Презентация, доклад к уроку по теме Генетика и селекция

Содержание

Актуальность работы Удивительными открытиями в науке и грандиозным научно- техническим прогрессом ознаменовался хх век. Однако научно-технический прогресс в настоящем виде имеет негативные стороны: исчерпание ископаемых ресурсов, загрязнение окружающей среды, исчезновение

Слайд 1Филиал МБОУ Волчковской СОШ в с. Шехмань

Генная инженерия на службе

человечества.

Автор: ученица 10 класса Скакова Алина Сергеевна
Руководитель: учитель биологии Сухова Валентина Сергеевна

2019 год




Филиал МБОУ Волчковской СОШ в с. Шехмань Генная инженерия на службе человечества.Автор: ученица  10 класса Скакова

Слайд 2Актуальность работы
Удивительными открытиями в

науке и грандиозным научно- техническим прогрессом ознаменовался хх век. Однако научно-технический прогресс в настоящем виде имеет негативные стороны: исчерпание ископаемых ресурсов, загрязнение окружающей среды, исчезновение многих растений и животных, глобальное изменение климата, появление озоновых дыр над полюсами Земли и т. д. Ясно , что такой путь ведёт в тупик. Нужно принципиальное изменение вектора развития.
Современный уровень наших знаний биохимии, молекулярной биологии и генетики позволяет рассчитывать на успешное развитие новой биотехнологии - генной инженерии, т. е. совокупности методов , позволяющих путём операций in vitro (в пробирке) переносить генетическую информацию из одного организма в другой. Результатом подобных манипуляций являются «гибридные», или рекомбинантные, молекулы ДНК, которых до этого не было в природе. Данная методика позволяет получить биологически активные соединения, необходимые для использования в сельском хозяйстве, медицине, ветеринарии, фармакологии, криминалистике и т. д. Таким образом, генная инженерия может внести решающий вклад в решение глобальных проблем человечества.
Актуальность работы       Удивительными открытиями в науке и грандиозным научно- техническим прогрессом

Слайд 3Цель: Показать вклад генной инженерии в решении глобальных проблем человечества
Задачи:

*Подобрать и изучить литературу по данной теме.
* Изучить историю открытия, значение генов, принципиальное отличие строения генов эукариот от генов прокариот.
* Проследить историю генной инженерии, выяснить её методы и возможности.
*Познакомиться с достижениями генной инженерии и их ролью в жизни человека.
*Выяснить перспективы генной инженерии.

Цель:  Показать вклад генной инженерии в решении глобальных проблем человечестваЗадачи:   *Подобрать и изучить литературу

Слайд 4Гипотеза
Освоение и применение современных методов генной

инженерии может привести к познанию окружающего мира и решению глобальных проблем человечества
Гипотеза     Освоение и применение современных методов генной инженерии может привести к познанию окружающего

Слайд 5История открытия гена
Ген-это участок

молекулы ДНК (или РНК в случае некоторых вирусов, не содержащих ДНК), несущий информацию о первичной структуре одного полипептида, одной молекулы транспортной РНК или одной молекулы рибосомной РНК.
История открытия гена       Ген-это участок молекулы ДНК (или РНК в случае

Слайд 6История открытия гена

История открытия гена

Слайд 7Строение гена
Гены занимают определённый локус в молекуле ДНК или РНК. Отличаются

разной последовательностью нуклеотидов.
У прокариот гены образуют опероны.
Оперон-единица транскрипции.

промотор

оператор

Структурный ген 1

Структурный ген 2

Структурный ген 3

ДНК

Гены несут информацию о структуре и - РНК.
Промотор - посадочная площадка для РНК - полимеразы, которая начинает синтез и - РНК.
С оператора начинается операция-синтез и - РНК. Если с оператором связан белок-репрессор синтез и - РНК не происходит.

Строение генаГены занимают определённый локус в молекуле ДНК или РНК. Отличаются разной последовательностью нуклеотидов.У прокариот гены образуют

Слайд 8Строение гена
У эукариот единицей транскрипции является отдельный ген.
Интрон 1
Э 1
Интрон 2
Э2
Интрон

3

Э3

Интрон 4

Э4

Интрон 5

Гены эукариот «разорваны» в отличии от прокариотических генов и представляют собой непрерывную последовательность нуклеотидов.
Экзоны (Э1, Э2, Э3, Э4) – нуклеотидные последовательности, кодирующие аминокислоты (у человека менее 5%)
Интроны – некодирующие последовательности (у человека-24%).
70% нуклеотидных последовательностей могут выполнять различные функции,например являться регуляторными зонами.
Перед трансляцией копии интронов вырезаются, а копии экзонов сшиваются (сплайсинг). При созревании И – РНК эукариот, кроме сплайсинга происходит кепирование (модификация 5 штрих-конца растущей цепи про- иРНК для правильной посадки и – РНК на рибосому) и полиаденилирование (присоединение к 3 штрих-концу от 30 до 300 адениловых нуклеотидов, которые удлиняют время жизни и – РНК.

