Презентация, доклад к уроку Три среды обитания2

Содержание

- Ниж­няя часть ат­мо­сфе­ры (воз­душ­ная обо­лоч­ка Земли)- Гид­ро­сфе­ра (вод­ная обо­лоч­ка Земли)- Верх­няя часть ли­то­сфе­ры (твер­дая обо­лоч­ка Земли)Каж­дая из этих обо­ло­чек Земли имеет осо­бые усло­вия, со­зда­ю­щие раз­ные среды жизни. Раз­лич­ны­ми усло­ви­я­ми сред жизни по­рож­да­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм живых ор­га­низ­мов.Жизнь про­те­ка­ет

Слайд 1Презентация урока «Три среды обитания»
Биология 5 класс
Учитель биологии
Н. Ф. Неверова
МБОУ

СШ № 17
Город Димитровград
Ульяновская область
Презентация урока «Три среды обитания»Биология 5 классУчитель биологии Н. Ф. НевероваМБОУ СШ № 17Город ДимитровградУльяновская область

Слайд 2- Ниж­няя часть ат­мо­сфе­ры (воз­душ­ная обо­лоч­ка Земли)
- Гид­ро­сфе­ра (вод­ная обо­лоч­ка Земли)
- Верх­няя часть

ли­то­сфе­ры (твер­дая обо­лоч­ка Земли)

Каж­дая из этих обо­ло­чек Земли имеет осо­бые усло­вия, со­зда­ю­щие раз­ные среды жизни. Раз­лич­ны­ми усло­ви­я­ми сред жизни по­рож­да­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм живых ор­га­низ­мов.

Жизнь про­те­ка­ет на боль­шом про­стран­стве раз­но­об­раз­ной по­верх­но­сти зем­но­го шара.
Био­сфе­ра – это обо­лоч­ка Земли, где су­ще­ству­ют живые ор­га­низ­мы.
Био­сфе­ра вклю­ча­ет в себя:

- Ниж­няя часть ат­мо­сфе­ры (воз­душ­ная обо­лоч­ка Земли)- Гид­ро­сфе­ра (вод­ная обо­лоч­ка Земли)- Верх­няя часть ли­то­сфе­ры (твер­дая обо­лоч­ка Земли)Каж­дая из этих

Слайд 3Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания

в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную и водную.
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную

Слайд 5НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА
ВОДНАЯ СРЕДА
ПОЧВЕННАЯ СРЕДА
До­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния

тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху

Воды все­гда до­ста­точ­но. Тем­пе­ра­ту­ра здесь ме­ня­ет­ся мень­ше, чем тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, а вот кис­ло­ро­да за­ча­стую не хва­та­ет

Мень­ше кис­ло­ро­да и боль­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем на све­жем воз­ду­хе. А воды здесь бы­ва­ет слиш­ком много. Тем­пе­ра­ту­ра в поч­вен­ной среде более ров­ная, чем на по­верх­но­сти. Свет в почву не про­ни­ка­ет.

НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДАВОДНАЯ СРЕДАПОЧВЕННАЯ СРЕДАДо­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и

Слайд 6ПРИРОДНЫЙ ДОМ
НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА
ШМЕЛЬ
ДЕЛЬФИН
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
ВЫДРА
ЛЯГУШКА
СЛЕПЫШ
СОМ
РЕЧНОЙ РАК
СТРАУС
ЖУК ПЛАУНЕЦ
СТРИЖ
МАЙСКИЙ ЖУК
АКУЛА
КРОТ
КЕНГУРУ
ЦОКОР
СТРЕКОЗА
ГЕПАРД
КОЛИБРИ
МУХА
КОМАР

ПРИРОДНЫЙ ДОМ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДАШМЕЛЬДЕЛЬФИНЛЕТУЧАЯ МЫШЬВЫДРАЛЯГУШКАСЛЕПЫШСОМРЕЧНОЙ РАКСТРАУСЖУК ПЛАУНЕЦСТРИЖМАЙСКИЙ ЖУКАКУЛАКРОТКЕНГУРУЦОКОРСТРЕКОЗАГЕПАРДКОЛИБРИМУХАКОМАР

