Слайд 1Основы проектной и
исследовательской деятельности
Слайд 2Значимость проекта для школьника
Формирует «умение учиться», умение решать проблемы, работать с
информацией, адекватно передавать свои мысли, общаться.
Способствует успешному продолжению образования в колледже или ВУЗе.
Формирует «проектный» тип мышления, характерный для лидеров современной политики, бизнеса, искусства и спорта.
Слайд 3Учебный проект
Включает этапы:
Проблемная ситуация
Проблема, заключенная в ней и осознанная человеком
Поиск способов
решения проблемы
Получение продукта, который делает возможным достижение цели или решение проблемы.
Слайд 4Начальный этап работы над проектом включает:
Анализ исходной проблемы
Формулировка определенной цели
Описание ожидаемого
продукта
План предстоящей работы
Слайд 5Проект завершен, если
Исходная проблема решена
Создан проектный продукт, как одно из средств
решения проблемы
Представлен письменный отчет о работе
Представлена публичная презентация продукта
Слайд 6Проект - исследование
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Цель исследовательской деятельности
- уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Исследование - поиск истины или неизвестного,
проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Слайд 7Основные этапы проектной деятельности:
Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка
цели проекта, выбор названия проекта.
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.
Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений.
Подготовка и защита презентации.
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Слайд 8Этапы исследования:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Выдвижение гипотезы.
Постановка цели и конкретных
задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор методов и методики проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Слайд 9Проект – это пять «П»:
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
(создание проектного продукта)
5. Презентация проектного продукта
Слайд 10Проблема проекта и исследования
Проблема– противоречивая ситуация,
требующая своего разрешения.
Источники проблемы
– противоречия между:
известным и неизвестным;
знаниями и умениями;
сложностью задачи и известными способами ее решения;
потребностями и возможностями.
Слайд 11Цель проекта и исследования
Цель формулируется кратко и предельно
точно, в смысловом отношении
выражая то
основное, что необходимо сделать для
решения проблемы.
Цель исследования – это конечный результат.
Можно поставить целью:
выявить…,
установить…,
обосновать…,
уточнить…,
разработать….
Слайд 12Тема проекта и исследования
Не должна быть сформулирована общими фразами или слишком
расплывчата.
Быть актуальной, интересной, практически значимой.
Должна быть согласована с целью проекта или исследования.
Слайд 13Гипотеза
В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это
позволит конкретизировать предмет
исследования. В ходе работы
она может быть либо
подвержена, либо опровергнута.
Гипотеза должна быть обоснованной, т.е.
подкрепляться литературными данными и
логическими соображениями.
Гипотеза – научно-обоснованное предположение о
непосредственно наблюдаемом явлении.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
Слайд 14Задачи проекта и исследования
Задачи и цели - не одно и то
же. Задачи
показывают, что вы собираетесь делать.
Задача исследования – это выбор путей и
средств доля достижения цели в соответствии с
выдвинутой гипотезой.
Слайд 15Объект исследования
Объект - это та совокупность связей, отношений и свойств, которая
существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследования информации.
Объект исследования – это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность.
Слайд 16Предмет исследования
Предмет исследования – это конкретная
часть объекта, внутри которой ведётся поиск.
Именно
предмет исследования определяет
тему работы.
Предмет включает только те связи и
отношения, которые подлежат непосредственному
изучению в работе, устанавливают границы
научного поиска. В каждом объекте можно
выделить несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет цель и задачи
исследования
Слайд 17Планирование работы
Включает разные этапы работы над проектом с учетом времени
и сроков их выполнения.
Составление календарного плана проекта.
Слайд 18Методы исследования
Метод – это способ достижения цели исследования. Методы научного познания
традиционно делятся на общие и специальные. Наиболее часто в исследовании используются следующие методы:
Теоретические методы:
моделирование,
абстрагирование,
анализ и синтез,
восхождение от абстрактного к конкретному.
Эмпирические методы:
наблюдение,
сравнение,
эксперимент.
Математические методы:
статистические,
методы и модели теории графов и сетевого моделирования,
методы и модели массового обслуживания,
метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).
Слайд 19Литературный обзор
Это краткая характеристика того, что известно
об исследуемом явлении, в
каком направлении
работают другие исследователи. В обзоре
необходимо показать, что вы знакомы с
областью исследования по нескольким
источникам и ставите новую задачу, а не
«изобретаете велосипед».
Написание литературного обзора помогает
свободно овладеть материалом, обоснованно
отвечать на вопросы во время доклада.
Слайд 20Собственные данные
Рабочие данные обрабатываются и в тексте
представляются только самые необходимые.
Наиболее наглядна форма представления
данных – графическая.
Полученные данные необходимо сопоставить
как друг с другом, так и с литературным
источниками, затем установить и
сформировать закономерности, обнаруженные
в процессе исследования.
Слайд 21Выводы
Завершается работа выводами, в
которых тезисно, по порядку излагаются
результаты работы.
Выводы должны соответствовать целям,
задачам и гипотезе исследования, и
отвечать на поставленные вопросы.
Слайд 22Список литературы
Алфавитная группировка предполагает
расположение источников в алфавитном
порядке фамилий их
авторов либо заглавий (в
тех случаях, когда точные сведения об авторах
отсутствуют или их число – свыше четырёх).
В алфавитном списке литературы не
рекомендуется смешивать несколько
алфавитов: вначале списка перечисляются
источники на языке письменной работы, затем
– все остальные.