Слайд 1
Средняя общеобразовательная школа №23
«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
И
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОЙ АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 2012 Г.)
ПОДГОТОВИЛА КАЛАШНИКОВА Ю.А.,
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ СОШ № 23
УРАЛЬСК 2012
Слайд 2
«Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией,
в которую ученик приходит,
чтобы делать открытия,
с
той только разницей, что эти открытия
не для всего человечества,
а для данного маленького человека»
Кузнецов В.И.
Слайд 3
Целью современной школы является обучение проектированию как некоему обще- учебному универсальному
умению, как некоей компетентности. А так как проектирование – универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся, поэтому внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.
Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников.
И когда они видят результаты своих старших товарищей, то у них сразу возникает девиз «Я ведь тоже так смогу»
Слайд 4
Все лабораторные работы, особенно в среднем звене, по сути - начало
более сложных исследовательских проектов и индивидуальных, и групповых. В 7 классе при изучении растений простор для исследовательских проектов очень велик.
И некоторые такие мини-проекты (при определенных коррективах и дополнениях) перерастают в достойные конкурсные работы (Приложения 1 и 2) в городском конкурсе рефератов и презентаций.
Слайд 5
«Вот те и господин лук! Ишь, какая прелесть!»
Народная мудрость
Слайд 6
«...Лягушкам только образования не
хватает, а так они на всё способны»
МАРК ТВЕН
Слайд 7
Как показывает практика, проектная деятельность учащихся легко организуется во внеурочное время
в условиях дополнительного образования, потому они здесь больше свободны в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения, требуется меньше усилий для их организации.
Так как в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации, то внедрение метода проектов в практику преподавания предмета будет способствовать как формированию обще- учебных умений и навыков, так и освоению предметного содержания.
Проектирование является таким видом деятельности, научить которой может только тот, кто ею владеет.
Метод проектов – это образовательная технология, использовать которую нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей её реализации. В противном случае будет только декларирование, что работа организуется методом проектов, а в действительности это творческие и исследовательские работы, рефераты, доклады по темам программы или её дополняющим, школьные или классные мероприятия, концерты и так далее.
Слайд 8
Поэтому для обучения школьников методу проектов как способу учебной деятельности необходимо
хорошо владеть его методологией.
«Прежде чем научить, нужно знать самому»
Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности?
Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:
1. формировать и развивать творческие способности ученика;
2. развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
3. создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
4. заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
5. постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.
Слайд 9
Технология организации проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В настоящее время стремительно развиваются информационные технологии, усовершенствуются способы добычи знаний.
Раньше, чтобы добыть крупицы информации, нужно было перевернуть гору литературы (газет, статей, книг и проч.)
А сейчас?! Входишь в Интернет, вводишь вопрос и вот - скачивай на здоровье. Но ведь надо же знать что ищешь! Необходимо формулировать вопросы так, чтобы ученики вынуждены были выдвигать гипотезы, а только потом их перепроверять с помощью различных источников информации.
Слайд 10
В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того,
что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.
Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи.
Какова же роль учителя в проектной деятельности?
Так вот мои основные цели:
- Помочь им найти мотивацию для обучения;
- Включить их в активную, вполне реальную деятельность,
- Позволить ученику осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов;
- Оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными характеристиками;
Слайд 11
Если в традиционном образовании учитель ретранслировал знания и работал по
схеме:
учитель → учебник → ученик.
То теперь:
ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;
ученик экспериментирует - учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность;
ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения - учитель - партнер;
ученик несет ответственность за результат своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Слайд 12
Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся на уроках биологии
и во внеурочной деятельности?
1. Составить план работы.
2. Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.
3. Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.
4. Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.
5. Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
6. Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.
7. Составить нормы и требования по оформлению работы.
8. Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
9. Составить положения методического подхода к проектной деятельности.
10. Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.
Слайд 13
В своей практике использую несколько видов проектов.
Это, во-первых, информационные поисковые проекты,
предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся - на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
В-третьих - продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании презентации.
В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Слайд 14
Учебное исследование для учащегося и учителя
Слайд 15
Формы организации исследовательской деятельности во внеурочное время
1. Курсы в рамках школьного
компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области биологии.
2. Программы дополнительного образования (кружки)
3. Проведение экскурсий традиционного характера (написание отчетов, эссе по итогам экскурсии).
4. Реализация походов и экспедиций.
Слайд 16
Этапы организации исследовательской работы учащихся (технологические основы)
1. Определение проблемы как начало
исследования.
«Проблема – это белое пятно на карте науки, «знание о незнании».
2. Выбор и определение темы.
«Выбор темы – залог успеха».
3. Актуальность и практическая значимость исследования.
(Почему? Для чего?)
4. Общее и частное в исследовании (объект и предмет исследования)
Объект - Что? Объективен.
Предмет - Как? Субъективен.
5. Определение цели и задач, формулирование гипотезы
6. Определение методов исследования
Метод – это способ достижения цели исследования.
«Всё дело в хорошем методе»
Слайд 17
7. Планирование исследования:
8. Обзор информационных источников
9. Работа над рукописью исследования:
10. Оформление
исследовательской работы
(Требования к оформлению исследовательской работы)
11. Подготовка к защите исследовательской работы
Составление выступления
1.О чём говорить? (Что же конкретное и важное я скажу?
О чём совершенно необходимо сказать?)
2.Сколько говорить?
3. Как говорить? (Отработка навыков устной речи во время выступления: тембр, темп, паузы, акценты)
4. Подготовиться к возможным вопросам.
12. Значение исследовательской работы
Слайд 18
МОНИТОРИНГ СВИНЦА В ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Группа повышенного риска
воздействия
свинца среди населения – дети.
Выполнила: Сутулова Татьяна
8 класс, СОШ №23
Руководитель: Калашникова Ю.А.
Слайд 19
Экологический проект
«Экологический паспорт
сош № 23»
Выполнила : Ученица 11 класса, СОШ №
23, г. Уральска
Саттарова Елена.
Руководитель: Калашникова Ю.А.
Слайд 20
Анкета для выявления проектных умений
Оцени свои умения работать методом проекта, используя
следующие критерии оценки:
3 балла – умею;
2 балла – иногда получается;
1 балл – чаще не получается;
0 баллов – не умею
Слайд 22
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного
материала.
Отмечается повышение интереса к предмету биологии при использовании разных методов обучения.