Слайд 7До­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся

по Земле и по воз­ду­ху

Рас­те­ния и жи­вот­ные за­суш­ли­вых мест оби­та­ния имеют спе­ци­аль­ные при­спо­соб­ле­ния для до­бы­ва­ния, за­па­са­ния и эко­но­мич­но­го рас­хо­до­ва­ния воды.
В рай­о­нах с хо­лод­ной зимой в те­че­ние года за­мет­но ме­ня­ет­ся вся жизнь ор­га­низ­ма. Осен­ний ли­сто­пад, отлет пе­ре­лет птиц в теп­лые края, смена шер­сти у зве­рей на более гу­стую и теп­лую - все это при­спо­соб­ле­ние живых су­ществ к се­зон­ным из­ме­не­ни­ям в при­ро­де.
В на­зем­но-воз­душ­ной среде можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху. И жи­вот­ные этим поль­зу­ют­ся. Ноги одних при­спо­соб­ле­ны к бегу: стра­ус, ге­пард, зебра. Дру­гих – к прыж­кам: кен­гу­ру, туш­кан­чик. Из каж­дых 100 оби­та­ю­щих в этой среде жи­вот­ных 75 умеют ле­тать. Это боль­шин­ство на­се­ко­мых, птиц и неко­то­рые звери, на­при­мер, ле­ту­чая мышь

наземно-воздушная среда

До­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­хуРас­те­ния и

Слайд 8Птиц от всех дру­гих су­ществ от­ли­ча­ет спо­соб­ность ле­тать. К по­ле­ту при­спо­соб­ле­но

все тело птицы. Пе­ред­ние ко­неч­но­сти птиц пре­вра­ще­ны в кры­лья. Так что птицы стали дву­но­ги­ми. Опе­рен­ное крыло на­мно­го более при­спо­соб­ле­но к по­ле­ту, чем ле­та­тель­ная пе­ре­пон­ка ле­ту­чих мышей. По­вре­жден­ное опе­ре­ние крыла быст­ро вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. Удли­не­ние крыла до­сти­га­ет­ся за счет удли­не­ния пе­рьев, а не ко­стей. Длин­ные тон­кие кости ле­та­ю­щих по­зво­ноч­ных могут легко ло­мать­ся. Как при­спо­соб­ле­ние для по­ле­та на гру­дине птиц раз­вил­ся кост­ный киль. Это опора для кост­ных ле­та­тель­ных мышц. Неко­то­рые со­вре­мен­ные птицы ли­ше­ны киля, но од­но­вре­мен­но они утра­ти­ли спо­соб­ность ле­тать. Все лиш­ние тя­же­сти в стро­е­нии птиц, ме­ша­ю­щие по­ле­ту, при­ро­да по­ста­ра­лась устра­нить. Мак­си­маль­ный вес всех круп­ных ле­та­ю­щих птиц до­сти­га­ет 15-16 кг. А у неле­та­ю­щих, на­при­мер стра­у­сов, он может пре­вы­шать 150 кг. Кости птиц в про­цес­се эво­лю­ции ста­но­ви­лись по­лы­ми и лег­ки­ми. При этом они со­хра­ни­ли проч­ность.
Пер­вые птицы имели зубы, но затем тя­же­лая зуб­ная си­сте­ма пол­но­стью ис­чез­ла. У птиц по­явил­ся ро­го­вой клюв. Во­об­ще полет – несрав­нен­но более ско­рост­ной спо­соб пе­ре­дви­же­ния, чем бег или пла­ва­ние в воде. Но за­тра­ты энер­гии при­мер­но вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при пла­ва­нии. По­это­му птицы долж­ны по­гло­щать до­воль­но много пищи.
Полет, может быть:
- Ма­шу­щий
- Па­ря­щий
Па­ря­щий полет в со­вер­шен­стве осво­и­ли хищ­ные птицы. Они ис­поль­зу­ют теп­лые по­то­ки воз­ду­ха, под­ни­ма­ю­щи­е­ся от на­гре­той земли.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПТИЦ К ПОЛЕТУ

Птиц от всех дру­гих су­ществ от­ли­ча­ет спо­соб­ность ле­тать. К по­ле­ту при­спо­соб­ле­но все тело птицы. Пе­ред­ние ко­неч­но­сти птиц пре­вра­ще­ны

Слайд 9ПРИРОДНЫЙ ДОМ ВОДНАЯ СРЕДА
ДЕЛЬФИН
ВЫДРА
ЛЯГУШКА
СЛЕПЫШ
СОМ
РЕЧНОЙ РАК
ЖУК ПЛАУНЕЦ
АКУЛА
КРОТ
ЦОКОР

ПРИРОДНЫЙ ДОМ ВОДНАЯ СРЕДАДЕЛЬФИНВЫДРАЛЯГУШКАСЛЕПЫШСОМРЕЧНОЙ РАКЖУК ПЛАУНЕЦАКУЛАКРОТЦОКОР

Слайд 10Воды все­гда до­ста­точ­но. Тем­пе­ра­ту­ра здесь ме­ня­ет­ся мень­ше, чем тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, а

вот кис­ло­ро­да за­ча­стую не хва­та­ет

Как осуществляется дыхание животных в водной среде.

Рыбы и ра­ко­об­раз­ные дышат жаб­ра­ми. Это спе­ци­аль­ные ор­га­ны, ко­то­рые из­вле­ка­ют из воды рас­тво­рен­ный в ней кис­ло­род, необ­хо­ди­мый для ды­ха­ния.
Ля­гуш­ка, на­хо­дясь под водой, дышит кожей. Осво­ив­шие воду мле­ко­пи­та­ю­щие дышат лег­ки­ми, им необ­хо­ди­мо пе­ри­о­ди­че­ски под­ни­мать­ся к по­верх­но­сти воды для вдоха.
По­доб­ным об­ра­зом ведут себя и вод­ные жуки, толь­ко у них, как и у дру­гих на­се­ко­мых, не лег­кие, а осо­бые ды­ха­тель­ные тру­боч­ки – тра­хеи.

Воды все­гда до­ста­точ­но. Тем­пе­ра­ту­ра здесь ме­ня­ет­ся мень­ше, чем тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, а вот кис­ло­ро­да за­ча­стую не хва­та­етКак осуществляется

Слайд 11Одни ор­га­низ­мы (фо­рель) могут жить толь­ко в бо­га­той кис­ло­ро­дом воде. Сазан,

ка­рась, линь вы­дер­жи­ва­ют недо­ста­ток кис­ло­ро­да. Зимой, когда мно­гие во­до­е­мы ско­ва­ны льдом, может на­сту­пить замор рыб, т. е. мас­со­вая ги­бель их от уду­шья. Чтобы кис­ло­род по­сту­пал в воду, во льду про­ру­ба­ют лунки. В вод­ной среде мень­ше света, чем в на­зем­но-воз­душ­ной. В оке­а­нах и морях на глу­бине 200 мет­ров – цар­ство су­ме­рек, а еще ниже – веч­ная тьма. Со­от­вет­ствен­но, вод­ные рас­те­ния встре­ча­ют­ся лишь там, где до­ста­точ­но света. Глуб­же могут жить толь­ко жи­вот­ные. Глу­бо­ко­вод­ные жи­вот­ные пи­та­ют­ся па­да­ю­щи­ми из верх­них слоев мерт­вы­ми остан­ка­ми раз­лич­ных мор­ских оби­та­те­лей.

Осо­бен­ность мно­гих мор­ских жи­вот­ных – это при­спо­соб­ле­ние для пла­ва­ния. У рыб, дель­фи­нов и китов – это плав­ни­ки. У тю­ле­ней и мор­жей – ласты. У боб­ров, выдр, во­до­пла­ва­ю­щих птиц есть пе­ре­пон­ки между паль­ца­ми. У жука пла­вун­ца есть пла­ва­тель­ные ножки, по­хо­жие на весла.
Одни ор­га­низ­мы (фо­рель) могут жить толь­ко в бо­га­той кис­ло­ро­дом воде. Сазан, ка­рась, линь вы­дер­жи­ва­ют недо­ста­ток кис­ло­ро­да. Зимой,

Слайд 12ПРИРОДНЫЙ ДОМ
ПОЧВЕННАЯ СРЕДА
СЛЕПЫШ
КРОТ
ЦОКОР

ПРИРОДНЫЙ ДОМПОЧВЕННАЯ СРЕДАСЛЕПЫШКРОТЦОКОР

Слайд 13Мень­ше кис­ло­ро­да и боль­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем на све­жем воз­ду­хе. А

воды здесь бы­ва­ет слиш­ком много. Тем­пе­ра­ту­ра в поч­вен­ной среде более ров­ная, чем на по­верх­но­сти. Свет в почву не про­ни­ка­ет.

Стро­е­ние тела крота, цо­ко­ра и сле­пы­ша го­во­рит о том, что все они оби­та­те­ли поч­вен­ной среды. Пе­ред­ние ноги у крота и цо­ко­ра – глав­ный ин­стру­мент для рытья. Они плос­кие, как ло­па­ты, с очень боль­ши­ми ког­тя­ми. А у сле­пы­ша ноги обыч­ные. Он вгры­за­ет­ся в почву мощ­ны­ми пе­ред­ни­ми зу­ба­ми. Тело у всех этих зверь­ков оваль­ное, ком­пакт­ное, для более удоб­но­го пе­ре­ме­ще­ния по под­зем­ным ходам.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ К ПОЧВЕННОЙ СРЕДЕ

Мень­ше кис­ло­ро­да и боль­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем на све­жем воз­ду­хе. А воды здесь бы­ва­ет слиш­ком много. Тем­пе­ра­ту­ра

Слайд 14Об­ра­зо­ва­ние почвы на­ча­лось толь­ко с по­яв­ле­ни­ем на Земле живых су­ществ. С

тех пор в те­че­ние мил­ли­о­нов лет идет непре­рыв­ный про­цесс её об­ра­зо­ва­ния. Твер­дые гор­ные по­ро­ды в при­ро­де по­сто­ян­но раз­ру­ша­ют­ся. По­лу­ча­ет­ся рых­лый слой, со­сто­я­щий из мел­ких ка­меш­ков, песка, глины. В нем почти нет пи­та­тель­ных ве­ществ, необ­хо­ди­мых для рас­те­ний. Но все же непри­хот­ли­вые рас­те­ния и ли­шай­ни­ки се­лят­ся здесь. Из их остат­ков под воз­дей­стви­ем бак­те­рий об­ра­зу­ет­ся пе­ре­гной. Те­перь в почве могут по­се­лить­ся рас­те­ния. От­ми­рая, они также дают пе­ре­гной. Так по­сте­пен­но почва пре­вра­ща­ет­ся в среду для оби­та­ния. В почве се­лят­ся раз­лич­ные жи­вот­ные. Они по­вы­ша­ют ее пло­до­ро­дие. Таким об­ра­зом, почва не может по­явить­ся без живых су­ществ. В то же время и рас­те­ни­ям и жи­вот­ным необ­хо­ди­ма почва. По­это­му в при­ро­де все вза­и­мо­свя­за­но.
1 см почвы об­ра­зу­ет­ся в при­ро­де за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот по­че­му нель­зя до­пус­кать раз­ру­ше­ние и уни­что­же­ние почвы. Там, где люди уни­что­жи­ли рас­те­ния, почву раз­мы­ва­ет вода, вы­ду­ва­ет силь­ный ветер. Почва мно­го­го бо­ит­ся, на­при­мер, ядо­хи­ми­ка­тов. Если их вно­сить боль­ше нормы, они на­кап­ли­ва­ют­ся в ней, за­гряз­няя её. В ре­зуль­та­те гиб­нут черви, мик­ро­бы, бак­те­рии, без ко­то­рых почва те­ря­ет пло­до­ро­дие. Если в почву вно­сит­ся слиш­ком много удоб­ре­ния или её слиш­ком обиль­но по­ли­ва­ют, в ней на­кап­ли­ва­ет­ся из­бы­ток солей. А это вред­но для рас­те­ний и для всего жи­во­го. Чтобы за­щи­тить почву, на полях необ­хо­ди­мо са­жать лес­ные по­ло­сы, пра­виль­но рас­па­хи­вать на скло­нах, а зимой про­во­дить сне­го­за­дер­жа­ние.
Об­ра­зо­ва­ние почвы на­ча­лось толь­ко с по­яв­ле­ни­ем на Земле живых су­ществ. С тех пор в те­че­ние мил­ли­о­нов лет