Строение генаУ эукариот единицей транскрипции является отдельный ген.Интрон 1Э 1Интрон 2Э2Интрон 3Э3Интрон 4Э4Интрон 5   Гены

Слайд 9Геном человека. Значение генов.
В 2003 году завершена 15 – летняя работа

международной программы «Геном человека».
Результаты работы:
* Определение последовательностей всех 3,2х10 в 9 степени нуклеотидов.

Установлено 38, 5 тысяч генов.

Геном человека. Значение генов.В 2003 году завершена 15 – летняя работа международной программы «Геном человека».Результаты работы:* Определение

Слайд 10История генной инженерии
Годом рождения генной инженерии

считается 1972 год, когда в лаборатории Пола Берга в США была получена in vitro первая рекомбинантная ,способная размножаться в бактерии кишечной палочки E. coli. Появление генной инженерии стало возможным благодаря фундаментальным открытиям молекулярной биологии.







История генной инженерии     Годом рождения генной инженерии считается 1972 год, когда в лаборатории

Слайд 11Методы генной инженерии
Наиболее распространённым

методом генной инженерии является метод получения рекомбинантных, т. е.содержащих чужеродный ген, плазмид.

Плазмиды – кольцевые двухцепочные молекулы ДНК, состоящие из нескольких тысяч пар нуклеотидов.
Простота устройства плазмид и лёгкость, с которой они «входят и выходят» из бактерий, используются генными инженерами для введения в клетки бактерий генов высших организмов.

Мощным инструментом генной инженерии являются открытые в 1974 г. ферменты рестрикционные эндонуклеазы, или рестриктазы. Они узнают определённые последовательности нуклеотидов (так называемые сайты – участки узнавания) и вносят симметричные, расположенные наискось друг от друга разрывы в цепи ДНК на равных расстояниях от центра сайта узнавания. В результате на концах каждого фрагмента образуются короткие «одноцепочечные хвосты», называемые липкими хвостами.

Методы генной инженерии       Наиболее распространённым методом генной инженерии является метод получения

Слайд 12Методы генной инженерии
Рестрикция
Лигирование
Разрезание ДНК человека и плазмидной ДНК рестриктазой на множество

различных фрагментов, но с одинаковыми липкими концами.

Включение фрагментов ДНК человека и плазмиды благодаря сшиванию липких концов ферментом лигазой.

Методы генной инженерииРестрикцияЛигированиеРазрезание ДНК человека и плазмидной ДНК рестриктазой на множество различных фрагментов, но с одинаковыми липкими

Слайд 13Методы генной инженерии
Трансформация
Скрининг
Введение рекомбинантных плазмид в бактериальные клетки , но проникновение

плазмид происходит только в часть бактерий. Для отделения трансформированных бактерий от нетрансформированных их высевают на гелеобразную питательную среду. Трансформированные бактерии размножаются, образуя колонию потомков-клон.

Отбор среди клонов трансформированных бактерий тех, которые содержат плазмиды, несущие нужный ген человека. Для этого колонию накрывают специальным фильтром на котором остаётся отпечаток клонов. Затем проводят гибридизацию с радиоактивным зондом, на фильтр накладывают рентгеновскую фотоплёнку, проявляют и находят бактерии с нужным геном.

Методы генной инженерииТрансформацияСкринингВведение рекомбинантных плазмид в бактериальные клетки , но проникновение плазмид происходит только в часть бактерий.

Слайд 14Возможности генной инженерии.
Генная инженерия преодолела барьер, существующий в

живом мире, где генетический обмен осуществляется только в пределах одного вида или близкородственных видов организмов.
Генная инженерия открывает совершенно новые пути во многих практических аспектах жизни человека:

Возможности генной инженерии.    Генная инженерия преодолела барьер, существующий в живом мире, где генетический обмен

Слайд 15Роль генной инженерии в медицине
Одно

из наиболее важных направлений генной инженерии – производство лекарств нового поколения, представляющих собой биологически активные белки человека. В большинстве случаев белки человека (как и других животных) видоспецифичны, т. е. для лечения человека можно использовать только белки человека.
Роль генной инженерии в медицине      Одно из наиболее важных направлений генной инженерии

Слайд 16Роль генной инженерии в медицине
История получения интерферонов

Роль генной инженерии в медицинеИстория получения интерферонов

Слайд 17Достижения генной инженерии растений

Достижения генной инженерии растений

Слайд 18Достижения генной инженерии растений
В НИИСХ ЦРНЗ создан сорт озимой ржи «Альфа»,

отвечающий всем требованиям мирового стандарта по технологическим и хлебопекарным качествам зерна и муки для использования в детском и диетическом питании.

В НИИСХ ЦРНЗ на уровне мировых достижений создано целое семейство новых, высокоурожайных, устойчивых к заболеваниям, ценных по качеству зерна сортов овса.

Трансгенные формы растений

Созданный в ВИРе «банк» доноров-носителей генов, определяющих важнейшие признаки и свойства растений не имеет равных себе в мире.

Селекционерами Поволжья и Западной Сибири созданы высокоурожайные сорта яровой пшеницы

Во Всероссийском институте зернобобовых культур создан новый детерминантного типа с неосыпающими семенами, устойчивый к полеганию сорт гороха.

Выведены скороспелые и ультраскороспелые самые засухоустойчивые в мире сорта проса.

Создание фитофтороустойчивых сортов картофеля.

Достижения генной инженерии растенийВ НИИСХ ЦРНЗ создан сорт озимой ржи «Альфа», отвечающий всем требованиям мирового стандарта по

Слайд 19Достижения генной инженерии в создании трансгенных животных.
Успехи в области экспериментальной эмбриологии

позволили создать методы введения искусственно созданных генов в ядра яйцеклеток или сперматозоидов. В результате возникла возможность получения трансгенных животных.

Одним из первых примеров успешного создания трансгенных животных было получение мышей, в геном которых встроен ген гормона роста крысы. Такие мыши росли быстро и достигали размеров существенно превышающих размеры контрольных животных.

В мире уже существует сотни трансгенных овец и коз, продуцирующих в молоке от десятков миллиграмм до нескольких грамм очень важного белка - фактора свёртываемости крови 1Х. Его отсутствие, обусловленное мутацией, является причиной гемофилии. Белком, полученным из молока , лечат детей – гемофиликов. До сих пор больным вводили фактор свёртывания крови, полученный из крови доноров. Белок из молока трансгенных животных дешевле и безопаснее т. к. у овец нет многих вирусов ,которые могут быть у доноров.

Трансгенная, клонировнная овечка Полли, родившаяся в 1997 г. белком, полученным из её молока лечаат детей – гемофиликов.

Крайняя слева

Достижения генной инженерии в создании трансгенных животных.Успехи в области экспериментальной эмбриологии позволили создать методы введения искусственно созданных

Слайд 20Достижения генной инженерии в создании трансгенных животных
С молоком трансгенных животных можно

получать не только лекарства. Известно, что для производства сыра высокого качества необходим фермент, створаживающий молоко –ренин .Этот фермент добывают из желудков молочных телят. Он дорог и не всегда доступен. Наконец, генные инженеры сконструировали дрожжи, которые стали производить этот ценный белок при микробиологическом синтезе. Генно-инженрный ренин под названием «химозин» продаётся во всём мире, в том числе и России.

Следующий этап генной инженерии создание трансгенных овец, которые синтезируют химозин в молоке. Эти овцы синтезируют до 300мг./л фермента в молоке. Для процесса сыроварения белок можно не выделять, а использовать в составе молока.

Одна трансгенная овца может произвести с молоком такое количество лекарств, которое достаточно для лечения сотен тысяч больных. Это ценное свойство трансгенные овцы передают потомству.

Достижения генной инженерии в создании трансгенных животныхС молоком трансгенных животных можно получать не только лекарства. Известно, что

Слайд 21Промышленный микробиологический синтез новых биоматериалов и биокатализ.

Промышленный микробиологический синтез новых биоматериалов и биокатализ.

Слайд 22Перспективы генной инженерии

Перспективы генной инженерии

Слайд 23Гипотеза подтвердилась!
Освоение и применение методов генной инженерии

открывает совершенно новые пути в медицине, химии, в производстве энергии, новых материалов, охране окружающей среды.
Гипотеза подтвердилась!    Освоение и применение методов генной инженерии открывает совершенно новые пути в медицине,

Слайд 24Выводы:
*Понятие ген ввёл в 1909 г. датский генетик

В. Иогансен
*Гены прокариот образуют структурно –функциональные блоки-
опероны.
*У эукариот единицей транскрипции является отдельный ген. Гены эукариот «разорваны» в отличии от прокариотических генов и представляют собой непрерывную последовательность нуклеотидов.
*Годом рождения генной инженерии считается 1972 г., когда в лаборатории Пола Берга в США была получена in vitro первая рекомбинантная, способная размножаться в бактерии кишечной палочки E. coli.
*Методы генной инженерии: рестрикция, лигирование, трансформация, скрининг.
*Генная инженерия может внести решающий вклад в решение глобальных проблем человечества в области медицины, селекции растений и животных, охране окружающей среды, производстве новых материалов, энергии, химии, молекулярной биологии.

Выводы:   *Понятие ген ввёл в 1909 г. датский генетик В. Иогансен   *Гены прокариот

Слайд 25Информационные источники:
*М.П.Бородин, Л. В. Высоцкая, Г. М.Дымшиц, Б.

М. Медников. и др. Общая биология 10 – 11 классы, в двух частях , профильный уровень. Москва «Просвещение» – 2012 год.
*В. Г. Дебабов Биотехнология: вклад в решение глобальных проблем,
стр. 9 , научно – теоретический и методический журнал «Биология в школе» №1 2008г.
*
Информационные источники:   *М.П.Бородин, Л. В. Высоцкая, Г. М.Дымшиц, Б. М. Медников. и др. Общая биология

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть