Слайд 3тренинг
«Решение задач по молекулярной биологии»
Слайд 4Типы задач.
1. Установление последовательности нуклеотидов в ДНК, иРНК, антикодонов тРНК, используя
принцип комплементарности.
2. Вычисление количества нуклеотидов, их процентное соотношение в цепи ДНК, иРНК.
3. Определение длины, массы ДНК, иРНК, гена.
4. Определение последовательности аминокислот по таблице генетического кода.
5. Определение количества аминокислот, нуклеотидов.
6. Определение количества водородных связей.
Слайд 5 Цель урока: используя теоретические знания по теме «Биосинтез белка», отработать
умение учащихся решать задачи по молекулярной генетике.
Слайд 18Для успешного решения задач по молекулярной биологии нужно знать следующий материал:
•
Один шаг это полный виток спирали ДНК–поворот на 360o
• Один шаг составляют 10 пар нуклеотидов
• Длина одного шага – 3,4 нм
• Расстояние между двумя нуклеотидами – 0,34 нм
• В молекуле ДНК: А+Г=Т+Ц (Правило Чаргаффа: ∑(А) = ∑(Т), ∑(Г) = ∑(Ц), ∑(А+Г) =∑(Т+Ц)
• Комплементарность нуклеотидов: А=Т; Г=Ц
• Цепи ДНК удерживаются водородными связями, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями: аденин с тимином соединяются 2 водородными связями, а гуанин с цитозином тремя
Слайд 19Алгоритм решения задач.
Анализ задачи. Внимательно прочитайте содержание задачи, осмыслите ее и
определите: к какому разделу или теме относится задача, найдите, что дано и что необходимо найти.
2. Сокращенная запись условия.
С помощью условных обозначений коротко запишите, что дано и что нужно найти (как на уроках химии или физики). Подумайте, какие из постоянных известных вам величин можно использовать при решении задачи, запишите их.
3. Оформление записи задачи.
Действий в задаче может быть несколько. Записывайте их так: 1) ...; 2) ...; 3) ... и т.д.
Решайте задачу поэтапно. На каждом этапе кратко сформулируйте вопрос.
Тщательно проверяйте результаты расчетов.
Проверьте всю ли информацию из условия задачи использовали.
При необходимости выберите другой способ решения.
4. Завершающий этап.
Проверьте правильность решения в целом, сформулируйте и запишите окончательный ответ.
Слайд 20Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны молекул тРНК , если фрагмент ДНК
имеет последовательность нуклеотидов Г-Ц-Ц-Т-А-Ц-Т-А-А-Г-Т-Ц
Дано: ДНК Г-Ц-Ц-Т-А-Ц-Т-А-А-Г-Т-Ц
Решение: (нуклеотиды подбираем по принципу комплементарности А-У, Г-Ц под ДНК сначала строим иРНК, затем тРНК)
1. ДНК Г Ц Ц Т А Ц Т А А Г Т Ц
2. иРНК Ц Г Г А У Г А У У Ц А Г
3. тРНК Г Ц Ц У А Ц У А А Г У Ц
Ответ: иРНК имеет последовательность нуклеотидов Ц Г Г А У Г А У У Ц А Г, антикодоны тРНК Г Ц Ц У А Ц У А А Г У Ц
Слайд 21Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК -ТТТЦЦЦАТАТТГЦЦАЦ- в результате мутации одновременно выпадают
первый нуклеотид и второй триплет нуклеотидов. Запишите новую нуклеотидную последовательность в цепи ДНК, постройте по ней матричную РНК, определите последовательность антикодонов тРНК.
Слайд 222. Сколько содержится нуклеотидов А, Т, Г, Ц во фрагменте молекулы ДНК,
если в нем обнаружено 1200 нуклеотидов Ц, что составляет 20% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?
Слайд 233. Белок состоит из 158 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген,
если расстояние между 2 соседними нуклеотидами составляет 0,34 нм
Слайд 244. Участок гена имеет следующее строение: ТТТЦЦЦАТАТТГЦЦА. Укажите состав белка, информация о
котором содержится в гене.
Слайд 255. В биосинтезе полипептида участвуют молекулы т-РНК с антикодонами УАЦ, УУУ,
ГЦЦ, ЦАА в данной последовательности. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, ДНК и количество аминокислот, закодированных на этом фрагменте молекулы белка.
Слайд 266. Две цепи ДНК удерживаются водородными связями. Определите число водородных связей в
этой цепи ДНК, если известно, что нуклеотидов с аденином 12, с гуанином 20.