Слайд 15Крот от рож­де­ния до смер­ти живет под зем­лей, света бе­ло­го не

видит. Как зем­ле­коп, он не знает себе рав­ных. Всё у него для рытья при­спо­соб­ле­но наи­луч­шим об­ра­зом. Мех ко­рот­кий и глад­кий, чтобы не цеп­лять­ся за землю. Глаз­ки у крота кро­хот­ные, с ма­ко­вое зер­ныш­ко. Веки их плот­но за­кры­ва­ют, когда это необ­хо­ди­мо, а у неко­то­рых кро­тов глаза и вовсе за­рос­ли кожей. Пе­ред­ние лапы у крота – на­сто­я­щие ло­па­ты. Кости на них плос­кие, а кисть вы­вер­ну­та так, чтобы удоб­ней было рыть землю перед собой и от­гре­бать её назад. За день он про­ры­ва­ет 20 новых ходов. Под­зем­ные ла­би­рин­ты кро­тов могут про­сти­рать­ся на огром­ные рас­сто­я­ния. Ходы у крота двух видов:
- Гнез­до­вые, в ко­то­рых он от­ды­ха­ет.
- Кор­мо­вые, они рас­по­ла­га­ют­ся неда­ле­ко от по­верх­но­сти.
Чут­кое обо­ня­ние под­ска­зы­ва­ет кроту, в каком на­прав­ле­нии ко­пать.
Крот от рож­де­ния до смер­ти живет под зем­лей, света бе­ло­го не видит. Как зем­ле­коп, он не знает

Слайд 16У большинства животных ________ среды хоро­шо развиты органы _____________. Например, ястреб

с вы­соты своего полёта видит бегущую по полю мышь

Верблюду нужен определенный жаркий климат, для того, чтобы он мог нормально существовать. Его организм приспособлен для выживания в жарком климате, эти приспособления организма делают его жизнь абсолютно комфортной. Утолять жажду в жару ему помогает ___________, из которого он черпает все необходимые питательные вещества. При необходимости, жир их __________ перерабатывается в воду, и животное утоляет жажду.

горб

зрения

В какой среде обитают животные?

НАЗЕМНО - ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

У большинства животных ________ среды хоро­шо развиты органы _____________. Например, ястреб с вы­соты своего полёта видит бегущую

Слайд 17Такое животное практически всю свою жизнь проводит в море, иногда выбираясь

на сушу. Выдра может нырять на глубину до 97 м и плавать со скоростью до 9 км/час. Причем все движения невероятно грациозные! Большую роль в плавучести играет жировая смазка меха зверька. За счет маленьких глаз выдра отлично видит на суше и под водой. Также у них короткие лапки и острые ногти. Пальцы лап соединены перепонками, что дает возможность хорошо плавать. Когда выдра ныряет в воду ее ушные отверстия и ноздри перекрываются клапанами таким образом, блокируя проникания туда воды.

ВОДНАЯ СРЕДА

Такое животное практически всю свою жизнь проводит в море, иногда выбираясь на сушу. Выдра может нырять на

Слайд 18Длина тела обыкновенной слепушонки составляет 10—12 см. Окрас шёрстки — от светло-бежевого до

почти чёрного. Глаза маленькие, ушные раковины отсутствуют. Линия смыкания губ находится позади резцов. Широкие ступни без шерсти, с щетиновым пояском. Шёрстка мягкая.

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА

Длина тела обыкновенной слепушонки составляет 10—12 см. Окрас шёрстки — от светло-бежевого до почти чёрного. Глаза маленькие, ушные раковины

Слайд 19Вывод:
Все жители природных домиков имеют свои _____________ , благодаря им

не зависимо от среды обитания чувствуют себя _____________________________.
Вывод:Все жители природных домиков имеют свои  _____________ , благодаря им не зависимо от среды обитания чувствуют

Слайд 20ИСТОЧНИК:
Введение в биологию. Н.И Сонин, А.А. Плешаков
https://givotniymir.ru/vydra-sreda-obitaniya-i-obraz-zhizni-vydry/
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://interneturok.ru
Интернет фото.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ИСТОЧНИК:Введение в биологию. Н.И Сонин, А.А. Плешаковhttps://givotniymir.ru/vydra-sreda-obitaniya-i-obraz-zhizni-vydry/https://ru.wikipedia.org/wikihttps://interneturok.ruИнтернет фото.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть