьников методу проектов как способу учебной деятельности необходимо хорошо владеть его  методологией. «Прежде чем

Слайд 9
Технология организации проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

В настоящее время стремительно развиваются информационные технологии, усовершенствуются способы добычи знаний.

Раньше, чтобы добыть крупицы информации, нужно было перевернуть гору литературы (газет, статей, книг и проч.)

А сейчас?! Входишь в Интернет, вводишь вопрос и вот  - скачивай на здоровье. Но ведь надо же знать что ищешь! Необходимо формулировать вопросы так, чтобы ученики вынуждены были выдвигать гипотезы, а только потом их перепроверять с помощью различных источников информации.

Технология организации проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность

Слайд 10
В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того,

что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.
Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи.

Какова же роль учителя в проектной деятельности?
 
Так вот мои основные цели:
 
- Помочь им найти мотивацию для обучения;
- Включить их в активную, вполне реальную деятельность,
- Позволить ученику осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов;
- Оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными характеристиками; 

В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в

Слайд 11
Если в традиционном образовании учитель ретранслировал знания и работал по

схеме:
 
учитель  →     учебник   →    ученик.
 
То теперь:
 
ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;
ученик экспериментирует - учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность;
ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения - учитель - партнер;
ученик несет ответственность за результат своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

Если в традиционном образовании учитель ретранслировал знания и работал по схеме: учитель  →     учебник   →    ученик. То теперь: ученик определяет

Слайд 12
Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся на уроках биологии

и во внеурочной деятельности?
 
1. Составить план работы.
2. Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.
3. Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.
4. Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.
5. Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
6. Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.
7. Составить нормы и требования по оформлению работы.
8. Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
9. Составить положения методического подхода к проектной деятельности.
10. Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.

Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности? 1. Составить план

Слайд 13
В своей практике использую несколько видов проектов.
 
Это, во-первых, информационные поисковые проекты,

предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся - на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
В-третьих - продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании презентации.
В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
В своей практике использую несколько видов проектов. Это, во-первых, информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку

Слайд 14
Учебное исследование для учащегося и учителя

Учебное исследование для учащегося и учителя

Слайд 15
Формы организации исследовательской деятельности во внеурочное время

1. Курсы в рамках школьного

компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области биологии.
2. Программы дополнительного образования (кружки)

3. Проведение экскурсий традиционного характера (написание отчетов, эссе по итогам экскурсии).

4. Реализация походов и экспедиций.

Формы организации исследовательской деятельности во внеурочное время 1. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного

Слайд 16
Этапы организации исследовательской работы учащихся (технологические основы)
 
1. Определение проблемы как начало

исследования. «Проблема – это белое пятно на карте науки, «знание о незнании». 2. Выбор и определение темы.
«Выбор темы – залог успеха».
3. Актуальность и практическая значимость исследования. (Почему? Для чего?) 4. Общее и частное в исследовании (объект и предмет исследования)
Объект - Что? Объективен. Предмет - Как? Субъективен.

5. Определение цели и задач, формулирование гипотезы
6. Определение методов исследования
Метод – это способ достижения цели исследования.
«Всё дело в хорошем методе»



Этапы организации исследовательской работы учащихся (технологические основы) 1. Определение проблемы как начало исследования. «Проблема – это белое пятно

Слайд 17
7. Планирование исследования:
8. Обзор информационных источников
9. Работа над рукописью исследования:
10. Оформление

исследовательской работы
(Требования к оформлению исследовательской работы) 11. Подготовка к защите исследовательской работы
Составление выступления

1.О чём говорить? (Что же конкретное и важное я скажу?
О чём совершенно необходимо сказать?) 2.Сколько говорить? 3. Как говорить? (Отработка навыков устной речи во время выступления: тембр, темп, паузы, акценты) 4. Подготовиться к возможным вопросам.


12. Значение исследовательской работы

7. Планирование исследования:8. Обзор информационных источников9. Работа над рукописью исследования:10. Оформление исследовательской работы (Требования к оформлению исследовательской

Слайд 18

МОНИТОРИНГ СВИНЦА В ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Группа повышенного риска
воздействия

свинца среди населения – дети.






Выполнила: Сутулова Татьяна
8 класс, СОШ №23
Руководитель: Калашникова Ю.А.

МОНИТОРИНГ СВИНЦА В ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫГруппа повышенного риска   воздействия свинца среди населения – дети.Выполнила: Сутулова

Слайд 19

Экологический проект
«Экологический паспорт
сош № 23»
Выполнила : Ученица 11 класса, СОШ №

23, г. Уральска
Саттарова Елена.

Руководитель: Калашникова Ю.А.
Экологический проект«Экологический паспортсош № 23»Выполнила : Ученица 11 класса, СОШ № 23, г. УральскаСаттарова Елена.Руководитель: Калашникова Ю.А.

Слайд 20
Анкета для выявления проектных умений
 
Оцени свои умения работать методом проекта, используя

следующие критерии оценки:
 
3 балла – умею;
2 балла – иногда получается;
1 балл – чаще не получается;
0 баллов – не умею
 
Анкета для выявления проектных умений Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки: 3 балла – умею;

Слайд 22

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного

материала.
Отмечается повышение интереса к предмету биологии при использовании разных методов обучения.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.  Отмечается повышение интереса к

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть