Слайд 1Контроль знаний
по теме «Кровообращение»
Волкова Татьяна Викторовна,
учитель биологии,
специалист высшей категории высшего
уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»
Слайд 2Биологические задачи
1. Опыт А. Моссо: Человека уложили без движения на доске -
весах и точно уравновесили. Когда ему предложили решать задачу, голова перевесила. Объясните этот опыт.
2. Почему кровь в сердце движется только в одном направлении: из предсердий в желудочки, а из желудочков - в артерии?
3. Сердце - удивительный и надёжный мотор, который работает в течение всей жизни, без остановки и "ремонта". Как вы думаете, почему сердечная мышца не теряет работоспособности на протяжении многих лет жизни человека?
4. Кровь из сердца выбрасывается толчками, а в артериях она движется непрерывно. Как вы думаете, почему?
5. Почему кровь не может течь назад по венам?
Слайд 3Биологические задачи
6. Решите задачу. Представьте ритмичную работу сердца 40- летнего человека и, исходя
из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 40 у него: а) отдыхали мышцы желудочков сердца; б) отдыхали мышцы предсердий; в) были закрыты створчатые клапаны; г) были открыты полулунные клапаны.
7. Решите задачу. Сколько лет работали мышцы желудочков, предсердий; створчатые и полулунные клапаны (были закрыты) сердца у человека, прожившего 16 лет?
8. Клиническая смерть. Для спасения человека кровь нагнетают через артерию в обратном направлении. Попадая в аорту, кровь захлопывает трёхстворчатый клапан. Куда она может двигаться? Почему это улучшает работу сердца?
Слайд 4Биологические задачи
9. Хорошо известно, что кровеносные сосуды в нашем теле всюду замкнуты,
но оказывается из этого правила есть исключение. В брюшной полости имеется орган, где замкнутость сохраняется только наполовину. Кровь, попадающая в этот орган, сначала движется по капиллярам, а потом изливается в различные полости. Какой орган имеется в виду? Что достигается такой особенностью его строения?
10. Как объяснить, что у одного раненого кровь медленно сочилась из сосуда, а у другого - била фонтаном?
11. Рана была тяжёлой. Ничто не помогало. Он умер в 19 часов 41 минуту. С момента остановки сердца прошло 2 минуты. Профессор склонился над трупом. В 19 часов 45 минут были записаны слова: " первый удар сердца". О каком профессоре рассказано в этом отрывке? В чём заключается его работа?
Слайд 5Биологические задания
1. Дайте определения понятий: кровообращение, артерии, вены, капилляры, перепишите, осмыслите и поясните их.
2.Прочитайте
внимательно стихотворение
Э. Межелайтиса "Сердце" и подумайте над вопрос:
что имел виду поэт?:
Что такое сердце? Камень твёрдый?
Яблоко с багрово- красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, всё земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
3. Какова роль нервной системы в регуляции работы сердца?
Слайд 6Биологические задания
4. Как нарушается движение крови при некоторых заболеваниях (например, пороках
сердца), когда створчатые или полулунные клапаны не смыкаются плотно?
5. Ответьте письменно на вопрос: Как осуществляется гуморальная регуляция работы сердца?
6. Пользуясь учебником, сформулируйте правила тренировки сердца, которые способствуют укреплению его мышечной стенки и положительно влияют на общее состояние человека.
7. Найдите в учебнике определения: пульс, давление. Перепишите, осмыслите и поясните их.
8. Практическое задание. Прощупайте пульсовые толчки на лучевой артерии. Подсчитайте пульс за 1 минуту. Теперь сделайте 10-15 приседаний и снова подсчитайте пульс. Как изменится пульс после физической нагрузки?
9. Начертите в тетради цветными карандашами схемы большого и малого кругов кровообращения и подпишите органы, образующие их.
Слайд 7Биологические задания
10. Ответьте письменно на вопросы: а) Как изменяется кровяное давление в разных
участках кровеносного русла?
б) Какое значение имеет разница давления крови в различных участках кровеносной системы? в) Какое артериальное давление считается верхним, а какое - нижним?
11. Что такое порок сердца? Почему при нём нарушается нормальная работа всего организма?
12. Что такое инсульт и что такое инфаркт? С чем это связано?
14. Что такое стенокардия, её причины, последствия и первая помощь.
15. Практическое задание. Для укрепления мышц сердца занимайтесь ежедневно утренней гимнастикой, записывайте один раз в неделю свой пульс после зарядки.
Слайд 8Объясните
Почему движение крови в организме - важное условие жизнедеятельности человека?
Почему стенка
левого желудочка развита сильнее, чем стенки других отделов сердца? Какое это имеет значение?
Докажите, что строение сердца соответствует его функции?
Как вы считаете, какое значение для организма имеют изменения силы и частоты сердечных сокращений?
Почему не удаётся возобновить работу ослабшего сердца, если накачивать кровь в вену?
В чём выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов?
Как вы считаете, какое значение имеет замедление тока крови в капиллярах?
Слайд 9Объясните
8. Как вы считаете, почему вредно туго затягиваться ремнём, носить тесную
обувь?
9. Что является причиной движения крови по сосудам? Свой ответ обоснуйте.
10. Почему нарушаются функции сердца и кровеносных сосудов под влиянием никотина и алкоголя. Свой ответ поясните.
11. Как вы считаете, почему при артериальных кровотечениях жгуты накладывают на конечности выше места ранения?
12. Почему происходит омертвление тканей конечности, если наложенный жгут не ослабляют в течение длительного времени?
Слайд 10Работа с рисунками
1. Рассмотрите рис. 1 «Строение сердца», что обозначено на
нем цифрами 1-13. Найдите и назовите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца.
рис. 1
Слайд 11Работа с рисунками
2. Рассмотрите рисунок 2 "Сердечный цикл", дайте характеристику фазам
сердечного цикла, изображенным на данном рисунке.
Рис 2
Слайд 12Работа с рисунками
3. Рассмотрите рисунок 3 "Кровеносные сосуды", определите какие сосуды
обозначены под буквами А, Б, В и ответьте на вопрос: В чем состоит различие в строении капилляров, вен и артерий?
рис. 3
Слайд 13Работа с рисунками
4. Рассмотрите рисунок 4 «Схема большого и малого кругов
кровообращения», что обозначено на нем цифрами 1-13. Ответьте на вопрос: Всегда ли по артериям течёт артериальная кровь, а по венам- венозная в малом круге кровообращения?
Рис 4
Слайд 14Работа с рисунками
Рассмотрите рис 5 «Сердечные мышцы» и ответьте на вопрос:
Чем
сердце тренированного человека отличается от сердца нетренированного человека?
Рис 5
Слайд 15Задания для самостоятельной работы
1. Вставьте пропущенные слова в предложения:
... расположено в
грудной полости, левее грудины. Масса ...
взрослого человека в среднем составляет 300 г. ... состоит из
трёх слоёв: наружный слой - ..., состоит из … ткани, средний –
..., состоит из ..., внутренний- ..., состоит из... . ... Человека
состоит из 4 отделов: ... ... и ... ... . Между ними находятся ...
клапаны, благодаря которым кровь движется только в одном
направлении – из ... в ... .
Слайд 16Задания для самостоятельной работы
2. Выпишите номера правильных ответов:
1. Кровеносная система
человека замкнутая.
2. Малый круг кровообращения начинается с левого желудочка.
3. Артерии- сосуды, несущие кровь от сердца.
4. Сердце обеспечивает кровообращение.
5. Капилляры - мелкие, однослойные сосуды.
6. Лёгочная артерия - самая крупная артерия.
7. Миокард - средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей.
8. Систола - расслабление.
9. В аорте кровяное давление - 150 мм.рт.ст.
10. Сердце располагается в околосердечной сумке - перикарде.
Слайд 17Задания для самостоятельной работы
3. Выберите и зашифруйте правильные ответы (тестирование):
1. Вены
- это сосуды
а) несущие кровь от сердца;
в) несущие кровь к сердцу;
с) пронизывающие все органы и ткани;
д) несущие кровь к лёгким;
е) несущие кровь к капиллярам.
2. Скорость тока крови в крупных артериях:
а) 0,2 м/с. в) 0,5 х 10 м/с. с) 0,5 м/с. д) 0,06 м/с. е) 1 м/с
3. Давление крови в венах здорового человека:
а) 150 мм рт ст.
в) 30 мм рт ст.
с) 120 мм рт ст.
д) 10 мм рт ст.
е) 100 мм рт ст.
Слайд 18Задания для самостоятельной работы
4. Большой круг кровообращения начинается от
а) правого желудочка;
в)
левого предсердия;
с) левого желудочка;
д) правого предсердия;
е) аорты.
5. В венах течёт:
а) только венозная кровь;
в) смешанная кровь;
с) только артериальная кровь;
д) артериальная или венозная;
е) частично смешанная.
Слайд 19Задания для самостоятельной работы
6. Наружный слой стенки сердца называется:
а) миокардом;
в) эпикардом;
с)
эндокардом;
д) перикардом;
е) сердечная мышца.
7. Кругооборот крови в большом круге кровообращения происходит за:
а) 23 сек.;
в) 24 сек.;
с) 25 сек.;
д) 19 сек;
е) 26 сек.
Слайд 20Контрольная работа
Вариант I.
1. В чём заключается связь строения сердца с выполняемой
им функцией?
2. Опишите этапы оказания первой помощи при венозном кровотечении. Почему жгут при данном кровотечении накладывают дальше от сердца?
Вариант II.
1. Почему происходит изменение кровяного давления в сосудах по мере перемещения крови?
2. Нарисуйте цветными карандашами схему малого круга кровообращения и подпишите. Какая кровь и по каким сосудам поступает в левое предсердие?
Вариант III.
1. В чём заключается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов?
2. В чём состоит отрицательное влияние табака и алкоголя на органы кровообращения?
Слайд 21Ответы
1. Вставьте пропущенные слова в предложения:
Сердце, сердце, оно,
эпикард, соединительная, миокард. поперечнополосатая. эндокард, эпителиальная ткань, сердце, два желудочка, два предсердия, створчатые, предсердие, желудочек.
2. Выпишите номера правильных ответов:
1, 3, 4, 5, 7, 9, 10.
3. Выберите и зашифруйте правильные ответы:
1 – в; 2 – с; 3 – д; 4 – с; 5 – д; 6 – д; 7 – а.